Слайд 2
Рецензия (от лат. оценка, отзыв) (до 250 строк)
-
это жанр, основу которого составляет аргументированный критический
отзыв (письменный разбор), чаще всего о произведении литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.
Слайд 3
В рецензии критикуется, даётся оценка художественного
или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок,
кинофильмов, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций
Слайд 4
Cобирательный газетный жанр
Журналисты считают рецензию собирательным
газетным жанром, так как в ней имеются элементы очерка,
отчёта, расширенной информации
Слайд 5
Отличие рецензии
предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности,
на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.
п.
а информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи
Слайд 6
Главная цель рецензии -
представить читателю произведение,
о котором идёт речь; описать его как можно более
точно и полно, подробно разобрать его стиль, содержание, мысли и так далее
Слайд 8
По объёму
рецензии можно разделить
на большие (гранд- рецензии) и маленькие (мини-рецензии)
Слайд 9
Большая, развёрнутая рецензия -
это для специализированных
изданий. Такие рецензии обычно готовят маститые критики, обладающие авторитетом
у публики
Слайд 10
Мини-рецензии
распространены гораздо шире
объёмом обычно до полутора машинопис-ных
страниц
представляет собой сжатый, насыщенный анализ того или иного
произведения и прочитывается на едином дыхании
мысль критика должна быть краткой, ёмкой, максимально точной
Слайд 11
По теме
рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и
т. д.
В последнее время публикуются рецензии нового типа
- на мультипликационные и неигровые фильмы
телерецензии
рецензии на рекламные и прочие клипы
Слайд 12
Структура рецензии
Как начать писать рецензию?
Как совместить
отзыв, суждение, личное отношение и анализ предмета «в одном
флаконе»?
А правильнее даже, думаю, спросить себя: как не надо начинать?
Слайд 13
Блестящий филолог и очень остроумный человек
В. Шкловский писал: «Нельзя начинать критическую статью словами «я
развернул книжку» или «я заинтересовался», « я перелистал», «я заглянул». Нельзя также начинать, например, театральную рецензию со слов «я пришёл в театр и сел в кресло». Всё это крайне беспомощно, так как начать читать книгу, не развернув её, невозможно».
Слайд 14
Часто рецензия начинается
с библиографического описания произведения и
краткого (в одном-двух предложениях) пересказа его содержания. Но это
может стать поводом лишь для отдельного упражнения
тренироваться пересказывать содержание в одном предложении (а для этого необходимо суметь выделить существенное, основное) вы начали учиться уже с 5 класса
Слайд 15
Вспомните
Как вы от учителя получали задание - пересказать
(обычно в нескольких или одном предложении) сказку Андерсена «Снежная
королева», сказку Ю. Олеши «Три толстяка» и т. п.?
Это заставляло вас выделить главных героев, научиться обобщению
Слайд 16
Подробный пересказ - снижает её ценность
во-первых, неинтересно будет
читать само произведение
во-вторых, одним из критериев слабой рецензии
справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом
Слайд 18
Вступительная часть
В ней читателю сообщают о самом факте:
мол, существует такое-то произведение искусства - книга, фильм, концерт
и т. д.
Здесь очень важно правильно указать название произведения и имя автора, сообщить о месте и форме проведения презентации
Если рецензия касается регулярно проводимого спектакля или концерта, можно добавить краткий анонс времени начала представления, добавить детали
Слайд 19
Некоторые рецензенты предпочитают нетривиальный ход
они начинают с того,
чем другие обычно заканчивают.
Вот пример начала рецензии, опубликованной
в одном из номеров журнала «Новый мир»: «Начать хотелось бы с того, чем нормальные люди заканчивают, - с резюме, с главного акцента: возможно, перед нами сочинение из ряда самых интересных, а то и самых значительных за последние годы...» (Бутов М. У кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий, или Самый настоящий роман //Новый мир. 1999. № 6)
Слайд 20
Анализ
После объявления о существовании произведения необходимо дать расширенную
информацию о его содержании (степени новизны, плюсах и минусах)
Анализировать можно по-разному:
Можно начать анализ с краткого описания произведения, упомянув автора и его предыдущие работы
Можно анализировать с позиции контраста, сравнивая, например, фильм и реальную жизнь
Слайд 21
Самое главное - рецензия должна убедить
читателя, что произведение достойно его внимания, либо предостеречь от
возможной потери времени и денег. В этих случаях строки последних абзацев будут соответственно таковы:
а) «Думаю, что время, которое вы посвятите просмотру этого фильма, не будет потрачено зря»;
б) «Данная вещь, по нашему мнению, может понравиться только людям с крепкими нервами, могущим вытерпеть очередную порцию «ужаса», которую предлагают режиссёры фильма».
Слайд 22
И главное
Когда придётся писать рецензию, помните, что вы
всё-таки журналисты, а не профессиональные рецензенты
Поэтому ваша задача
- лишь ввести читателя в атмосферу, например, выставки, а не давать ей оценку
Поговорите с организаторами, узнайте, сколько стоила подготовка, сколько продано билетов, где и когда пройдёт следующее подобное мероприятие и т. д.
Поинтересуйтесь у зрителей, как они оценили увиденное
Слайд 24
Начало рецензии на выставку «Аудио-арт»
«Для одних
шум мотора есть явление механическое, для других это искусство.
Нее зависит от того, где этот шум слушать. Если в мастерской, то это - для первых. Если в галерее, то это аудио-арт...»