Слайд 2
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА (лат. innovatio — обновление, перемена) —
исторически сложившаяся
устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в
различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности; исторически адаптированная в конкретном социуме структура моделей и алгоритмов инновационных действий.
Слайд 3
Она играет роль социокультурного механизма регуляции инновационного поведения
социальных субъектов, выполняя трансляционную (передача из прошлого в настоящее
и из настоящего в будущее устоявшихся типов инновационного поведения), селекционную (отбор вновь созданных или заимствованных инновационных поведенческих моделей, в наибольшей степени отвечающих потребностям общества на определенном этапе его развития), инновационную (раскрытие креативных возможностей описываемого социокультурного механизма, выработка новых типов инновационного поведения на основе образцов инновационной деятельности) функции.
Слайд 4
Инновационная культура - это знания, умения и опыт
целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в
разных сферах человеческой жизнедеятельности при сохранении в системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового при соблюдении закона преемственности.
Центральной проблемой креативной психологии является проблема теоретического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной творческой деятельности.
Слайд 5
Творческая деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность
в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности
имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Вольтер полагал, что если бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор “лазили бы по деревьям и питались бы желудями”. Г.В.Ф. Гегель считал, что потребность в новом есть сущностная характеристика “социального человека”. Однако известна и та точка зрения, согласно которой основным смыслом жизнедеятельности человека является самосохранение, поддержание своего существования именно через культивирование самоограничения, незаметности, кротости (“блаженны кроткие”). Вместе с тем, в современной науке признается за очевидность то, что любая система, для которой преобладающей является ориентированность на стабильность, в конечном счёте, приходит к стагнации и разрушается.
Слайд 6
Творческое сознание, являясь сферой нестандартного, может быть определено
как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, психологические
установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной и т.д. трансформации того или иного объекта.
Творческое сознание характеризуется следующими параметрами: а) преобладанием ориентации на инновационную деятельность по сравнению со стандартной; б) наличием шкалы новативности; в) устойчивой (но не чрезмерной) мотивацией; г) творческими потребностями; д) творческими замыслами. Творческое сознание выступает регулятором творческого поведения. При этом между типами творческого поведения (активного, среднего, пассивного) и типами сознания прямой корреляции нет. Их противоречивое столкновение может происходить, например, из-за противоречий между интересами творца и интересами группы.
Слайд 7
В креативной психологии отмечается следующая зависимость: у более
опытных работников ориентация на новое ниже, чем у менее
опытных (проблема “предпочтительности” дилетанта). М. Вебер отмечал, что идея дилетанта с научной точки зрения может иметь такое же значение, как и открытие специалиста. Согласно «алгоритму креативности» механизм зарождения гениальной и самой банальной идеи один и тот же – это механизм «проб и ошибок». Видимо, мастерство творческой личности должно включать в себя и способность к так называемому синектическому “остранению”, т.е. умение увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, “странное”. Или, наоборот, умение “превратить” самую неожиданную фантазию (бредовую идею) в нечто очевидное, само собой разумеющееся, а в иных ситуациях и умение “прикинуться невеждой” перед другими и, что особенно интересно, перед самим собой.
Слайд 8
Творческая готовность сознания зависит от того, какие эмоциональные
и мотивационные состояния проблемная ситуация вызывает у человека. Повышение
мотивации (как и ситуация избыточного комфорта) приводит к повышению творческой активности лишь до какого-то предела. Это наблюдение используют для обоснования индетерминистского характера творчества. Многое здесь действительно зависит от случая. Например, по словам академика В. Гинзбурга, Макс Фон Лауэ был вполне квалифицированным физиком, однако его идея о дифракции рентгеновских лучей в кристаллах была тем, что немцы называют “ Bieridee” («пивной идеей»). Здесь можно вспомнить и известные пушкинские строки: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Кроме того, как заметил А. Жид, чтобы иметь возможность свободно мыслить, надо иметь гарантию, что написанное не будет иметь последствий.
В. Гинзбург
Слайд 9
Творческая культура личности во многом зависит от уровня
развития ее творческих способностей. Здесь нужно отметить, что существуют,
как минимум, три основных подхода к проблеме творческих способностей:
Первый подход. Как таковых творческих способностей нет. Но в качестве необходимого (хотя и недостаточного) условия творческой активности личности выступает интеллектуальная одарённость. Главную роль в детерминации творческой активности играют мотивы, ценности, личностные черты.
Второй подход. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более “мягком” варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности (инновативности) есть незначительная корреляция.
Третий подход. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.
Слайд 10
Можно выделить следующие черты творцов-инноваторов:
независимость: когда личностные стандарты
важнее стандартов группы, когда налицо нонконформизм оценок суждений;
2.
открытость ума: готовность поверить своим и чужим фантазиям;
3. высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно немотивированному удовольствию;
5. часто в этом ряду упоминают также уверенность в своих способностях и силу характера, а также
6.смешанные черты женственности и мужественности в поведении, что отмечают не только психоаналитики, но и генетики.
Слайд 11
Творческое мышление –
это мышление, результатом которого является
открытие принципиально нового решения задачи. Критическое же мышление представляет
собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки. Понятно, что для эффективного решения творческих задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно, ибо критическое мышление часто является помехой для творческого мышления, и наоборот.
Слайд 12
В дальнейшем технология “мозгового штурма” успешно сочеталась с
синектическим методом. Суть синектики состоит в том, чтобы сделать
не знакомое - знакомым, а привычное – чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций:
1. отождествления самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;
2. поиска сходных явлений и процессов в совершенно иных, часто неожиданных областях знания и практики;
3. использования поэтических образов и метафор для формулирования задач;
4. фантастической аналогии, при которой проблема решается как в сказке: игнорируются фундаментальные законы природы.
Слайд 13
Повышение творческой культуры личности предполагает формирование умения преодолевать
препятствия, которые могут возникнуть на пути творческого мышления. Например,
следующие:
1. конформизм – желание быть похожим на других людей; человек боится высказать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным;
2. цензура (в особенности внутренняя, или чересчур высокая самокритичность); люди, которые боятся собственных идей, как правило, не бывают инноваторами; необходимо некое равновесие между одарённостью и самокритичностью, ибо слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику;
3. страх: боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу;
4. ригидность; это затруднённость в изменении способов деятельности в нестандартных условиях;
5. стремление найти решение новой задачи немедленно; но чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию неадекватных, ложных решений.
Слайд 14
Следует учитывать и препятствия критического мышления:
1. опасение быть слишком
агрессивным; известно, что некоторые из нас ещё с детства
усваивают мысль о том, что критиковать – значит быть невежливым;
2. боязнь возмездия; критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих идей;
3. такая боязнь порождает ещё одно препятствие – переоценку собственных идей – мы неохотно делимся тем, что нам нравится;
4. чрезмерная стимуляция творческой фантазии; это также снижает критичность.