Слайд 2
Биография
Карл Линней (1707-1778) - шведский естествоиспытатель и врач,
создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в
которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки.
Среди главных заслуг Линнея — определение понятия биологического вида, внедрение в активное употребление биноминальной (бинарной) номенклатуры и установление чёткого соподчинения между систематическими (таксономическими) категориями.
Слайд 3
Линней — самый известный шведский учёный-естествоиспытатель. В Швеции
его ценят также как путешественника, который открыл для шведов
их собственную страну, изучил своеобразие шведских провинций и увидел, «как одна провинция может помочь другой». Шведы ценят даже не столько работы Линнея по флоре и фауне Швеции, сколько его описания своих путешествий; эти дневниковые записи, наполненные конкретикой, богатые противопоставлениями, изложенные ясным языком, до сих пор переиздаются и читаются.
Член Шведской королевской академии наук (1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (1762) и ряда других научных обществ и академий. Почётный член Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге с 18 декабря 1753 года.
Слайд 4
Линнеанство
Ещё при жизни Линней приобрёл всемирную известность. Его
учение, условно называемое линнеанством, стало в конце XVIII века
повсеместным.
Одной из форм линнеанства стало создание «линнеевских обществ» — научных объединений натуралистов, которые строили свою деятельность на основе идей Линнея. Ещё при его жизни, в 1774 году, в Австралии возникло Линнеевское общество Нового Южного Уэльса, существующее и сейчас.
В 1788 году Смит основал в Лондоне, целью которого было объявлено «развитие науки во всех её проявлениях», в том числе сохранение и разработка учения Линнея. На сегодняшний день это общество является одним из авторитетнейших научных центров, особенно в области биологической систематики. Значительная часть коллекции Линнея до настоящего времени хранится в специальном хранилище общества и доступна для исследователей.
Позже подобные «линнеевские общества» появились в Австралии, Бельгии, Испании, Канаде, США, Швеции и других странах.
Слайд 5
Этика натуралистов
Ж.-Б. Ламарк впервые применил данный термин в
1802 г. До этого момента биология называлась «естественной историей»,
и поколения биологов, от Аристотеля до Кювье, создавали многотомные описания живой (и неживой) природы.
Живая природа предстает перед читателем именно как история – описание живых (а часто и мифических) животных и растений известных европейским ученым с античных времен вплоть до эпохи великих географических открытий XVII–XVIII вв. Не случайно исследователи природы назывались натуралистами – к этой категории ученых сегодня мы относим не только биологов, но и геологов и географов.
Слайд 7
Практика и этика такого исследования обязательно включала отлов
и отстрел животных и птиц, сбор листьев и небольших
растений и создание ботанических коллекций (гербариев) из засушенных растений и зоологических коллекций из чучел и заспиртованных образцов животных. Такие длительные путешествия предпринимали в труднодоступные места, изученый в течение нескольких месяцев находился в отрыве от людей, собирая съедобные растения и добывая диких птиц и животных для своего пропитания.
Слайд 8
Практика натуралистического подхода в биологии
Его можно характеризовать
как принцип “watch no touch”: смотри (но) не трогай.
Вплоть до середины XVIII в. В европейской традиции существовал тотальный христианский запрет на внедрение в тело человека. Этот запрет отражался и на практике обращения с другими биологическими объектами, хотя нельзя сказать, что существовал прямой запрет на вскрытие животных, как, например, на посмертное вскрытие человека.
Слайд 9
Книги того времени включали словесное описание объектов, в
том числе и мифологических, и в малой степени –
несовершенные реалистические рисунки объектов живой природы. Впрочем, задача полного описания живой природы до сих пор остается нерешенной задачей биологии.
Слайд 10
Основным препятствием этому было отсутствие технических средств создания
и сохранения изображений живых биологических объектов.
Хорошей иллюстрацией служит фрагмент
из научной автобиографии Карла Линнея, в которой тот перечисляет оборудование, бывшее при нем во время его знаменитого путешествия по Лапландии.
