Слайд 2
Два подхода
к толкованию массового сознания:
1) нечто стихийное,
иррациональное, разрушительная сила, не играющая самостоятельной роли в истории
–
Э Каннети, С. Московичи, Г. Лебон,
Г. Тард, З. Фрейд;
2) созидательная сила исторического процесса – К. Маркс, М. Вебер,
Э. Дюркгейм, Л. Толстой, В. Бехтерев, Дж. Локк, Е. Прохоров
Слайд 3
Е. П. Прохоров.
Журналист и массовое сознание.
М.,
2007.
подлинная массовость не убивает личностный мир сознания, наоборот, возникает
сознательная и активная сплоченность высокоразвитых личностей
развитое массовое общество – основа для развития личности
информационная политика СМИ должна быть адекватна объективным нуждам массового общества
необходимо обозначить и реализовать пути возвышения массового сознания
(массовой культуры) в фактор духовного производства
Слайд 4
Массовое сознание
сознание общества – те идеи, принципы и
нормы, настроения и переживания, традиции и привычки, в которых
общество осознает и переживает себя, свое бытие, как нечто целостное, единое (В.Н. Садовников)
это совокупность духовных образований, подсознательных актов, которые свойственны каждому члену человеческой группы или вообще всем людям, обуславливает мотивы действия и поведения людей (А.К. Уледов)
Слайд 5
Структура
массового сознания
Слайд 6
Взаимозависимость
массового сознания
Слайд 7
Обыденное сознание
Сознание здравого смысла, формируется в процессе накопления
практического опыта
Это массовое сознание, в котором находит свое отражение
конкретное общественное бытие, преломленное сквозь призму общественной жизни
Включает совокупность привычных представлений, понятий и мнений
Источник идеалов, убеждений и ценностных ориентиров
Дает человеку ориентировку в жизни, но лишено глубокого понимания действительности
Слайд 8
Общественное сознание
духовный результат развития общества, выражающий его социальное,
экономическое и политическое бытие
продукт всей общественной деятельности людей
имеет
регулятивную функцию
Виды и формы:
Нравственное
Правовое
Художественное
Научное
Политическое
Массовое
Слайд 10
Субъекты массового сознания (носители)
1. Масса – множество, которое
активизируется под влиянием внешних событий (П. Винтерхофф-Шпурк)
«большие группы», «социальные
движения»,«множество»
2. Толпа – крайняя неустойчивая форма массы (понятие количественное и визуальное)
3. Массовый человек – (количественная характеристика переходит в качественную),
человек, не отличающийся от других и
повторяющий общий тип,
средний, заурядный (Б. А. Грушин)
Слайд 11
«Публика» (Г. Тард)
Промежуточное звено между индивидом и массой
(«толпа – это прошлое, а публика – будущее»)
Обладает общим
менталитетом, проявляющимся в самосознании
Развивается по пути интеллектуализации
Разновидности: 1) собранная публика – скопление людей, интересующихся одним и тем же предметом – сходные ожидания, установки, ориентации = «друг с другом» (люди в кинотеатре )
2) несобранная публика – публика разрозненная, атмосфера характеризуется ослабленностью эффекта заражения и неполной деиндивидуализацией = «друг около друга» (аудитория СМИ, фанаты)
Слайд 12
Масса: варианты интерпретации
толпа, характеризующаяся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью,
отчуждением, недостатком интеграции
гетерогенная аудитория, противостоящая классу и относительно
гомогенным группам
«сверхорганизованное» «бюрократизированное» общество: тенденция к униформизму людей и их отчуждению, решения принимаются лишь наверху иерархии = низкое качество современной цивилизации (Х. Ортега-и-Гассет)
«механизированное» общество – продукт машинной техники, в котором человек является придатком машины, простым элементом технологии
«недифферинцированное множество потребителей информации СМИ» – аудитория массовых коммуникаций
Слайд 13
Условия формирования массового человека
Массовый человек - элементарный продукт
эволюции исторического сознания
Возникновением больших городов.
Основной катализатор -
специфические формы массовой культуры, стандарты духовной жизни
СМИ обращаются к сторонам психики, общими для всех людей, подавляют индивидуальность
Возникает во времена кризиса, в омуте психических эпидемий
Х. Ортега-и-Гассет: 1) житейский комфорт, жизнь, лишенная преград;
2) никаких социальных барьеров, все узаконено равны
Слайд 14
Характеристика
Массового Сознания
синкретичность (противоречиво, различно, изменчиво)
аморфность, фрагментарность, размытость
- неопределенность, разорванность, отсутствие структуры – нет устойчивой культурной
системы
гетерогенность – неоднородность массы
ситуативность – временность существования
социально по своей природе (оперирует историческим опытом, архетипами), продукт взаимодействия людей
обладает способностью к самопорождению – спонтанному возникновению и изменению
непосредственно направлено на практическую деятельность и реализуется в ней
селективно (отбирает только то, что соответствует первоначальным представлениям)
единая модель – удобная для воздействия
Слайд 15
Хосе Ортега-и-Гассет:
Массовый человек обречен быть посредственным, не отличающимся
от других и повторяющим общий тип.
