Слайд 2
Западный лошадиный энцефалит.
Западный лошадиный энцефалит— острое нейровирусное трансмиссивное
заболевание, характеризующееся лихорадкой, симптомами общей интоксикации и поражением центральной
нервной системы.
Слайд 3
Этиология.
Возбудитель — альфа-вирус группы А семейства тогавирусов экологической
группы арбовирусов.
Выделен в 1931 г. от больных лошадей
во время эпизоотии в западных штатах Северной Америки. В 1938 г. аналогичный вирус выделен из мозга ребенка, погибшего от энцефалита. Выделенные штаммы вируса оказались патогенными для многих видов лабораторных животных.
Имеет округлую форму, диаметром от 25 до 40 нм, хорошо сохраняется в замороженном и высушенном состоянии. При температуре 60°С погибает в течение 10 мин, под влиянием ультрафиолета
— за 15—20 мин.
Культивируется на куриных эмбрионах.
К вирусу чувствительны белые мыши, хомяки, крысы, морские свинки, кролики, щенки.
Слайд 4
Эпидемиология
Болезнь регистрируется в США, Канаде, Центральной и Южной
Америке (Гайана, Бразилия, Аргентина), особенно часто в Центральной Калифорнийской
долине, Периодически возникают вспышки этого заболевания среди населения.
Западный американский лошадиный энцефалит может поражать все возрастные группы людей, но чаще болеют взрослые.
Встречается в весенне-летние месяцы, когда активность переносчиков бывает максимальной.
Резервуаром инфекции являются дикие птицы (гуси, утки, фазаны и др.).
Переносчики — комары Culex tarsalis, возможно другие виды.
Слайд 5
Патогенез.
Во время вирусемии возбудитель проникает в мозг. В
мозговых оболочках развивается умеренное воспаление с преимущественной реакцией лимфоидных
клеток. Наиболее выраженные изменения возникают в нервных клетках головного и спинного мозга, особенно в коре больших полушарий головного мозга (характерна гибель клеток Пуркинье), коре мозжечка, хвостатых и чечевидных ядрах, висцеро-латеральных ядрах зрительных бугров. Наряду с поражением нейронов определяются околососудистые клеточные.инфильтраты и выраженная глиозная реакция, местами — очаги размягчения вещества мозга, иногда образуются кисты в белом веществе полушарий, коре и базальных ганглиях.
Слайд 6
Симптомы и течение.
Инкубационный период
от 4 до 21 сут (чаще 5—10 дней). Характерны
продромальные явления в виде общего недомогания, головных болей, сонливости, иногда диспепсических расстройств. Через 2—3 дня состояние больных резко ухудшается, температура тела резко повышается до 40—4ГС, усиливается головная боль, появляются выраженные миалгии, отмечаются тошнота, рвота, нарушается сознание. На фоне общемозговых симптомов возникают признаки очагового поражения нервной системы: атаксия, нистагм, дизартрия, тремор, гипорефлексия.
У 10—15% больных развиваются параличи.
В цереброспинальной жидкости обнаруживают умеренный лимфоцитарный плеоцитоз (350—400 клеток в 1 мкл), незначительно увеличенное количество белка и сахара.
В крови — нейтрофильный лейкоцитоз, ускоренная СОЭ. Продолжительность болезни от 1 до 3 нед.
Слайд 7
Диагноз и дифференциальный диагноз.
Диагностика основана на определении гемагглютининов,
комплементсвязывающих и вируснейтрализующих антител путем исследования парных сывороток в
реакциях РТГА, РСК и РН. Вирус может быть выделен из крови и ликвора в острой стадии болезни на клетках куриного эмбриона.
Дифференциальная диагностика: проводится с другими арбовирусными энцефалитами (восточный, Сент-Луис, Калифорнийский и др.).
Слайд 8
Лечение.
Назначают такую же патогенетическую и симптоматическую терапию,
как и при других вирусных энцефалитах. Для предупреждения обезвоживания
организма больным внутривенно вводят раствор глюкозы, уротропин, гипертонический 10% раствор хлорида натрия. Внутрь назначают глауберову соль, делают клизмы.
