Слайд 2
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831)
Подверг пересмотру
логику, идущую от Аристотеля.
Выдвинул самый смелый за всю
историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения».
Создатель неформальной – диалектической- логики.
Слайд 3
Значение философии Гегеля заключалось в том, что в
ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и
соответствующий ему диалектический метод исследования.
Слайд 4
Гегель стремился исследовать и обосновать важнейшие принципы диалектического
способа мышления, противоположного метафизике. Подвергнув критике метафизический метод, Гегель
сформулировал законы и категории диалектики.
Слайд 5
Категории качества и количества
Качество это то, без чего
объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но
до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Слайд 7
1) Закон перехода количественных отношений в качественные(накопившиеся количественные
изменения приводят к качественным изменениям и к механическому развитию).
Слайд 8
2) Закон направления развития (отрицание отрицания).
Голое отрицание
- нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.
Диалектическое отрицание- сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве.
Слайд 9
3) Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития
в борьбе противоположностей)
Слайд 10
Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое
духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании.
Слайд 11
Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самого
себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием.
Цель существования человека – познание абсолютной идеи.
Слайд 12
Гегель «освободил» мышление , сознание, творчество, от человеческого
рода.
Мышление людей он не отрицает, но признает за ним
лишь возможность – узнать и познать уже содеянное.
Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления.
Слайд 13
Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система состоит
из трех частей:
Слайд 14
1. Логика.
Занимает центральное место по своему содержанию и
по форме.
Логика, которая учит человека мыслить, - «субъективная» логика
(учение о понятии).
Ей предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это логика не зависящей от человека действительности.
Слайд 15
Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к
конкретному, принцип единства исторического и логического.
Высшим началом логики и
мышления служит положение о тождестве бытия и разума (все действительное разумно, все разумное действительно).
Слайд 16
2. Философия природы
Смысл и значение природы в том,
что она выражает собою дух божественный и дух человеческий.
Природу
Гегель рассматривал как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания.
Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.
Слайд 17
3. Философия духа
3 раздела: субъективный дух, объективный дух,
абсолютный дух.
На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает
в формах сознания, разума и деятельности человека.
Философия духа охватывает все проявления социального и духовного мира: индивидуальное и общественное сознание, всемирную историю и государство.
Слайд 18
4. Философия истории
История – сфера закономерности.
Законы реализуются посредством
сознательной деятельности людей.
История является «развитием духа во времени», имеется
в виду «мировой дух».
Цель истории – развитие свободы, свободы гражданина в «гражданском» обществе.
«Свобода является сама по себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа».
Реализация свободы заключает в том, что дух сам осознает себя свободным, история является также и «прогрессом в осознании свободы».
Слайд 19
Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности
мира. Однако разумен не результат развития сам по себе,
а само развитие, включающее в себя и своей результат.
Слайд 20
Метод, разработанный Гегелем направлен на бесконечность познания.
Поскольку
объективной основой его является абсолютный дух, а целью -
самопознание этого абсолютного духа, постольку познание ограничено.
То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля.