понятиями пространства и времени за пределы всякого возможного опыта,
что и неизбежно, если выдавать эти понятия за свойства вещей самих по себе […] – тогда могло бы произойти всякое заблуждение, основанное на видимости, т.к. я в этом случае придавал бы моему субъективному условию созерцания вещей, имеющему, несомненно, значение только для всех чувственных предметов и поэтому для всего возможного опыта, - придавал бы этому субъективному условию всеобщее значение, относя его к вещам самим по себе, вместо того, чтобы ограничивать его пределами опыта.
[…] эти мои принципы, определяющие чувственные представления как явления, не только не превращают этим опыта из истины в призрак, но, напротив, они представляют собой единственное предохранительное средство против трансцендентальной видимости (Schein), обманывающей издавна метафизику и приводившей ее к детскому стремлению – гоняться за мыльными пузырями, принимая явления, т.е. простые представления, за вещи сами по себе – откуда возникли все те замечательные антиномии разума […] и которые разрешаются тем единственным замечанием, что явление истинно, только пока употребляется в опыте, как скоро же оно выходит за его пределы и становится трансцендентным, оно не производит ничего, кроме чистого призрака».
Пролегомены… 1783 (с. 48, 49)
Трансцендентальная видимость