Слайд 2
Дереве́нская про́за — направление в русской литературе 1950—1980-х
годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении
современной деревенской жизни.
Слайд 3
Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали
появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра
Яшина, Анатолия Калинина, Ефима Дороша), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигла такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин.
Слайд 4
Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Фёдор Абрамов, Василий
Белов, Валентин Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы»
младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В. М. Шукшин. Полуофициальным органом писателей-деревенщиков являлся журнал «Наш современник».
В. М. Шукшин
В. Г. Распутин
Слайд 5
Васи́лий Мака́рович Шукши́н (25 июля 1929 года, село
Сростки Бийского района, Бийский округ, Алтайский край — 2
октября 1974 года, станица Клетская, Волгоградская область) — советский кинорежиссёр, актёр, писатель, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Ленинской премии (1976, посмертно), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1967). Член КПСС с 1955 года.
Слайд 6
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в
крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933), был
арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина) (1909 — 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005). После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым.
Слайд 7
В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать
во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать
продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».
Слайд 8
В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино:
в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия)
он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.
Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.
В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ.
Слайд 9
1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел
на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз
ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Г. А. Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю. Последние годы жизни после рождения дочерей он не притрагивался к спиртному, но болезнь прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов.
Слайд 10
Начало Перестройки ознаменовалось взрывом общественного интереса к новым
произведениям наиболее видных из них («Пожар» Распутина, «Печальный детектив»
Виктора Астафьева, «Всё впереди» Белова), но изменение социально-политической ситуации после падения СССР привело к тому, что центр тяжести в литературе сместился к другим явлениям, и деревенская проза выпала из числа произведений популярного жанра. Между тем, эти произведения имеют огромное значение для сохранения национально русской культуры и исторической памяти. Именно писатели-деревенщики отобразили трагедию коллективизации («Мужики и бабы» Бориса Можаева).
Борис Можаев
Слайд 11
Значительные произведения деревенской прозы
"Очерки о колхозной жизни"
В.
В. Овечкин (1953 год)
"Братья и сестры"
Ф. А. Абрамов
(1957 год)
"Матрёнин двор"
А. И. Солженицын (1963 год)
"На Иртыше"
С. П. Залыгин (1965 год)
"Привычное дело"
В. И. Белов (1966 год)
"Живой"
Б. А. Можаев (1966 год)
"Любавины"
В. А. Шукшин (1966 год)
"Прощание с Матёрой"
В. Г. Распутин (1976 год)
"Царь-рыба"
В. П. Астафьев (1976 год)
"Живая вода"
В. Н. Крупин (1982 год)
Слайд 12
Знаменитые экранизации
«Проща́ние» — советский двухсерийный фильм 1981 года
по мотивам повести «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. Задуманный
и начатый Ларисой Шепитько, фильм был снят после её трагической гибели её мужем, кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил название: «Прощание с Матёрой» стало просто «Прощанием».
Слайд 13
Африканыч
1970, СССР, Мелодрамы, Советское кино, 68 минут
Советская черно-белая
мелодрама по мотивам повести Василия Белова «Привычное дело». Вы
можете смотреть онлайн фильм «Африканыч».
Главный герой Африканыч живет в деревне со своей любимой женой Екатериной, с которой они вместе растят несколько ребятишек. После рождения очередного малыша Катерина заболевает, а Африканыч решает поехать на заработки далеко от дома. Однако в пути он понимает, что не может без любимой и спешит возвратиться домой. Фильм с ноткой светлой грусти о любви и родных людях, преданности, верности и семье. Роль Африканыча в фильме исполнил Николай Трофимов, известный по роли Льва Гурыча Синичкина в одноименном фильме, волка в «Красной шапочке», а также мистера Пиквика в театральной и телепостановке Георгия Товстоногова «Пиквикский клуб». Роль жены Африканыча Катерины досталась Ирине Буниной – народной артистке Украины.
Слайд 14
Драма по роману Шукшина "Любавины". Снята режиссёром Леонидом
Головня в 1971 году в СССР.