Слайд 2
Цель - Создание условий для реализации и развития творческого
потенциала музыкально-одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной
одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.
Слайд 3
Методические принципы
1. Одним из главных принципов в работе
с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок
чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
Приобщение к народной культуре (слушание и пение эстрадных, русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности - предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Слайд 4
Программа по дополнительному образованию осуществляется в следующих формах:
·
Музыкальное занятие
· Развлечения
· Вечера досуга
· Самостоятельная игровая деятельность
Музыкальное занятие
проводится в подгруппе по следующей структуре:
1. Музыкально-ритмическое движение;
2. Развитие чувства ритма, музицирование;
3. Пальчиковая гимнастика;
4. Слушание музыки;
5. Распевание, пение;
6. Пляски, игры, хороводы
Слайд 5
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы
открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать
у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже впервые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей
Слайд 6
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической
практике я использую технологию педагогического наблюдения. Результаты наблюдения -
наличие или отсутствие того или иного параметра, фиксируются в протоколе. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка. Как уже отмечалось , музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной. Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания. Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности я организовала дополнительную работу:
- участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;
- подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Слайд 7
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть
сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается
он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.
Материально-технические условия организации педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей не многим отличаются от условий организации музыкального воспитания всех воспитанников детского сада. К ним относится, прежде всего, предметно-развивающая среда в которой протекает воспитательный процесс.
Развивающая предметная среда - это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Среда развития ребенка - это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.
Слайд 8
Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми
является организация работы с их родителями или законными представителями.
Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
1. Информационно - аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:
Выявить интересы и предпочтения родителей;
Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;
Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно - информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок - передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.
Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. Выше сказанное будет справедливо и по отношению к одаренным детям. Более того, родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для таких родителей специально подготовлены консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания»,«Музыкальное воспитание в садике и дома» В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.
Слайд 9
Список детей
1. Крылов Костя
2. Лемайкина Арина
3. Тюкавкин Савелий
4. Казак Степа
5.Кисилевская Полина
6. Гладкова Вика
7. Кузнецова Нелли
8. Гаврилюк Саша
9. Вайс Катя
10. Бочкарникова Соня
11. Маркевич Лена
12. Вагин Артем
13. Старицина Даша
14. Пономарева Арина