Показано раннее введение по 3—6 мл противоэнцефалитного лошадиного иммуноглобулина в течение 2-3 дней подряд. В первый день лечения препарат вводят дважды с интервалом 10—12 ч.
Слайд 9
Профилактика и мероприятия в очаге. Проводят двукратную вакцинацию
населения в эндемичных по лошадиному энцефаломиелиту районах формоловой вакциной.
Для борьбы с комарами используют инсектициды, а для защиты от их укусов — репелленты.
Прогноз. Летальность у взрослых — до 8—10%,
у детей — 15-20%. Остаточные явления отмечаются редко.
Слайд 11
Венесуэльский энцефаломиелит
— острое трансмиссивное антропозоонозное нейроинфекционное заболевание. Характеризуется
лихорадкой, синдромом общей инфекционной интоксикации, поражением центральной нервной системы,
иногда развитием очаговой пневмонии.
Слайд 12
Этиология.
Возбудитель — арбовирус семейства тогавирусов, рода альфавирусов, группы
А. Диаметр вириона от 40-45 до 120 нм, геном
представлен односпиральной РНК. (На основании результатов серологических тестов и олигонуклеотидных отпечатков был выявлен комплекс вирусов венесуэльского энцефалита лошадей: подтипы с IA по IE, II (Болотистая местность), III (Мукамбо) и IV (Пиксуна). Подтип JA вызвал эпидемию в Венесуэле, a IB был обнаружен в Эквадоре в 1963 г. Они распространились по всей Центральной Америке, Мексике и Южному Техасу, вызвав там в 1971 г. эпидемию, сопровождавшуюся 76 случаями заболевания человека. В начале 1973 г. около 4000 случаев заболевания было отмечено в Перу.)
Вирусы венесуэльского энцефалита лошадей чувствительны к хлороформу, этиловому эфиру, этиловому и бутиловому спиртам, фенолу. Могут длительно сохраняться в 50% растворе буферного глицерина при 70°С. Нагревание вируссодержащей суспензии до 60°С инактивирует вирус через 10 мин, а до 80°С — через 3 мин.
Высококонтагиозен для человека, обезьян, домашних животных (лошади, осла, собаки, кошки) и некоторых мелких грызунов. Хорошо растет на куриных эмбрионах и в культуре клеток.
Высокочувствительными животными к вирусу являются морские свинки. Через 12-24 часа после внутрибрюшинного заражения у животных возникает лихорадка, а по прошествии 48—96 часов они погибают.
Нередко заражение животных воспроизводится через искусственную ранку на коже вирусами в разведении 109—1010, что вызывает у них тяжелое заболевание. У хлопковых мышей после внутрибрюшинного заражения 4 дня наблюдается вирусемия, а на 8-й день после заражения обнаруживаются антигемагглютинины.
Слайд 13
Эпидемиология.
Заболевание первоначально представляло собой болезнь лошадей и других
млекопитающих. Признаки инфекции у человека были обнаружены в Венесуэле,
Колумбии, Эквадоре, Панаме, Суринаме, Гвиане, Гватемале, Гондурасе, Мексике, Бразилии, Аргентине, Перу, Флориде, Техасе, на Кюрасао и в Тринидаде. Каждый подтип вируса ВЭЛ имеет собственного энзоотического переносчика. Энзоотические переносчики вируса инфицируют людей, посещающих влажные тропические леса или болота, сборщиков каучука, военнослужащих, дислоцированных в эндемичных районах.
Во время эпизоотии переносчиками вируса служат многие виды комаров, в частности, Aedes, Мапsonia, Psorophora.
Вирус имеет широкий спектр хозяев среди диких млекопитающих, включая обезьян капуцинов, крыс, мышей, опоссумов, американских зайцев, лис и летучих мышей, которые инфицируются естественным путем. Кроме лошадей, болеют также крупный рогатый скот и свиньи в Мексике, козы и овцы в Венесуэле. Вирус хорошо размножается в организме млекопитающих, создавая высокий титр антител в крови. У некоторых больных вирус удается изолировать из смывов глотки, что указывает на возможность передачи инфекции от человека к человеку.
