Слайд 2
Принципы диалектики
Диалектика – это метод, исследующий общие закономерности
становления, развития бытия и познания
У диалектического метода два фундаментальных
принципа: принцип всеобщей связи и принцип становления, развития (принцип текучести)
Иногда в качестве фундаментального принципа диалектики выделяют противоречивость всего сущего
Диалектический метод не просто констатирует наличие и неизбежность изменений в мире, но ставит перед собой задачу понять механизмы движения, развития
Слайд 3
История диалектического метода
1. Исторически первой формой диалектического метода
является стихийная, наивная диалектика древних философов (Гераклит, Зеннон, Сократ,
Платон, Аристотель)
2. Второй этап – это диалектический метод, разрабатываемый представителями классической немецкой философии (И.Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). Они создали т.н. идеалистическую диалектику
3. Современная форма диалектики – это материалистическая диалектика (К.Маркс и Ф. Энгельс)
4. Диалектика оказала бесспорное влияние на синергетику – междисциплинарную методологию ХХ века, описывающую функционирование сложных неравновесных самоорганизующихся систем (например, биосферы, социума, организма). Синергетика пытается понять внутренние механизмы самоорганизации сложных структур из состояния, близкого к хаосу (Г.Хакен, И.Пригожин)
Слайд 4
Законы диалектики
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение
между явлениями (например, закон всемирного тяготения, закон сохранения массы)
Основные
законы диалектики:
- закон перехода количественных изменений в качественные
- закон единства и борьбы противоположностей
- закон отрицания отрицания
Авторами т.н. основных законов диалектики являются Г.В.Гегель и Ф.Энгельс
Каждый из этих трех законов представляет собой систему соотнесенных категорий, которые призваны описать некоторые стороны механизма развития.
Слайд 5
Закон перехода количественных изменений в качественные
Качество – это
определенность предмета, тождественная с его бытием (Г.В.Гегель)
Количество – определенность
безразличная для бытия. Гегель: количество есть снятое качество (снятие – это упразднение с одновременным сохранением главного)
Мера – единство количества и качества. Мера – это количественные границы в пределах которых качество остается самим собой
Скачок – переход границы меры, «перерыв постепенности», резкое, взрывоподобное появление нового качества
Эволюция – постепенные количественные изменения в пределах данного качества (нарастание или убывание)
Революция - скачок, рождение нового качества
Развитие, с точки зрения диалектика, это эволюции, с неизбежностью сменяемые революциями. А. Герцен: диалектика – алгебра революций.
Слайд 6
Закон перехода количественных изменений в качественные
Г.В. Гегель: «…всякое
рождение и всякая смерть представляют собой скачок из количественного
изменения в качественное»
Г.В.Гегель: «Различные качества оказываются основанными на разности величин»
Методологическое значение закона в том, что он является попыткой осмысления механизма рождения нового (новых качеств)
Слайд 7
Закон единства и борьбы противоположностей
Тождество – полное совпадение,
идентичность. По мнению Гегеля, в действительности тождество не возможно,
оно всегда будет включать в себя различие
Различие – это несовпадение в чем-то, существенном или случайном
Противоположности – это доведенные до крайности различия, которые в то же время находятся в единстве, составляют одно целое
Противоречие (диалектическое противоречие) – это взаимодействие противоположностей, когда борьба между ними служит двигательной силой, источником развития. Противоречие – центральная категория диалектики
Слайд 8
Закон единства и борьбы противоположностей
Г.В.Гегель: «Противоречие движет миром….
Нечто жизненно лишь постольку, поскольку содержит в себе противоречие.
Ф.Энгельс:
«..тождество с собой уже с самого начала имеет своим необходимым дополнением отличие от всего другого»
В.И.Ленин: «Вкратце диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики.»
Методологическое значение закона о единстве и борьбе противоположностей в том, что дается ответ на вопрос об источнике движения. Таковым является противоречие, борьба противоположных начал, присутствующих в каждом явлении. Движение, таким образом, исследуется как самодвижение.
Слайд 9
Закон отрицания отрицания
Без смерти старого невозможно рождение нового.
В метафизической философии отрицание – это смерть, уничтожение.
Диалектическое отрицание
– это переход на новую стадию развития. Новая стадия отрицает(т.е.уничтожает) старую стадию, но преемственно сохраняет нечто от старого в новом.
Каждая новая стадия в свою очередь станет старой и подвергнется отрицанию. Одно отрицание подразумевает необходимость второго, третьего и т.д. Все эти последующие – называются отрицаниями отрицания
Методологическое значение закона отрицания отрицания в том, что исследуется направленность развития, преемственность его стадий
Развитие имеет поступательный, прогрессивный характер, его можно представить себе в виде спирали
Слайд 10
Парные категории диалектики - 1
Единичное и общее. Единичное
– индивидуальные, неповторимые свойства, принадлежащие отдельным предметам и явлениям.
Общее – признаки, принадлежащие всем элементам класса
Явление и сущность. Явление – внешняя сторона вещей и процессов. Сущность – внутренняя, устойчивая, определяющая сторона. Явление познается на уровне чувственности. К сущности мы приближаемся путем размышления. Познание – это движение субъекта от явления к сущности
Целое и часть. Целое – это множество, объединение отдельных предметов в некую совокупность, которая обладает собственными свойствами и закономерностями. Близкое по смыслу понятие – система. Часть – это отдельные предметы или группы предметов, в совокупности образующие целое. Близкое по смыслу понятие – элемент
Слайд 11
Парные категории диалектики - 2
Содержание и форма. Содержание
– это то, из чего состоит вещь (процесс), единство
частей, связей, отношений объекта. Форма – это способ организации содержания, его внутренняя и внешняя структура. У Гегеля ведущей, динамичной стороной этого отношения является содержание. Именно содержание организует себе соответствующую форму. Содержание оформляет себя.
Причина и следствие. Причина – это некоторое явление, порождающее другое явление, называемое следствием. У Гегеля причинно-следственное отношение носит нелинейный характер. Признание всеобщности причинно-следственных отношений называется детерминизмом.
Необходимость и случайность. Необходимость – это отношение между явлениями, обусловленное внутренними, существенными причинами. Случайность – это отношение, обусловленное внешними, не существенными факторами.
Возможность и действительность – это философские категории, характеризующие две ступени в становлении вещи. Возможность – это объективная тенденция в становлении вещи, условия для ее становления. Действительность – это уже существующая вещь, это результат реализации некоторой возможности. В широком смысле – это совокупность всех реализованных возможностей.
Слайд 12
Синергетическая картина мира по Герману Хакену
Проф. Г. Хакен выбрал следующие ключевые положения, раскрывающие сущность
синергетики:
«1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.
2. Эти системы являются нелинейными.
3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.
4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.
5. Системы могут стать нестабильными.
6. Происходят качественные изменения.
7. В этих системах обнаруживаются эмержентные новые качества.
8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.
9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.
10. Во многих случаях возможна математизация».