Слайд 2
В методике нет точек, есть только многоточие, паузы,
тире. Их заполняет, дополняет, питает и расцвечивает творчество педагогов.
Слайд 3
Методика — это живой и
многозвучный организм, изменяющийся каждый день,
час и мгновение. Быть в согласии, успеть понять, догнать и почувствовать аромат НОВОГО — стремление каждого настоящего профессионала.
Слайд 4
Т. А. Боровик – музыковед, исследователь
(закончила
Минскую Академию музыки).
Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт.
Практикует в области музыкального профессионального, общего и
коррекционного воспитания
и образования детей.
Методика разработана в контексте
классических и
современных российских и европейских
систем развития музыкальности детей.
Т. А. Боровик принимала участие во многих международных семинарах и конференциях: по музыкальному воспитанию детей, развитию креативности и нестандартного мышления детей, воздействию музыкально-эстетической среды на гармоничное развитие детей, музыкотерапии. С 1994 года проводит авторские семинары. Т. Боровик публикуется с 1981 года. До настоящего времени издано 8 книг и 15 статей.
Помимо работ, адресованных педагогам музыкантам, созданы и изданы пальчиковые игры, координационно-подвижные игры, логоритмические игры, представлена методика и дидактика работы в области новых педагогических технологий.
«От слова - к музыке, от движения – к мышлению» –
здоровьесберегающая технология, разработанная на фундаментальных
основах психологии и педагогики,
автор Т.А. Боровик.
Слайд 8
Коммуникативные танцы.
Вовлечение ребенка в процесс
музицирования лежит
через создание
атмосферы приятия друг друга
и эмоционально-психическое
раскрепощение.
Здесь незаменимыми
помощниками выступают
коммуникативные танцы,
использование
которых решает задачи развития
коммуникативных навыков, работы
над ощущением формы, развития
двигательной координации, развития
чувства ритма.
(«Хэй, хэй, привет», «Джеффи миксер»,
«Домик», «Огород, «Индо еу»,
«Семь прыжков», «Танец-игра со шляпами»,
«Заходите, малыши» и др.)
Слайд 9
Координационно-подвижные игры
(музыкальные и речевые).
Такие игры крупномасштабно
(через все тело) дают ощущение
музыкальной динамики, темпа,
исполнительского
штриха, речевого и
пластического интонирования,
что является их музыкальным содержанием.
Условно их можно разделить на следующие
группы: - коммуникативные, выполняющие
психотерапевтические задачи развития
социальной адаптации ребенка, принятия им
партнера как друга
(«Кто как спит», «Ходит по лесу медведь»,
«Ковбойский танец»); - игры-команды
( «Порхающий танец» - один из вариантов);
- массажные («Страус Куки», «Зайкин огород»);
- тонизирующие («Вудели Атча»);
- пластико-ритмо-речевой театр
(«Дом, который построил Джек»,
«Потерянный башмачок»).
Все они пронизаны идеей координации,
которая выступает в них в роли двигательного
«аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости,
точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Слайд 10
Ритмодекламации под музыку.
Ритмодекламация – синтез музыки
и поэзии.
Её можно определить как музыкально-педагогическую
модель, в
которой текст не поётся,
а ритмично декламируется. Однако исполнение
ритмодекламации отличается более чётким
произношением и утрированной интонацией.
Ритмодекламация – это одновременно речевая игра,
предполагающая творческую свободу
в интонационно-ритмическом исполнении
текста, и упражнение для исполнения,
соинтонирования музыки. Использование
интонационно-ритмических
импровизаций в речевых упражнениях способствует
развитию у детей остроты и активности
интонационного слуха, приучает их осмысленно
относиться к различным проявлениям интонации.
Интонационное варьирование текста составляет главную
педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.
Ритмодекламации представлены множеством форм:
- унисонных («Немешайки», «Все для мамы», «Зонтик», «Фея», «Вот Новый год идет!»,
«Отчего весна пришла?», «В каждом человеке», «Федорино горе», «Ворона»);
- диалогических («Кто взял печенье», «Бездомная кошка», «Скрут», «Снеговики»);
- с куплетным строением («Овощи», «Пять обезьянок», «Фамилии»);
- многоголосных.
Слайд 12
«Хор рук».
Эта форма интересна тем,
что подводит детей
к пониманию
двигательного двухголосия, в которой
все участники делятся
на «хор из двух
голосов» и двух ведущих-«дирижеров».
«Первую двигательную партию» исполняют руками
одна группа детей (сидящая в ряд на стульях),
зеркально отражая движения сидящего
ведущего-«дирижера», «вторую» - другая
(стоящая позади них), соответственно копируя
движения стоящего ведущего-«дирижера».
На первом этапе ведущими-«дирижерами»
выступают взрослые. По мере накопления
детьми двигательных навыков эту роль с
удовольствием берут на себя дети.
Здесь предполагается использование дополнительного
атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов,
посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы,
сезона и сюжета получаются самые разные по настроению
и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» ,
«Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «Полезно-мыльный рок-н-ролл» и др.). Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации
Слайд 13
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
Ценность пальчиковых игр
заключается
в том, что они способствуют
активизации абстрактного и образно-
ассоциативного
мышления.
Пальчиковые игры оригинальны
и интересны тем, что представляют
собой миниатюрный театр,
где актёрами являются пальцы.
Пальчиковые игры развивают мышечный
аппарат, мелкую моторику,
тактильную чувствительность;
«предвосхищают» сознание,
его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
повышают общий уровень организации
ребёнка; направлены на развитие чувства ритма,
дикционной моторики речи, выразительно-речевого
интонирования, координации движений.
( «Паучина», «Поросята», «Просыпушки»,
«Утречко», «Козлики» и др.)
Слайд 14
Специальные задачи
музыкального воспитания
Слайд 15
Инновационные виды деятельности на музыкальных занятиях