Естественным переносчиком является комар.
Первичным резервуаром — либо дикие, либо домашние наземные млекопитающие. Однако в естественных условиях инфекция может наблюдаться и без участия членистоногих переносчиков. Известны случаи лабораторного заражения, явившегося результатом вдыхания аэрозолей.
Патогенез.
Вирус проникает в организм человека через поврежденную кожу или слизистую оболочку дыхательных путей. После укуса комара возбудители попадают в лимфу или через поврежденные кожные сосуды — в кровь. В период вирусемии они достигают нервной системы, вызывая в нервных клетках дегенеративные изменения. Вирусемия продолжается в среднем до 5 дней. Одновременно поражаются другие внутренние органы, в том числе клетки поджелудочной железы. Восприимчивы к заболеванию все возрастные группы людей. Перенесенное заболевание оставляет прочный иммунитет. Патологоанатомическая картина характеризуется изменениями в центральной нервной системе, свойственными энцефалитам.
Слайд 15
Симптомы и течение.
Инкубационный период варьирует от 2 до
5 дней, после чего внезапно появляются головная боль, лихорадка
(часто сопровождающаяся ознобами), недомогание, миалгии, тошнота, рвота, понос, боли в горле. В большинстве случаев инфекция протекает в виде нетяжелого острого фибрильного заболевания, не сопровождающегося неврологическими осложнениями. У части больных развиваются признаки воспаления мозговых оболочек (серозный менингит), фотофобии, судороги, нарушения сознания, тремор и диплопия. Наблюдаются мозжечковые и вестибулярные расстройства, парезы глаз двигательных нервов, исчезновение брюшных рефлексов, симптомов Бабинского, Гордона, Оппенгейма. Описаны и более тяжелые проявления болезни. В этих случаях быстро развиваются признаки менингоэнцефаломиелита, кома и наступает смерть.
У 30% больных увеличиваются лимфатические узлы. Первоначально число лейкоцитов остается в пределах нормы; 80% из них составляют нейтрофильные гранулоциты. На 3-й день у 30% больных развивается лейкопения. В цереброспинальной жидкости обнаруживают плеоцитоз с незначительным повышением концентрации белка при нормальном уровне содержания глюкозы. В дальнейшем в крови определяются лейкопения, анэозинофилия, сдвиг в сторону молодых нейтрофилов, моноцитоз.
В нетяжелых случаях симптомы заболевания сохраняются в течение 3—5 дней, при более серьезном течении заболевания — в течение 8 дней; крайне редко лихорадка может длиться до 3 нед. В случае двухфазного течения заболевания повторные симптомы появляются на 6—9-й день.
Описан случай развития петехий на мягком небе и рвоты «кофейной гущей». Также развиваются тяжелые неврологические расстройства, судороги, нистагм, сонливость, возбуждение или менингит.
Период реконвалесценции отличается длительной астенизацией, остаточными нарушениями функций соматической и вегетативной нервной системы, которые сохраняются до 3 мес и более.
Слайд 16
Диагноз и дифференциальный диагноз.
Диагноз устанавливают на основании эпиданамнеза,
клинических признаков (лихорадка, миалгии, оболочечные симптомы, другие неврологические расстройства),
лабораторных данных (лейкопения, анаэозинофилия, моноцитоз). Подтверждают его выделением вируса из крови, ликвора и носоглоточных смывов (проводится в специально оборудованных боксах ввиду его высокой контагиозности). В острой стадии болезни этими материалами заражают подкожно или интрацеребрально белых мышей, а также хориоаллантоисную оболочку куриных эмбрионов. Серологическая диагностика основывается на исследовании парных сывороток в РТГА, РСК и РН вируса гомологичными сыворотками.
Дифференциальная диагностика: проводится с другими арбовирусными инфекциями, проявляющимися главным образом лихорадкой, недомоганием, головной болью и миалгией (флеботомная лихорадка, колорадская клещевая лихорадка, лихорадка долины Рифт).