Я покинул город Упсалу 12 мая 1732 г., это была пятница, в одиннадцать часов, когда мне было всего 25 лет, – писал Линней, – (у меня был) небольшой мешок.., на одной стороне в нем была плотная связка книг, на другой… чернильница, ящичек для перьев, микроскоп, маленький телескоп и сетка для защиты от комаров, довольно много нарезанной бумаги для закладки растений в размер листа, гребенка, орнитология,“Flora Uplandica” и “haracteres Generici”. У меня была еще восьмигранная трость, на которой были вырезаны меры длины.
Слайд 12
Этика натуралиста-наблюдателя
Этика натуралиста-наблюдателя в полной мере соответствовала
этическим установкам биологов XVII–XVIII вв., и ее ядром был
безусловный примат наблюдения в описании живой природы и ее обитателей. Несомненным этическим плюсом данного подхода является его неинвазивность, принципиальный запрет и общее нежелание внедряться в структуру даже мертвого, не говоря уже о живом, объекта.
Слайд 13
Морфологические концепции Гете и Линнея
Биолог и математик В.В.
Корона впервые в нашей литературе осуществил сравнительный анализ морфологических
подходов двух наиболее ярких представителей мира натуралистов XVIII в.
В.В. Короне мы обязаны исследованием морфологической системы Гете. Если имя К. Линнея было и остается в переднем ряду отцов и философов современной биологии, то роль И.-В. Гете до сих пор является недостаточно оцененной, и большая заслуга В.В. Короны заключается в том, что работы Гете рассматриваются сегодня в контексте самых современных философских представлений в биологической науке.
Слайд 14
В морфологической концепции Линнея В. Корона увидел вариант
структурного анализа. Выражаясь современным языком, можно сказать, что Линней
пытался выявить внешнюю (визуально воспринимаемую) структуру объекта. Такая, перцептивная, структура – это набор признаков, по которым мы отличаем один объект от другого. В психологии эти признаки называют гештальт-качествами
Они передаются не всеми имеющимися признаками объекта, а только некоторыми (инвариантными?), но какими именно - остается неизвестным. На практике, например в криминалистике, постоянно решается задача создания «фоторобота» путем трансформации словесного портрета в элементы изображения. Проблема здесь в отсутствии взаимнооднозначного соответствия между бессознательно выделяемыми элементами перцептивной структуры объекта и сознательно задаваемыми разграничительными признаками. Для распознавания образа используются одни признаки, а для его описания – другие.
Слайд 15
Проблему выбора наиболее значимых для распознавания признаков и
пытался решить Линней, разрабатывая свою методику описания внешнего строения
растений. С помощью этой методики он надеялся, выражаясь современным языком, выделить морфологические признаки, наиболее близкие к гештальт-качествам (признакам перцептивной структуры).
Слайд 16
Решение поставленной задачи достигалось в два этапа:
На первом
объект «очищался» от «лишних» признаков. В их число вошли
цвет, вкус, запах растения и все исторические, этимологические, геральдические и т. п. сведения о нем. В результате оставался один только черно-белый зрительный образ, напоминающий геометрическую схему.
На втором этапе, в полученной схеме предлагалось выделить наиболее существенную часть и описать ее в системе четырех переменных, согласно «числу, фигуре, положению и пропорции».
Слайд 17
Применение данного способа описания позволяло представить визуальный образ
объекта классификации в виде набора однозначно понимаемых признаков, но
проблема соответствия этих признаков элементам перцептивной структуры осталась нерешенной.
Слайд 18
Основные монографии:
1735 — «Система природы» (13 изданий, в
том числе 12 прижизненных)
1737 — «Роды растений» (9 изданий,
в том числе 6 прижизненных)
1737 — «Флора Лапландии» (2 издания, одно прижизненное)
1753 — «Виды растений» (6 изданий, 3 прижизненных)