Слайд 3
Б.Л.Пастернак
Б. Л. Пастернак – один из ярких
представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик
с французского, английского, немецкого, грузинского языков.
Слайд 4
Пастернак Борис Леонидович родился 10 февраля 1890 в
Москве. Родился в семье художника Л. О. Пастернака и
пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов, Врубель. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда. В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере под влиянием великого композитора Скрябина. В 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена.
После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).
Автобиография Б.Л. Пастернака
Слайд 5
Анализ стихотворения
1.Какое слово повторяется в этом стихотворении?
С какой целью автор использует лексический повтор?
2.С чем
ассоциируется горящая свеча?
3.Случайно ли автор выбирает зиму, февраль?
4.Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»?
Слайд 6
Анализ стихотворения
Стихотворение "Зимняя ночь" написано в двадцатом
веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в
своем стихотворении "Зимняя ночь" обращается к темам любви, философии. Данное стихотворение написано в стиле сентиментализма. Пастернак обращает особое внимание на взаимодействие природы с любовью. Например, есть описания ветра, метели, что соответствует непостоянной любови. Можно сказать, что природа отображает внутренний мир человека.
Автор стихотворения берет за основу противопоставление, так огонь борется со льдом, метель со свечей, которая стоит совсем одинокая. Но в итоге, надежда умирает и свеча погасает.
Идея данного стихотворения заключается в том, что бури как в личной жизни, так и во внешней среде мешают человеку продвигаться дальше, становятся трудностями на пути. Так главный герой борется с искушениями, которые показаны в виде метели. Пастернак для того, чтобы показать сомнения лирического героя, использует слова "соблазн" и "ангел" рядом. Это еще указывает на то, что грозную буру может победить только человек с любовью в душе. А когда холод уходит, то чувствуется уют дома, тепло от свечи и ночник.
Слайд 7
Анализ стихотворения
Свеча выступает в образе надежды, она
горит до победного конца. Свеча горит, не обращая внимания
на метель, вьюгу и внешний мир.
Пастернак использует разнообразные средства выразительности, так можно увидеть метафоры, олицетворения (прежде всего это связано с метелью), эпитеты (их использует автор при описании интерьера в доме). А для усиления действий используются повторы, например, мело - мело.
В стихотворении "Зимняя ночь" Пастернак смог изобразить взаимодействие Вселенной и человека, показав на простых объектах - свечи и метели, он принудил свечу гореть, показывая силу надежды и веры для человека.
Слайд 8
Поэзия Б.Пастернака
Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке
поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.
Художественный
мир его стихов насквозь проникнут музыкой, и даже композиция его стихов сходна с музыкальной.
Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью, заметно влияние отца художника, краски природы метафоричны и напоминают стиль художника – импрессиониста.
Слайд 9
Борис Пастернак
Февраль. Достать чернил и плакать…
Февраль. Достать
чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною
горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
А. Саврасова "Грачи прилетели"
Слайд 10
Анализ стихотворения
1.Какие мысли и чувства рождает это
произведение?
2.С помощью каких изобразительно – выразительных средств достигается
выразительность, импрессионичность?
3.Какие впечатления вызывает картина Саврасова? Сходны ли они с впечатлениями, вызванными строками Пастернака?
Слайд 11
Анализ стихотворения
Стихотворение относится к пейзажной лирике, но
несет в себе многие элементы символизма и футуризма. На
фоне февральской непогоды автор описывает возникновение творческого вдохновения. Этот процесс резко отличается от весеннего упоения природой лирических поэтов, которые испытывают радостные и светлые чувства. Вдохновение у Пастернака – мучительное чувство, вызывающее слезы и страстное желание «достать чернил». Вместо спокойного и уютного размышления в кабинете лирический герой испытывает страстный порыв слиться воедино с бушующей стихией. Его слезы подобны каплям дождя, они так же стремительны и обильны. Не в силах прервать свой плач, автор пытается заглушить его ливнем. В результате в его душе рождаются удивительные строки, насквозь пропитанные дождем и печальными криками «тысячи грачей».
Произведение имеет кольцевую композицию благодаря повторяющемуся в начале и в конце выразительному слову «навзрыд». Оно полностью передает настроение лирического героя. Особое значение имеет черный цвет, он связывает человека с природой («чернила» — «весною черною» — «чернеют»). При этом черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл. «Чернила» — символ поэтического творчества. «Чернеющие проталины» — первые признаки неизбежного наступления весны. Пастернак использует неожиданные эпитеты («грохочущая слякоть», «сухую грусть»), яркие метафоры («дно очей»). Насыщенность символами и образами смягчается самыми обыденными предметами («шесть гривен», «пролетка»). Этим автор напоминает читателю, что стихотворение имеет очень личный характер, является следствием реальных переживаний.
Непосредственным влиянием символизма можно считать оригинальное сравнение грачей с «обугленными грушами». Произведение написано четырехстопным ямбом. Данью поэта футуризму является использование неточной рифмы.
В стихотворении одновременно сливаются чувства лирического героя, визуальные и звуковые ощущения. Это слияние и порождает у автора прилив вдохновения. Процесс творчества выходит из-под контроля поэта. Он подобен внезапному сильному ливню, который невозможно остановить.
