Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему История изобразительного искусства Древнего мираИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Содержание

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.Сохранилась не только настенная живопись, но
История изобразительного искусства Древнего мира   ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).Хорошо сохранилась Периодизация Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 Случилось это так:	«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с ЖИВОПИСЬ ПАЛЕОЛИТА Пещера Альтамира Испания. Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – Изображение в пещере АльтамираПанно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения Изображение в пещере Альтамира.Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали Пещера Фон-де-Гом  Франция. Поздний Палеолит. 	Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.Изображение рогов в перспективе. Олени в это Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.	Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит. Пещера Нио  Франция. Поздний Палеолит.	Круглый зал с рисунками. В пещере нет Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.	Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображе-ние, сверху прорисована шкура. Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета. Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Пещера Ласко Франция. Поздний Палеолит  (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.	Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит. Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит. КАПОВА ПЕЩЕРА — на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.	Поздний Палеолит. Скульптура палеолита Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика) Рельеф Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 Скульптура - мобильное искусство. Практически все, В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного Мезолит Среднекаменный век 10 – 6 тыс. до н.э. После таяния Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит. Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит. Грот Зараут-КамарВ горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии. В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с Сцена охоты. Испания.Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и Неолит Новокаменный век (с 6 по 2 тыс. до н.э.) Неолит Достижения и занятия1. Новые черты общественной жизни людей:	- Переход от матриархата к 2. Началось разделение труда, формирование технологий:	- Главное – простое собирательство и охота В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных. 	Топор в форме Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.Для неолита лесной Дом в Чатал-Гуюке. Реконструкция.Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где Керамика Чатал-Гуюка. Неолит. Главное божество Чатал-Гуюка. Кубок из Ледце (Чехия). Глина.	Культура колоколо-видных кубков. Энеолит (медно-каменный век). Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.Скопления «Охотники». Наскальная живопись. Неолит. Южная Родезия. На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешество-вавшим вместе со Страленбергом по Сибири. Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные Лоси. 	Томская 	писаница. 	Сибирь. 	Неолит. ...На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, - Острота и точность рисунка, грация и изящество.- Гармоническое сочетание форм и Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.	«Человек, играющий на Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы. Выводы  Наскальная живопись мезолита и неолита Между ними не всегда ДостиженияПалеолит		Нижний Палеолит			- БРОНЗОВЫЙ ВЕК Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что Мегалитическая архитектура В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век. Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век. Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит. Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 ЭПОХА ЖЕЛЕЗА  (Железный век 1 тыс. до н.э.) В степях Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж. Эпоха Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж. Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото. Эпоха железа. Равновесие между Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Гребень. Кон. 5 - нач. 4 вв. до н.э.Золото. Выс. 12,3. Курган
Слайды презентации

Слайд 2


Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).Хорошо

Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы

оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства:
-Потребность человека в красоте и творчестве.
-Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.


Слайд 3 Периодизация
Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли

Периодизация Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и

и временные рамки
меняются, но мы будем изучать по

общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. До 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. До 1 тыс. до н.э.


Слайд 4
Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 –

палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к

тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.


Слайд 5
Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в

Случилось это так:	«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял

Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно

она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Слайд 6 ЖИВОПИСЬ ПАЛЕОЛИТА
Пещера Альтамира
Испания. Поздний Палеолит
(эпоха Мадлен

ЖИВОПИСЬ ПАЛЕОЛИТА Пещера Альтамира Испания. Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20

20 – 10 тыс.лет до н.э.).

На своде пещерной камеры

Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.

Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.


Слайд 7
Изображение в пещере Альтамира

Панно бизонов. Расположено на потолке

Изображение в пещере АльтамираПанно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные

пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки

охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких мм. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.



Слайд 8 Изображение в пещере Альтамира.
Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания.

Изображение в пещере Альтамира.Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали

Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти.

Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Слайд 9 Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки.

Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя.

Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня,
изображали на

выпуклости стены.

Слайд 10 Пещера Фон-де-Гом Франция. Поздний Палеолит.

Характерны силуэтные изображения,

Пещера Фон-де-Гом Франция. Поздний Палеолит. 	Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование

намеренное искажение,
утрирование пропорций.
На стенах и сводах небольших

залов
пещеры Фон-де-Гом нанесено по
меньшей мере около 80 рисунков,
в основном бизоны, две бесспорные
фигуры мамонтов и даже волк.



