Слайд 2
Цель работы
и задачи, поставленные в работе.
Определить, что
такое литература – область практической деятельности или виртуальная резервация
для мечтателей?
С чего началось разделение мнений о предназначении искусства?
Что такое красота?
Идеи «Искусства для искусства» и их последователи
Последователи бесполезного искусства в России.
Что такое польза?
Идеи полезного искусства и их последователи.
Последователи полезного искусства в России.
Слайд 3
Платон
(428 или 427 до н. э., Афины, —
348 или 347, там же), древнегреческий философ.
Слайд 4
Аристотель
(384 до н. э., Стагир — 322 до
н. э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ.
Слайд 5
Рафаэль Санти «Афинская школа» (1509-1511)
Слайд 6
Цели и функции искусства для пользы.
Участие в социализации
индивида.
Укреплении с помощью искусств социальных связей и институтов.
Познавательная функция
(сообщение о положении дел)
Нормативная функция (попытка заставить что-либо сделать)
Декларативная функция (изменения мира человеческих отношений с помощью художественных образов и символов)
Функция обещания (внушение обязательства что-либо сделать)
Оценочная функция (выражение позитивного или негативного мнение насчет проблемы)
Слайд 8
М.В.Ломонов (1711-1765 гг.)
До М.В.Ломоносова русский литературный язык отличала
беспорядочная смесь самых различных языковых элементов. В письменном и
устном обиходе употреблялись и исконно русские слова, и церковнославянизмы, значительная часть которых обветшала, и хлынувшие в изобилии в русский язык со времен Петра I всевозможные варваризмы. Это был крайне пестрый, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык. Ломоносов явился создателем теории «трёх штилей».
Слайд 9
Г.Р.Державин (1743-1816 гг.)
Державин развивает традиции русского классицизма, являясь
продолжателем традиций Ломоносова. Для него предназначение поэта — прославление великих поступков
и порицание дурных.
Слайд 10
А.Н.Радищев (1749-1802 гг.)
Александр Николаевич Радищев — первый
русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге
“Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в 'России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа.
Слайд 11
Н.А.Некрасов (1821-1877 гг.)
Гораздо позднее защитником русского крестьянства явился
Н. А. Некрасов. Он мечтал, что его стихи принесут
пользу простому народу. В своих произведениях он оплакивал судьбы русских крестьян, порицал жестокость помещиков и мечтал о свободе простого русского народа.
Слайд 12
Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.)
«У искусства нет другого Бога, кроме
служения делу переустройства общества»
Слайд 13
Критики В.Г.Белинский и Д.И.Писарев
Слайд 15
Красота спасет мир!
Замечательный немецкий поэт и гуманист И.Ф.Шиллер
в своих «Письмах об эстетическом воспитании» первым высказал великую
идею о том, что «красота спасет мир», разглядев в творчестве по законам красоты образец гармонического устройства жизни и гармонического развития личности.
Слайд 16
Ф.М.Достоевский о бесполезной красоте.
«Я объявляю,
что Шекспир и Рафаэль выше освобождения крестьян, выше юного
поколения, выше почти всего уже человечества, - ибо они уже плод, настоящий плод всего человечества – и может быть высший плод, какой только может быть… Да знаете ли вы, что без англичан еще можно прожить человечеству, без Германии можно, без русского человека слишком возможно, без науки можно, без хлеба можно, без одной только красоты невозможно, ибо совсем нечего будет делать на свете. Вся тайна тут, вся история тут. Сама наука не простоит без красоты, обратится в хамство». (роман «Бесы»)
Слайд 17
Оскар Уайльд о бесполезном искусстве.
«Раскрыть людям себя и
скрыть художника – вот к чему стремится искусство».
«Всякий портрет,
написанный с любовью, – это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник».
«Жизнь коротка, искусство бесконечно».
«Всякое искусство совершенно бесполезно».
«В сущности, Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь».
«Художник – тот, кто создает прекрасное».
«Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины».
«Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля».
«Подлинный секрет счастья в искании красоты».
«Когда человек теряет красоту, он теряет все».
«Единственное, что стоит возвести в теорию, это наслаждение».
Слайд 18
А.С.Пушкин (1799-1837)
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но
нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто бы
не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
Пьеса «Моцарт и Сальери»
Слайд 19
В.В.Набоков (1899-1977 гг.)
Люби лишь то, что редкостно и
мнимо,
Что крадётся окраинами сна,
Что злит глупцов, что смердами казнимо,
Как
родине, будь вымыслу верна.
…
О, поклянись, что веришь в небылицу,
Что будешь только вымыслу верна,
Что не запрёшь души своей в темницу,
Не скажешь, руку протянув: стена...
Слайд 20
Поэты Серебряного века.
А.А.Блок, А.А.Ахматова, Н.С.Гумилев.
Слайд 21
Литература:
это область практической деятельности
или виртуальная резервация
для мечтателей?
Выбор за Вами!