Слайд 2
Культура Ирана
Религиозность - особая культурная черта Ирана, так
как она проникает во все аспекты жизни. Ислам -
вера в одного Бога, и люди обязаны служить ему в соответствии с Кораном. Наиболее заметные проявления шиизма в Иране это скромная одежда и посещение мечетей. Государственный язык Ирана - фарси, персидский язык из индоевропейской группы.
Слайд 3
Персидская живопись развилась в период династии Сельджуков, но
до 16 века была практически забыта, а затем трансформировалась
в каллиграфию. Кроме того персы производили металлические изделия, стекло, деревянные изделия.
Слайд 4
Персидские ковры - неотъемлемая часть культуры Ирана и
зарождение этого вида искусства приходится на 5 век до
н.э.
Самая мелодичная музыка в Иране - музыка национальных меньшинств: туркменов, азаров, курдов и лоров.
Персидская поэзия возникла в 9 веке н.э. и медленно развивалась от эпических поэм до нерифмованных двустиший.
Слайд 6
Национальные блюда
Национальная кухня Ирана — своего рода памятник
истории, полученный в наследие от персидского периода. Практически в
неизменном виде сохранились древнейшие кулинарные традиции государства.
Главные блюда национальной кухни приготовлены из мяса (в основном, баранины), рыбы, бобов, овощей, фруктов, риса.
В Иране имеется огромное разнообразие хлеба и хлебобулочных изделий, которые часто выделяются в отдельный пункт меню ресторанов. А главным напитком можно назвать чай, который пьют из особых стаканов, чахве-хане.
Слайд 7
Семейные отношения
В Иране очень большое значение имеют родственные
связи. Семья, как правило, состоит не только из мужа,
жены и детей, она представляет собой группу, объединенную родственными связями по мужской линии. В ее главе находятся муж с женой, их женатые дети.
Семейные узы возлагают на иранцев груз большой ответственности, заботы друг о друге. Но, с другой стороны, обеспечивают клановую поддержку. В получении работы и продвижении по службе важны не личные заслуги, а контакты семьи. Традиционная патриархальность иранской семьи влияет и на отношение родителей и детей; даже сегодня дети редко открыто нарушают волю отцов. Заключение браков все еще является в большинстве случаев прерогативой родителей.
Слайд 8
Национальные черты характера
Иранцы очень открытые и доброжелательные люди;
вежливое отношение к гостю считают своей обязанностью.
Каждый иранец
с детства обучается четким правилам вежливости, которые заключаются, например, в скромности в общении, в почтительном обращении к людям разного возраста и статуса и т.д.
Слайд 9
Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и традициям
ислама — основная добродетель, выделяемая жителями современного Ирана при
подчеркивании положительных черт характера того или иного человека. Разумеется, этими качествами не ограничивается набор положительных характеристик перса.
Отличительной чертой иранцев является гостеприимство. Вежливый прием — это тот минимум, на который может рассчитывать иностранец, впервые приезжающий в эту страну. Обвинение в не гостеприимстве — одно из худших в Иране.
Слайд 10
Вообще доброжелательность — одна из визитных карточек иранцев.
Общение с людьми у перса проникнуто уважением к собеседнику.
При обращении друг к другу иранцы используют слова «ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар» (брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой), «мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди при встрече обнимаются и жмут друг другу руки. При встрече со старшими персы низко кланяются. Выражая уважение, благодарность и внимание, иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу.
Слайд 11
Одно из отличительных качеств большинства персов — стремление
к прекрасному, любовь к искусству. После провозглашения Исламской Республики
в 1979 г. духовенство проводило курс на подчинение культуры и искусства задаче исламизации иранского общества. Запретным стало «западное искусство». Это затормозило культурное обогащение страны извне, но в то же время стимулировало подъем народного творчества. Среди простых иранцев много людей, наделенных талантами музыкантов, поэтов, декламаторов, художников.
Слайд 12
Религиозные особенности
Чистоплотность иранцев тесно связана с их религией.
Так как многие молятся пять раз в день, то
перед молитвой нужно достичь ритуальной чистоты.
Многие иранцы соблюдают пост в священный месяц Рамазан:
стремятся к благим деяниям, читают Коран, проводят больше
времени с родственниками, занимаются благотворительностью,
ходят в гости и дарят подарки. Во
время Рамадана не разрешается
есть, пить и курить с восхода до
заката солнца.
Слайд 13
Влияние исторического наследия
Несомненно, история Ирана гораздо древнее 1979
года. Да и свое нынешнее название государство обрело лишь
в 1935 году. Раньше же оно именовалось Персией. Это была та самая Персия, история которой, возможно, длиннее жизни самой Поднебесной. Известнейшая империя, некогда начинавшаяся с Египта и простиравшаяся до реки Инд. Ей управляли легендарные правители — Кир, Ксеркс, Дарий. Она подарила свету стихи Хафиза, Саади, Хайяма, трактаты Авиценны и зороастризм, самую первую монотеистическую религию.
Слайд 14
Иранская миниатюра
Персидская живопись, известная на Западе как миниатюра,
заслуженно знаменита во всем мире.
Каллиграфия, цветочные мотивы и
геометрические композиции были основой всех иллюстраций.
Живописцы занимались иллюстрацией текстов Корана, научных трудов, эпических поэм, легенд, воспевающих достижения и подвиги правителей и героев. так развивалось и совершенствовалось искусство миниатюры.
Слайд 15
Плитка с росписью
первая четверть 17в.
Слайд 16
Мохаммад Бакер Акамири, современный миниатюрист
Слайд 17
Литература
Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений. В
конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную эпическую поэму «Шахнаме»
(Книга Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 000 бейтов (двустиший).
В 12 в. Низами Гянджеви создал «Хамсе» («Пятерицу) – произведение, состоящее из 5 поэм. Сочинению Низами подражали многие персоязычные поэты. 13 в. – время Саади, автора прославленных «Бустана» и «Голестана». В 14 в. творили Амир Хосров Дехлеви, Хаджу Кермани, Хафиз, Камаль Ходжанди. В 17 в. были созданы многогранные поэмы Джами, творчество которого охватывало все разнообразие форм и стилей, накопленное поэтами предыдущих столетий.