Слайд 11 Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в

Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.Изображение рогов в перспективе. Олени в

перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили

других животных.


Слайд 12
Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и

Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.	Подчеркнут горб и гребень на голове.

гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест.

Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.



Слайд 13 Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Слайд 14 Пещера Нио Франция. Поздний Палеолит.

Круглый зал с рисунками.

Пещера Нио Франция. Поздний Палеолит.	Круглый зал с рисунками. В пещере нет


В пещере нет изображений
мамонтов и других животных
ледниковой

фауны.



Слайд 15 Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя

Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.	Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен

ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер

лошадки типа пони.


Слайд 16

Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное

Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображе-ние, сверху прорисована шкура.

изображе-ние, сверху прорисована шкура.







Слайд 17 Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Слайд 18 Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них

Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.

показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Слайд 19




Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Слайд 20 Пещера Ласко Франция. Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 –

Пещера Ласко Франция. Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс.

15 тыс. л.до н.э.).

Пещеру Ласко называют первобытной Сикстинской капеллой.

Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Слайд 21
Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно,

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли

нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:

«В сентябре 1940

г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.

Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»


Слайд 22
Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый

Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.	Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул

копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на

палочке птица – может его душа.

Слайд 23 Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.

Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.

Слайд 24
Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.

Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.

Слайд 25 КАПОВА ПЕЩЕРА — на Юж. м Урале, на

КАПОВА ПЕЩЕРА — на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась

р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и

гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов.

Вход в Капову пещеру


Слайд 26
Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.	Поздний Палеолит.

Слайд 27 Скульптура палеолита Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая

Скульптура палеолита Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)

пластика)

Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято

называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.


Слайд 28 Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была

Рельеф Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная

костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей

или оленух: Олень, переплывающий реку. Лорте. Франция







Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Слайд 29

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа

увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других

романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).

Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.



Слайд 30

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от

небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из

камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.


Слайд 31 Скульптура - мобильное искусство. Практически все, кто изучал палеолитические

Скульптура - мобильное искусство. Практически все, кто изучал

женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях,

объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.



Слайд 32
В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно

своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими

же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.


Слайд 33 Мезолит Среднекаменный век 10 – 6 тыс. до н.э.
После

Мезолит Среднекаменный век 10 – 6 тыс. до н.э. После

таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой

для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
- главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
- Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
- Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
- Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


Слайд 34
Сборщица меда из улья, окруженная
роем пчел.

Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.


Испания.
Мезолит.


Слайд 35

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего

изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей

эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.



Слайд 36 Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине,

Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане,

Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.


Слайд 37
На юге Украины, в степи есть каменистый холм

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника.

из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его

склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.


Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.


Слайд 38

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и

Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан

(страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м ) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.





Слайд 39 Кобыстан (Гобустан).
Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Слайд 40 Грот Зараут-Камар

В горах Узбекистана, на высоте около 2000

Грот Зараут-КамарВ горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем

м над уровнем моря, находится широко известный не только

среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.


Слайд 41 Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту

Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди

на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников"

различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.



Слайд 42


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в

Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.

Средней Азии.

"Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов,

- я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

Слайд 43

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы

тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов.

В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.


Слайд 44
Сцена охоты. Испания.

Некоторые сцены загонных охот с лучниками

Сцена охоты. Испания.Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского

в росписях испанского и африканского циклов – как бы

воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.



Слайд 45 Неолит Новокаменный век (с 6 по 2 тыс. до

Неолит Новокаменный век (с 6 по 2 тыс. до н.э.)

н.э.)

Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация. Вступление

в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.


Слайд 46 Достижения и занятия



1. Новые черты общественной жизни людей:
-

Достижения и занятия1. Новые черты общественной жизни людей:	- Переход от матриархата

Переход от матриархата к патриархату.
- В конце эпохи в

некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
- Стали появляться армии и профессиональные воины.
- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.


Слайд 47
2. Началось разделение труда, формирование технологий:
- Главное –

2. Началось разделение труда, формирование технологий:	- Главное – простое собирательство и

простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно

сменяются земледелием и скотоводством.
- Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
- Развиваются прядение и ткачество.


Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.



Слайд 48 В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.



