Слайд 2
Охотник на крылатых лыжах.
Йиркап - герой вымских преданий,
легендарный герой-охотник. Однажды на берегу озера Синдор он стал
свидетелем драки ворса и васа. Он помог Лешему, подстрелив васа. В благодарность ворса посоветовал спасителю найти в лесу своё дерево. Из него он сделал лыжи, которые обладали необыкновенной скоростью. Пока топилась печь, Йиркап успевал обойти промысловые угодья, находившиеся в 300-х км от села. На чудесных лыжах он мог нестись по самому тонкому льду Синдорского озера. Чтобы остановить лыжи, Йиркап бросал перед ними рукавицы, а чтобы лыжи стояли на месте, клал на них шапку.
Слайд 3
Хранитель огня - Кам
Кам живёт в избушке, находящейся
в глухом лесу (подобно Ёме). Ему прислуживают волки. Он
враждебен к людям, но отпускает тех, кто отгадывает загаданную им загадку.
Основная задача Кама - охрана находящегося в его печи огня, который он постоянно раздувает. Он обладает огненным дыханием, а гибель его находится в раскалённой головне его печи. Побеждает Кама девочка, у которой он похитил брата, превращенного в барашка. У колдуна девочка узнала секрет гибели Кама, колдун дал ей путеводный клубок и кочергу. Девочка находит избушку Кама, вытаскивает кочергой смертоносную головню из печи. После этого огонь Кама начинает принадлежать всем людям.
Слайд 4
Ночное ухо (Ночной дед) - Войпель.
Название Войпель произошло
от вой тол («северный ветер»), поэтому у предков коми
он считался властелином над северным ветром, пургой, непогодой, покровителем животного и растительного мира. В легендах Войпель называется могущественным божеством, покровителем чудского племени, которое он оберегал от болезней и порчи.
Изображение его стояло на священном месте: на вершине холма под большой берёзой в окружении других богов. Перед ним в котёл для жертвоприношений складывали меха и серебро. Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся Войпелю. В праздники ему жертвовали скот, перед дальней дорогой стреляли из луков в священный столб, который стоял рядом с идолом, чтобы узнать, удачным ли будет путешествие. Войпель изображали чаще всего в мужском облике, но иногда и в женском. Он имел четыре лика, на все четыре стороны света.
Слайд 5
Лесной человек.
Яг Морт - жестокий и беспощадный лесной
человек. «Выберет ночь потемнее, зажжёт деревья и в суматохе
пожара делает, что только его кровожадная душа захочет...»
Время действия легенды о Яг Морте относится к глубокой древности, когда по берегам Печоры и Ижмы жили «чудские племена», ещё не знавшие земледелия, занимавшиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота. В одном из чудских селений стал часто появляться Яг Морт - великан с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из медвежьей шкуры. Он похищал скот, детей, женщин, люди против него были бессильны. Однажды у старейшины селения пропала единственная дочь - красавица Райда. Её жених собрал народ, они выследили Яг Морта, в трудной схватке одолели его, заставили привести к жилищу, где он прятал Райду. Это была пещера в чаще леса. Но Райда была мертва, тогда охотники расправились с Яг Мортом: пещеру засыпали. Но и до сих пор на некоторых притоках Ижмы есть местности, которые считаются «нечистыми», возможно именно там обитал Яг Морт.
Слайд 6
Железный старец (КÖртайка).
Кортайка - герой предания, колдун (тун),
первый кузнец (до него ковать никто не умел). Носил
шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; железное тело было неуязвимо. Протянутой через реку железной цепью он останавливал проплывающие по Вычегде лодки и суда и грабил их. КÖртайка обладал властью над природными стихиями. По его слову меркли солнце и луна, он мог заставить речку потечь вспять, а в засуху вызывал обильный дождь.
По преданию Стефан Пермский, плывя по Вычегде, был остановлен железной цепью Кортайки. Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Затем Стефан Пермский сразился с Кортайкой и победил его. Согласно легенде, на этом месте впоследствии возникло село Корткерос.