Слайд 2
Оне́гин— роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, написанный в
1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.
Слайд 3
.
Из рассказа о прошлом Онегина, сразу
же прикрепляемого к точно определенной общественной среде, — столичному
(«родился на брегах Невы» ) дворянско-светскому обществу, читатель узнает, как постепенно складывался характер героя: узнает о беспорядочной семейной обстановке и быте родительского дома мальчика Евгения, об его уродливом воспитании на иностранный лад, его возмужалости, суетном и бесплодном светском существовании. Читатель видит, что никаких «несчастий» с Онегиным не происходит. Наоборот, «забав и роскоши дитя» , он проводит время
«среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений» .
Словом, в обстоятельствах его жизни не было решительно ничего романтически исключительного; напротив, они были сугубо типичными для людей данного общественного круга. Типические обстоятельства сложили и типический характер.
Слайд 5
.
Онегин владел французским языком, умел хорошо танцевать, знал
светские манеры. Подчеркивая типичность такого воспитания и образования, Пушкин
с иронией замечает:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.. .
Слайд 6
.
Автор описывает Евгения очень остроумным, элегантным человеком, но
больше всего уделяет внимание главным его качествам — уму,
образованности. Также в романе говорится, что Онегин был “ученый малый, но педант”. Мнения его никогда не совпадали с мнениями высшего света. Поэт изображает типичное времяпрепровождение этого молодого человека: театр, бал до утра.
Слайд 7
.
В глазах общества он был блестящим представителем молодежи
своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку,
изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился — и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.
Слайд 8
.
Онегин вообще не любит людей, не верит в
их доброту и сам губит друга, убивая его на
дуэли.
В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.
Слайд 10
Портрет Онегина — это неоднозначное и сложное сочетание
многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый
значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны.
Слайд 11
Татьяна влюбилась в евгения Онегина потому что, как
говорит поэт, ей пришла пора любить. Вместе с тем,
Татьяна влюбилась в него, не случайно. Как Онегин, который «для всех… кажется чужим» (письмо Татьяне), так и «она в семье своей родной казалась девочкой чужой».
Слайд 12
Но были между ними и отличия. Если сравнить
детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения, становится ясно,
что они прямо противоположны друг другу. У Евгения — иностранцы-гувернеры; у Татьяны — простая русская крестьянка.
Слайд 13
Татьяна — идеальный образ русской женщины. Она мечтает
о настоящей большой любви, о единственном избраннике, а у
Онегина «наука страсти нежной», цепь легких и скоро надоевших побед. Татьяна повзрослела в атмосфере провинциального дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и живая, именно поэтому прекрасна. Она «любит не шутя».
Слайд 14
Онегин испугался подлинных чувств, потому что привык к
светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула
Евгения. Поэтому главный герой роман и прошел мимо того, что предлагало ему открытое сердце Татьяны.
Слайд 15
И только в последней главе в охладевшем, давно
«потерявшем чувствительность» сердце Евгения Онегина спонтанно вспыхивает светлое чувство.
Но даже теперь он увлекается не той Татьяной, какой она была в деревне, «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой». такой Татьяной Онегин пренебрег бы и сейчас. Он стал «томиться жаждою любви» к Татьяне, блистательной великолепной обрамленной рамой столичных гостиных, — «непреступною богиней роскошной царственной Невы»,»равнодушною княгиней».
Слайд 16
Заметим, что эта пленительная Татьяна сама себе чужда.
Ей самой «душно здесь», в этой новой среде, в
которой она стала так интересна Онегину. Она презирает «волненье света», ненавидит окружающую ее «постылой жизни мишуру», «весь этот шум, и блеск, и чад». Всё ее истинное существо: искренность и глубина чувств, верность долгу, душевное благородство — связано с ее близостью к природному, народному…
Слайд 17
Показательно и то, что Татьяна, продолжая испытывать чувства
к Онегину, называет его внезапную любовь к ней «мелким
чувством». Здесь с ней можно и согласится и нет. С одной стороны, Евгений полюбил Татьяну искренне, нежная влюбленность в героиню произвела в нем переворот, вернула ту «чувствительность» его сердцу, порожденную разочарованием в любви, которая вдохнула новые силы в привычную жизнь Онегина и наполнила ее смыслом и содержанием. А с другой, чувства Онегины «мелки» уже потому, что они лишь капля в сравнении с тем морем чувств, которые испытывала Татьяна к Евгению.
Слайд 18
Финальный монолог Татьяны отбирает у центрального героя этот
едва обретенный смысл, погасив всякую надежду на личное счастье.
И абсолютизируя личную драму героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потрясения в последней сцене.
Слайд 19
Таким образом, несмотря на взаимность героев, автор разводит
их жизненные пути, не оставляя шансов на счастье. В
этом и заключается основная трагедия главных героев романа А.С. Пушкина Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Слайд 20
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш
гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам
свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Слайд 21
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст,
движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше
совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
Слайд 22
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи
хитрости презренной —
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы
знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!..
Слайд 23
Но так и быть: я сам себе
Противиться не
в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь
моей судьбе…