Слайд 2
Корнелий Тацит (род. 52 г.), римский историк. Описывая
правление Нерона, Тацит пишет о смерти Христа и о
христианах в Риме: "Но ни все оправдания, какие можно получить от людей, ни все богатства, которые этот правитель мог расточить, ни все жертвы, какие приносил он богам, не могли снять с Нерона тягостное обвинение в том, что он, как считали, приказал устроить пожар Рима. Чтобы подавить эти слухи, он обвинил в поджоге и покарал самыми изощренными пытками людей, которых обычно называли христианами и ненавидели за их чудовищные преступления. Христос, по имени которого они так назывались, был казнен Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия".
Слайд 3
Лукиан из Самосаты, сатирик II века, с презрением
относившийся к Христу и христианам. Он связывал их с
палестинскими синагогами и писал о Христе, что Он "...был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ... Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам".
Слайд 4
Иосиф Флавий (род. 37 г.), еврейский историк.
"Около этого
времени жил Иисус, мудрый человек, если только справедливо назвать
его человеком, ибо он совершал чудеса и был учителем мужей, радостно принимающих истину. Он был Христос, и когда Пилат по наущению начальствующих среди нас, осудил его на распятие, то любившие его сначала не отказались от него, ибо он явился к ним живым на третий день, согласно предсказаниям пророков, говоривших и об этих и о десяти тысячах других чудес, связанных с ним. Племя же христиан, получивших от него свое имя, живо и до сего дня".
Слайд 5
Существует арабский текст этого отрывка. Данный отрывок взят
из арабской рукописи под названием "Книга истории, ведомая всеми
добродетелями мудрости, увенчанная многими философиями и благословенная истиной познания". Рукопись эта составлена епископом Апапием в Х веке и содержит главу, начинающуюся словами: "Во многих ученых книгах нашли мы упоминания о дне распятия Христа". За этим следует список, а также цитаты из некоторых древних трудов.
Слайд 6
Светоний (120 г.), еще один римский историк, судебный
чиновник при императоре Адриане. Он пишет: "Поскольку евреи постоянно
устраивали беспорядки по наущению Хрестуса , он выслал их из Рима". Светоний пишет также: "Нерон подверг наказанию христиан, людей, поддавшихся новому вредному суеверию".
Слайд 7
Плиний Младший, правитель Вифинии в Малой Азии (112г.),
Плиний писал императору Траяну, спрашивавшему, как ему обращаться с
христианами. Он объяснил, что казнит подряд мужчин, женщин, детей обоего пола. Он заставлял христиан поклоняться статуям Траяна, а также "поносить Христа, на что настоящий христианин никогда не пойдет".
Слайд 8
Тертуллиан, юрист и богослов из Карфагена, защищавший христианство
перед римскими властями в Африке. Он упоминает спор между
Тиберием и Понтием Пилатом: "В те дни, когда имя Христа входило в мир, Тиберий сам получил сведения об истинности Божественности Христа, и поставил этот вопрос на рассмотрение Сената, будучи сам настроен в пользу Христа. Сенат, поскольку члены его были врагами христианства, отверг это предложение. Однако император держался своего мнения и пригрозил покарать всех тех, кто обвинял христиан".
Слайд 9
Историк Талл, уроженец Самарин.Одним из первых авторов-неевреев, упомянувших
Христа, был Талл, писавший около 52 г.
Юлий Африкан: "В
третьем томе своей "истории" Талл объясняет эту тьму затмением солнца, что, по моему мнению, неразумно" потому что солнечное затмение не могло совпасть с полнолунием, а Христос был распят в период пасхального полнолуния".
Слайд 10
Флегон, историк I века. "Хроники" Флегона утеряны, однако
небольшой отрывок из этой работы, подтверждающий наступление тьмы над
землей во время распятия. Юлий цитирует Флегона, писавшего, что "во время правления императора Тиберия солнечное затмение совпало с полнолунием".
Он пишет, что Флегон упоминает о затмении во время распятия Господа Христа, и ни о каком ином; ясно, что из источников, имевшихся в его распоряжении, он не знал ни о каком подобном затмении в предыдущие годы... и это доказывается самим историческим отчетом об императоре Тиберий".
Слайд 11
Письмо Мары Бар-Серапиона Ф.Ф.Брюс отмечает, что в Британском
музее хранится "...интересная рукопись, представляющая собой текст письма.
"Что
выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению дом Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самое, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии.”
Слайд 12
Иустин Мученик (Около 150 г.). Иустин Мученик, обращаясь
в своей "Защите христианства" к императору Антонину Пию, отсылал
его к докладу Пилата, который, как считал Иустин, должен был сохраниться в императорских архивах. "Слова "они пронзили мне руки и ноги" - пишет он - суть описание гвоздей, пронзивших Его руки и ноги на кресте; после того, как Он был распят. Его палачи бросили жребий о Его одеждах, и разделили их между собой; об истинности этого вы можете узнать из "Деяний", записанных при Понтии Пилате.
Слайд 13
Еврейские Талмуды.
Большую историческую ценность имеют комментарии из
книги "Бараила": "Вечером накануне Пасхи они повесили Иешу (из
Назарета). В течение сорока дней перед этим ходил перед ним вестник, возвещавший, что его, Иешу из Назарета, намерены побить камнями за то, что он занимался колдовством, обманывал и сводил Израиль с пути истинного. Пусть имеющий сказать нечто в его защиту выйдет наперед и защитит его. Но не было обнаружено ничего в его защиту, и накануне Пасхи его повесили".
В книге "Амоа Улла", написанной Уллой, учеником раввина Йоуханана, жившим в Палестине в конце III века, добавляется: "И вы полагаете, что у Иешу из Назарета было право оспаривать свой приговор? Он был обманщик, и Тот, кто Милосерден, сказал: "Не щади его и не скрывай". Еврейские власти не отрицали, что Христос совершал знамения и чудеса, однако приписывали их колдовству.
Слайд 14
Британская энциклопедия
В последнем издании "Британской энциклопедии" личности Иисуса
Христа посвящено 20000 слов - больше, чем Аристотелю, Цицерону,
Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Будде, Конфуцию, Магомету или Наполеону. О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа она пишет: "Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причем на весьма шатком основании, лишь в конце 18, в течение 19 и в начале 20 веков".
Слайд 15
"В Талмуде, - замечает Иосиф Клаузнер, - пишется
о повешении, а не о распятии, ибо этот ужасный
вид казни был известен иудейским книжникам лишь из римской судебной практики, а не из иудейской системы законов. Даже апостол Павел считает, что слова из Второзакония "проклят всяк висящий на древе" применимы к Христу".