Слайд 2
Альфо́нс Мари́а Му́ха
(чеш. Alfons Maria Mucha; 24
июля 1860
— 14 июля 1939) — чешский живописец, театральный художник,
иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн»
Слайд 3
Молодые годы
Альфонс Муха -родился в городке Иванчице (чеш.
Ivančice, нем. Eibenschütz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в
семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д'Арк»).
По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка.
Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.
Слайд 4
Рекламные плакаты для Сары Бернар
Слайд 5
Парижский период
После двух лет занятий в Мюнхене Муха
в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию
Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени.
Однако в 1889 году графу надоело быть меценатом, и Муха остается без средств к существованию.
Ему приходится бросить занятия серьёзной живописью и зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш, иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек и т. д.
Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом).
Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии».
Слайд 6
Поворот в его судьбе наступил в 1894 году, когда
накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы,
ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Слайд 7
В эти годы он приобрел широкую известность как
автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и
бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д.).
От заказов не было отбоя.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas».
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах…
Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Слайд 8
Возвращение на родину
В 1928 году Муха заканчивает свою «Славянскую
эпопею» и дарит городу Праге.
Вследствие того, что в
тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить её всю целиком, она временно экспонировалась в Дворце ярмарок, а после войны была помещена в замке в городке Моравски-Крумлов (чеш. Moravský Krumlov; доступна для осмотра с 1963 года).
К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 30-х годов его творчество считалось и устаревшим (период расцвета функционализма), и чрезмерно националистическим.
Патриотизм художника был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов рейха. После захвата Праги в марте 1939 года гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года. Альфонс Муха похоронен на Вышеградском кладбище.
Слайд 9
«Салон ста» (фр. Salon des Cent) — плакат чешского
художника Альфонс Муха. Этот плакат для первой собственной выставки
Мухи является в то же время прекрасным примером его символического живописного языка.
Слайд 11
Первые почтовые марки Чехословакии,
созданные Альфонсом Мухой (1918)