Жизнь его неумолимо
теряет достоверность и становится видимостью, игрой в жизнь, и притом чужую…
Стихийный рост массы предполагает совпадение целей, мыслей, образа жизни…
Слайд 16
Агломерат и валентность
Агломерат – социально-психологическое новообразование, возникает в
результате слияния деструктивных, утративших свою валентность индивидуальных сознаний
Валентность –
такие качества личности, которые являются залогом сохранения ее независимости в коммуникационном акте (сильная и слабая = способность сопротивляться воздействию)
Слайд 17
Массовое сознание
Б. Васильев. На пределе // Известия. 1991.
2 января:
Большевики открыли истину, секрет которой заключался в
весьма простых посылах: масса требует не идей, а лозунгов, не логики, а обещаний, не призывов к размышлению, а угадывания ее настроения»
Слайд 18
Хосе Ортега-и-Гассет:
Масса – всякий и каждый, кто ни
в добре, ни в зле не мерит себя особой
мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотлечимостью
Слайд 19
Карл Густав Юнг:
Всякая большая компания, составленная из превосходных
по отдельности личностей, обладает как таковая моральностью и интеллектом
неповоротливого, тупого и агрессивного животного.
Чем больше организация, тем неизбежнее ее спутниками выступают безнравственность и не желающая ничего видеть глупость.
Слайд 20
Ж. Бодрийяр
Ж. Липовецки
Место человеческого общения — «тусовка»,
поверхностность восприятия приводит к неспособности глубоко чувствовать и переживать
— развивается «прохладная» культура
Каждый живет как бы в бункере равнодушия, защищенный от собственных и чужих страстей
Положение усугубляют современные СМИ, особенно телевидение, действующее тоже в режиме «холодного соблазна»
Слайд 21
Сергей Кара-Мурза:
Кто умеет вводить толпу
в заблуждение,
тот
легко становится
ее повелителем,
кто же стремиться
образумить ее,
тот всегда
бывает ее жертвой
Слайд 22
Картина мира Масчеловека
1) блип-культура – случайные вспышки отражения
действительности в сознании («компенсаторный эффект», «наркотизирующий эффект»)
2) игровое отношение
к реальности жизнь – игра, производное толкование фактов
3) фундаментальная абсурдность - разрушение целостности, фрагментарность, мозаичность,«эффект раздвоенного сознания», «расколотое сознание»
Слайд 23
Логическое мышление (???)
Научно-техническое мышление чрезвычайно сузило объем термина
«понимание»
И.Р. Шафаревич
Столетиями прославляемый разум является упрямым противником мышления
М. Хайдеггер
Слайд 25
Иван Александрович Ильин
Человек, находящийся в состоянии внутреннего раскола,
есть несчастный человек… У него не хватает внутреннего органа
для того, чтобы быть счастливым. Этот внутренний орган называется гармонией, согласованной тотальностью (т.е. неподкупностью) влечений и способностей, единением инстинкта и духа…
Человек, несущий в себе внутренне расщепление, не знает счастья. Его ждет вечное разочарование и томление. Он обречен на вечную и притом безнадежную погоню за новыми удовольствиями…
… если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности…Он не способен иметь убеждения (все относительно: добро, зло, справедливость, патриотизм)
Слайд 26
Организация массы
Человек с подорванной моралью легко манипулируем –отключается
«систему навигации»
А. Гитлер: «Да, мы варвары и хотим ими
быть. Это почетное звание. Мы омолодим мир»
Х. Ортега-и-Гассет: «Жажда жизни неизменно оборачивается разрушением самих основ жизни»
Метод: «угнетение психики посредством размывания исторического сознания народа» ( Г. Лассуэл)
Черта психологической войны – действовать в направлении разрыва уз традиционного социального порядка, разъединение общества, атомизация людей
Слайд 27
ИПВойна
Массовая культура становится не только средством распространения тех
или иных образцов культуры, проводником каких-либо конкретных идей, но
и реальным оружием в острейшей политической борьбе на мировой арене
▲ Россия: многообразие культур
Слайд 28
Мераб Мамардашвили:
«Сомнительно,
чтобы без активного личностного начала
народ
сохранил свою национальность»
Так ли это?