Слайд 12
Тема любви в лирике Б. Л. Пастернака
Любить иных
— тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей
секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
Слайд 13
Анализ стихотворения
В творчестве Б. Пастернака всегда отражались его
личные чувства и переживания. Немало произведений он посвятил своим
любовным отношениям. Одним из них является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест». Пастернак был женат на Е. Лурье, но его брак нельзя было назвать счастливым. Жена поэта была художницей и хотела посвятить искусству всю свою жизнь. Она практически не занималась домашним хозяйством, взвалив его на плечи мужа. В 1929 г. Пастернак познакомился с женой своего друга – З. Нейгауз. Он увидел в этой женщине идеальный образец хозяйки семейного очага. Буквально сразу же после знакомства поэт посвятил ей стихотворение.
Автор сравнивает свою любовь к жене с несением «тяжелого креста». Занятия творчеством когда-то сблизили их, но оказалось, что для семейной жизни этого недостаточно. Е. Лурье ради написания новой картины пренебрегала своими прямыми женскими обязанностями. Пастернаку приходилось самому готовить и стирать. Он понял, что двум одаренным людям вряд ли удастся создать обычную уютную семью.
Автор противопоставляет жене свою новую знакомую, причем сразу же указывает на ее главное преимущество – «ты прекрасна без извилин». Он намекает, что Е. Лурье хорошо образована, с ней можно на равных поговорить о самых сложных философских темах. Но «ученые» разговоры не принесут счастья в семейной жизни. З. Нейгауз почти сразу же призналась поэту, что ничего не понимает в его стихотворениях. Пастернак был умилен этой простотой и доверчивостью. Он понял, что женщину нужно ценить вовсе не за наличие большого ума и образованности. Любовь – это великая тайна, которая не может быть основана на законах рассудка.
Поэт видит секрет обаяния З. Нейгауз в простоте и бескорыстии ее жизни. Только такая женщина способна создать спокойную семейную атмосферу и принести счастье своему мужу. Пастернак готов спуститься с заоблачных творческих высот ради нее. Он действительно пообещал З. Нейгауз, что расстанется с туманными и неясными символами и станет писать стихотворения простым и доступным языком («словесный сор… вытрясть»). Ведь это – «не большая хитрость», но наградой за нее станет долгожданное семейное счастье.
Слайд 14
Я думал, сердце позабыло…
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую
страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не
бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
1835 г.
Слайд 15
Анализ стихотворения Пушкина «Я думал, сердце позабыло…»
Стихотворение «Я
думал, сердце позабыло…» при жизни Пушкина опубликовано не было.
Впервые оно увидело свет лишь в 1855 году. Произведение относится к интимной поэзии. Его лирический герой утверждает, что любовь не проходит бесследно. Она вечна, поэтому может лишь угаснуть на время, но не исчезнуть навсегда. Позабыть былое счастье сердце человеческое не в силах. Рано или поздно красота всколыхнет старые чувства, пробудит душу ото сна, о чем говорится в последнем четверостишии.
Каждый человек, хоть раз в жизни испытавший радости настоящей любви, понимает необыкновенную важность для дел сердечных понятий забвения и памяти. Пушкин – истинный ловелас, зачастую покорение женщин давалось ему с необыкновенной легкостью, он прекрасно знал техники обольщения и с удовольствием применял их на практике. Александр Сергеевич обладал весьма полезным для сердцееда даром – даром забвения. Впрочем, и нежная память об угасших чувствах ему была не чужда. Достаточно вспомнить знаменитое посвящение Анне Петровне Керн. Его первая строка: «Я помню чудное мгновенье…». В середине текста встречаем двустишие:
…И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Ближе к финалу все опять меняется:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты…
Слайд 16
Анализ стихотворения Пушкина «Я думал, сердце позабыло…»
«Я помню
чудное мгновенье…» с определенной долей условности можно соотнести со
стихотворением «Я думал, сердце позабыло…». Во втором случае читатель также наблюдает, как забвение сменяется вспышкой памяти, освещающей жизнь лирического героя.
«Я думал, сердце позабыло…» — мысли человека, на какое-то время разочаровавшегося в любви. Кажется, он даже от жизни немного устал. Лирический герой уж и не надеялся вновь испытать сильные чувства. Его сердце лишилось «способности легкой страдать». Вдруг ситуация кардинально изменилась – вернулись легковерные мечты, восторги, печали. Любовное волнение появилось вновь, благодаря «мощной власти красоты». Финал стихотворения по настроению сильно отличается от начала. Есть ощущение, что лирический герой воспрянул духом, наполнился жизнью.
На протяжении всего творческого пути Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощенной для него в образе женщины. В его интимной лирике нашлось место трагедии неразделенной любви и радости ответных чувств, легкой влюбленности и сильной привязанности, встречам и разлукам. В ней в полной мере отразилось то, что было пережито самим поэтом.
Слайд 17
«О, знал бы я, что так бывает…»
О,
знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что
строчки с кровью – убивают.
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.
Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
1931
Слайд 18
«…дышат почва и судьба»…
Поэзия для Пастернака не
забава, не демонстрация таланта, а тем более не пустые
слова. Поэзия – это «строчки с кровью», это судьба.