Слайд 2
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») —
монотеистическая религия. входит в число трёх мировых религий.
Христианство зародилось
на Востоке Римской империи (территории современного Израиля) в I веке н.э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира - её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, т.е. почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.
Слайд 3
Возникновение христианства
Христианство зародилось в I веке на
иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма. Уже во
времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме - Танах). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в субботу, соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов.
Слайд 4
Распространение христианства
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства
Палестины и средиземноморской диаспоры.
До V века распространение христианства происходило
главным образом в географических пределах Римской империи.
В дальнейшем— среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов.
В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Слайд 5
Распространение христианства
Слайд 6
Теология – наука о религии.
Сущность христианства
Христианство принимает ветхозаветную,
восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца
Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.
Слайд 7
Основные черты христианства
Единобожие с учением о троичности Ипостасей
в едином существе божества (Троица);
2. Понятие о Боге
как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь)
3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.
Слайд 8
Христология – учение об Иисусе Христе
Согласно христианскому вероучению,
человек создан по образу и подобию Божьему. Он был
совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения.
Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу.
Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело.
Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).
Слайд 9
Христианство
(от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») — религия,
основанная на учении Иисуса Христа
В наши дни в
христианстве существуют следующие основные направления:
Католицизм
Православие
Протестантизм
Слайд 10
Основные черты христианства
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία —
буквально «правильное суждение» или «правильное учение») — религиозный термин,
который может использоваться в 4-х близких, но отчётливо различных значениях:
1.Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие Иисуса Христа», обозначает апробированное вселенской Церковью учение — в противоположность ереси. Термин вошёл в употребление в конце IVи в доктринальных документах часто употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч. καθολικός).
2. В современном широком словоупотреблении обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления 7-и Вселенских Соборов.
3. Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (лат. Communicatio in sacris).
4. В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.
5.Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.
6. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире
7. Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти.
Слайд 11
Но́вый Заве́т (др.-греч. Καινὴ Διαθήκη) — собрание книг, представляющее собой
одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии.
Исходные тексты
Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная с середины I века н. э. по конец I века н.э., были написаны на греческом языке, который считался общеупотребительным языком восточного Средиземноморья в первые века н. э. Постепенно сформировавшийся в течение первых веков христианства канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг — четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книгиДеяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Слайд 12
БИБЛИЯ
+
(от греч. βιβλία — книги) — собрание древних текстов, созданных
на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до
н. э. — II в. н. э.), канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.
Слайд 13
Та́инство – священнодействие, в котором верующим сообщается под
видимым образом невидимая благодать Божия (т.е. божественная сила, энергия).
Таинства
Слайд 14
Православие
Православная Церковь составляется сообществом поместных Церквей
Автономных
Автокефальных
Слайд 15
С конца XX века существует 15 общепризнанных автокефальных
Церквей
Константинопольская
Александрийская
Антиохийская
Иерусалимская
Русская
Грузинская
Сербская
Румынская
Болгарская
Кипрская
Элладская
(Греческая)
Албанская
Польская
Чешских земель и Словакии
Православная Церковь в Америке
Слайд 16
В настоящее время существует шесть официально автономных Церквей
Синайская
Православная Церковь
Финская Православная Церковь
Японская Православная Церковь
Эстонская апостольская православная
церковь.
Слайд 17
Католицизм
Ри́мский па́па (лат. Pontifex Romanus —
«римский понтифик»; или Pontifex Maximus —
«верховный
суверенный понтифик») — в
международном праве — суверенная персона
исключительного свойства
(persona sui generis),
поскольку одновременно владеет тремя
нераздельными функциями власти:
Монарх и суверен Святого Престола
Как преемник св. Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх
3. Суверен города-государства Ватикан.
Бенеди́кт XVI (Йо́зеф Ра́тцингер)
Слайд 19
Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его
главенство над всеми христианами.
В католицизме, в отличие от православия,
существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.
В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.
В латинском обряде священник не может быть женатым и обязан дать обет безбрачия, а в восточном перед принятием священства человек имеет право либо вступить в церковный брак, либо принять монашеские обеты.
В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения.
Осенение крестом производится справа налево у православных и слева направо у католиков латинского обряда.
Отличия католицизма от православия
Слайд 20
Протестантизм (лютерантство, евагелизм)
Протестанты считают, что человек может получить
прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его
смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).
Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.
Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения.
Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения:
- спасение личной верой;
- священство всех верующих;
- исключительный авторитет Библии.
Слайд 21
Христианство в Казахстане
Христианство в Казахстане представлено всеми тремя
его основными направлениями: православием, католицизмом и протестантизмом. Кроме того, в 1994
г. в г.Алматы была зарегистрирована религиозная община «Сурб Хач» («Святой Крест») армянской церкви. Православие в Казахстане по численности верующих является вторым после Ислама религиозным направлением, представленным в основном приходами Русской православной церкви, а также старообрядческими общинами.
Слайд 22
История появления православия в Казахстане связана первоначально с
военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. В
1871 году была образована Туркестанская епархия, из которой вышли нынешние Алматинская, Шымкентская и Ташкентская епархии.
До революции 1917 года православная церковь являлась государственной религией царской России и на основе этого пользовалась значительными преимуществами по сравнению с другими религиями.
Первые послереволюционные годы характеризовались жесточайшим преследованием Русской православной церкви. Практически к концу 30-х годов в Казахстане остались единицы действующих храмов, многие церковные здания были разрушены, переделаны под склады и т.п. Восстановление церковной жизни на территории республики началось лишь в 1945 году с образованием Казахстанской епархии и назначением её правящим архиереем (1945-1955гг.) архиепископа Николая (Могилевского), ставшего впоследствии митрополитом и причисленного Юбилейным Собором 2000 года к лику святых. Именно благодаря его деятельности в республике восстанавливались и открывались церкви.
Слайд 23
Первые проявления католицизма на территории Казахстана датируются XIII веком. Связаны
они с пребыванием католических миссионеров, которые по поручению римских
первосвященников ездили к Великим ханам (миссии францисканских монахов Джиованни дель Плано Карпини - 1245 г., Гильома де Рубрука - 1253 г. и др.).
Также среди значимых событий в религиозной жизни католиков следует отметить празднование 12-летия создания Греко-католической общины в г.Павлодаре, которое состоялось в приходе «Святых Петра и Павла» 12 июля с участием руководителя Греко-католической церкви по Средней Азии и Казахстану В.Говера, настоятелей приходов Астаны и Караганды, представителей государственных органов, лидеров украинского национально-культурного центра Павлодарской области и прихожан церкви.
Слайд 24
В Казахстане протестантизм начал распространяться со времен присоединения к России.
Это было обусловлено тем, что в составе Российской армии
на территории Казахстана были и немцы, лютеранского вероисповедания, затем появились и гражданские чиновники, ремесленники и крестьяне. В 80-е годы XIX в. было положено начало миграции из европейской части России в Казахстан меннонитов, лютеран, баптистов. Столыпинская реформа усилила этот процесс, однако основной приток протестантов в республику связан со спецпереселением в Казахстан раскулаченных из европейской части СССР в 30-е годы и с депортацией в республику немцев и поляков в 1939-1945 годах.