Топор

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных. 	Топор в

в форме лосиной головы.
Полированный камень. Неолит. Исторический музей.

Стокгольм.


Слайд 49 Деревянный ковш из Горбуновского торфяника
близ Нижнего Тагила.

Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.Для неолита

Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из

ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.



Слайд 50
Дом в Чатал-Гуюке. Реконструкция.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является

Дом в Чатал-Гуюке. Реконструкция.Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест,

одним из мест, где были найдены самые древние образцы

керамики.


Слайд 51 Керамика
Чатал-Гуюка.
Неолит.

Керамика Чатал-Гуюка. Неолит.

Слайд 52




Главное божество Чатал-Гуюка.

Главное божество Чатал-Гуюка.

Слайд 53
Кубок из Ледце (Чехия). Глина.
Культура колоколо-видных кубков. Энеолит

Кубок из Ледце (Чехия). Глина.	Культура колоколо-видных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

(медно-каменный век).


Слайд 54 Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных

рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не

повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.

Слайд 55
«Охотники». Наскальная живопись. Неолит. Южная Родезия.

«Охотники». Наскальная живопись. Неолит. Южная Родезия.

Слайд 56
На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала,

к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют

изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.

Слайд 57
Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом,

Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешество-вавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

путешество-вавшим
вместе со Страленбергом по Сибири.


Слайд 58
Для охотников главным источником существования были олени и

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти

лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты —

лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


Слайд 59 Лоси.
Томская
писаница.
Сибирь.
Неолит.



Лоси. 	Томская 	писаница. 	Сибирь. 	Неолит.

Слайд 60

...На границе между Сахарой и Феццаном, на территории

...На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной

Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые

скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...



Наскальная живопись бушменов. Неолит.


Слайд 61
- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
-

- Острота и точность рисунка, грация и изящество.- Гармоническое сочетание форм

Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных,

изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.


Слайд 62 Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись,

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.	«Человек, играющий

новые сюжеты.



«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские

острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.



Слайд 63 Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм,

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и

проник и в мелкую пластику.



Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф.

Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Слайд 64
Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк.

Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Ок. 1800—1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.


Слайд 65 Выводы Наскальная живопись мезолита и неолита

Между ними не

Выводы Наскальная живопись мезолита и неолита Между ними не всегда

всегда можно провести точную грань. Но это искусство очень

отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом


Слайд 66

ДостиженияПалеолит		Нижний Палеолит			- приручение огня, каменные орудия		Средний

Достижения
Палеолит
Нижний Палеолит
- приручение огня, каменные орудия
Средний Палеолит
-

выход из Африки
Верхний Палеолит
- праща
Мезолит
- микролиты, лук, каноэ
Неолит
Ранний неолит
- сельское хозяйство, скотоводство
Поздний неолит
- керамика
Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо


Слайд 67 БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из

БРОНЗОВЫЙ ВЕК Бронзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы,

бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов

как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.

Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.


Слайд 68 Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э.

Мегалитическая архитектура В 3 - 2 тыс. до н.э. появились

появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта

древнейшая архитектура получила название мегалитической.
Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Слайд 69 Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый

Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.

век.


Слайд 70 Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.

Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.

Слайд 71 Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит.

Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит.

Слайд 72 Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2

Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2

тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит

из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Слайд 73 ЭПОХА ЖЕЛЕЗА (Железный век 1 тыс. до н.э.) В

ЭПОХА ЖЕЛЕЗА (Железный век 1 тыс. до н.э.) В степях

степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в

конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.

Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.



Слайд 74 Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы

Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.

Келермесской.
Золото. Эрмитаж. Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост

и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.


Слайд 75 Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж.

Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж.

Слайд 76

Поясная бляха. Орел, терзающий тигра.
Золото. Эпоха

Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото. Эпоха железа. Равновесие между

железа.
Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу

стилизации.


Слайд 77
Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в.

Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото,

до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж.
Изображены сцены битвы между

варварами и
греками.
Найдены в кургане Чертомлык,
близ Никополя.

Культурные связи с Древней Грецией, страна-ми древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобра-зительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.



  • Имя файла: istoriya-izobrazitelnogo-iskusstva-drevnego-miraiskusstvo-pervobytnogo-obshchestva.pptx
  • Количество просмотров: 137
  • Количество скачиваний: 0