Слайд 2
Цели занятия:
актуализация знаний о творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина;
раскрытие особенностей художественного
мира писателя-сатирика;
формирование общего представления о романе «История одного города»;
ормирование
навыков анализа художественного текста.
Слайд 3
План занятия:
Обзор жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина.
Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в
искусстве (гротеск, «эзопов язык»).
«История одного города» (обзор).
Анализ глав «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение» из романа «История одного города» (по вопросам). Работа в группах.
Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.
Слайд 4
Работа с кроссвордами:
Делимся на группы
Решаем кроссворд №1 по
творчеству Н.А.Некрасова на скорость
Подводим итог, выявляем пробелы в знаниях
Слайд 5
Живость боли и непрерывное ее ощущение служили источником
живых образов.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и
даже нормальным, что успело войти вплоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.
И.М.Сеченов
Слайд 6
Обзор жизни и творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
Настоящее имя
– М.Е.Салтыков.
В "Губернских очерках" впервые появляется псевдоним Н.Щедрин.
Портрет
М.Е.Салтыкова-
Щедрина работы художника
И.Н.Крамского, 1879
Слайд 7
1826 г. 15 (27) января – родился в
селе Спас-Угол в Тверской губернии в семье помещика.
1836–1844 гг.
– учеба в Московском дворянском институте, а затем с 1838 г. в Царскосельском (Александровском) лицее.
1841-1845 гг. – начало литературной деятельности, публикация первых стихотворений в журнале "Библиотека для чтения" и "Современник".
Конец 40-х гг. – участник кружка М.В.Петрашевского.
1847–1848 гг. – первые прозаические произведения: повести "Противоречия", "Запутанное дело" в журнале "Отечественные записки".
1848 г. – арест и ссылка в Вятку за "вредный образ мыслей". Старший чиновник, советник губернского правления.
1856 г. – возвращение в Петербург.
1856–1857 гг. – публикация "Губернских очерков" в журнале "Русский вестник".
Салтыков-Щедрин М.Е. 1850-е гг.
Слайд 8
1856–1868 гг. – государственная служба в Министерстве внутренних дел (вице-губернатор
в Рязани (1858 г.) и Твери (1860 г.), председатель
казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани).
1862–1864 гг. – работа в редакции журнала "Современник".
1863–1874 гг. – "Помпадуры и помпадурши" (гротескно-сатирические образы и фантастические сюжеты) .
1868 г. – выход в отставку.
1868–1884 гг. – один из редакторов журнала "Отечественные записки"; после смерти Н. А. Некрасова – ответственный редактор. В эти годы все свои произведения печатает только на страницах "Отечественных записок".
1869–1870 гг. – "История одного города" (характер отношений народа и власти) .
1875–1880 гг. – "Господа Головлевы", "Современная идиллия".
1880-е гг. – напечатан очерк "За рубежом" (своеобразное "сатирическое путешествие по Европе"); закрытие "Отечественных записок"; завершены "Сказки" (сплав двух жанров: сказки и басни).
1887–1889 гг. – "Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина".
Умер 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге.
Слайд 9
Сатира: история и особенности жанра
Сатира (лат. satira) –
вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью
обличения.
Сатира в начале своего появления являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Сатира как жанр возникла в римской литературе.
Слово "сатира" происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных – сатиров. Оно связано и со словом satura, означавшим в простонародье блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутствие в сатире самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения.
Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки.
Характерная особенность сатиры – отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого.
Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет ("Путешествия Гулливера" Дж.Свифта, "История одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина), аллегория (басни Эзопа, Ж.Лафонтена, И.А.Крылова).
В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков.
Слайд 10
Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло
творчество А.Д.Кантемира. А.Д.Кантемир основывался на европейской литературной традиции и
своими предшественниками считал Д.Ю.Ювенала, Н.Буало. Сатиры А.Д.Кантемира делились на философические и живописные. В.А.Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А.Д.Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские – "живописные", т. е. представляют собой галерею портретов носителей порока; заграничные сатиры – "философические", поскольку в них А.Д.Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом.
Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И.А.Крылова, сатирические стихи Г.Р.Державина. Потом А.С.Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н.В.Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России.
Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н.А.Некрасова ("Размышления у парадного подъезда", "Современная ода " и др.).
Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.Аверченко, Саша Черный (А.Гликберг), Тэффи и др.
Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д.Бедного, сатирах В.Маяковского, новеллах М.Зощенко, сатирических романах И.Ильфа и Е.Петрова, драматических сказках Е.Шварца, очерках и фельетонах М.Кольцова, комедиях А.Безыменского.
Жанры сатиры многообразны:
сатирический роман
сатирическая драма
комедия
эпиграмма
анекдот
сатирический фельетон
карикатура.
Слайд 11
Словарь творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина
ГРОТЕСК (от фр. - причудливый, затейливый;
смешной, комический, от итал. - грот) — изображение людей,
предметов, деталей в изобразительном искусстве, театре и литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение общепринятых норм и одновременно совместимость реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного мягкого юмора. Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его.
ГИПЕРБОЛА (греч.) – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, например: "Я говорил это тысячу раз".
Гипербола – преувеличение ради особых, художественных целей. Поэт прибегает к нему тогда, когда нужно произвести особенно сильное впечатление на слушателя или читателя.
Слайд 12
«ЭЗОПОВ» ЯЗЫК (по имени баснописца Эзопа) - тайнопись
в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает
к системе "обманных средств": традиционным иносказательным приемам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным "персонажам", полупрозрачным контекстуальным псевдонимам.
ТИПИЗАЦИЯ - воплощение типического в литературе, обобщение, лежащее в основе создания художественного образа, процесс создания типического. Т. понимают также как синтезирование в одном человеческом образе целого ряда типичных черт, которые художник нашел у разных реальных людей, а также развертывание, доведение до конца тех возможностей, которые автор усмотрел в известных ему реальных людях. В типичных характерах, в их взаимодействии, в их связи с обстоятельствами воплощается авторское мировоззрение.
Слайд 13
Работа с логической схемой «Сказки»
Цель: пробудить самосознание, показать
отношения между:
ЧЕРТЫ
Слайд 14
Кукрыниксы. Иллюстрации к "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1939
Слайд 15
Б.М.Эйхенбаум (комментарии к «Истории одного города», фрагменты)
«Историю
одного города» Салтыков-Щедрин начал писать в 1868 году, а
закончил в 1870 году. Однако подготовка этого произведения относится к более ранним годам.
Название города Глупова впервые встречается уже в очерке «Литераторы-обыватели» (1861), а в подробностях этот город описан в очерке «Наши глуповские дела» (1861), который вошел в сборник «Сатиры в прозе». Здесь дана общая характеристика жителей этого воображаемого города, здесь же сделано и краткое описание некоторых глуповских губернаторов. О городе Глупове Щедрин сообщает: «У Глупова нет истории... Рассказывают старожилы, что была какая-то история, и хранилась она в соборной колокольне, но впоследствии ни-то крысами съедена, ни-то в пожар сгорела». О губернаторах говорится: «Были губернаторы добрые, были и злецы; только глупых не было — потому что начальники!». Далее описаны отдельные губернаторы: губернатор Селезнев, который как добрался до Глупова, уткнулся в подушку, да три года и проспал; губернатор Воинов, который позвал глуповцев, да как затопочет на них: «Только пикните у меня, говорит, всех прав состояния лишу, на каторгу всех разошлю!». А то был губернатор рыжий, губернатор сивый, губернатор карий и т. д.
Слайд 17
…Так явилась на свет «История одного города» —
одно из самых замечательных произведений не только русской, но
и мировой сатирической литературы.
В очерке «Наши глуповские дела» Щедрин сообщал, что история города Глупова съедена крысами; теперь она будто бы отыскалась в глуповском архиве, — правда, изъеденная мышами и загаженная мухами.
Перед нами — летопись, в которой, как уверяет Щедрин, исправлен только тяжелый, устарелый слог. Летопись начинается сказанием о древних, доисторических временах Глупова («О корени происхождения глуповцев»). Затем читатель переходит к историческим временам, охватывающим период от 1731 года до 1825 года, когда «история, — как говорит Щедрин, — прекратила течение свое». Этими словами Щедрин явно намекает на воцарение Николая I, начавшееся казнью декабристов.
На основании хронологических дат, указанных Щедриным, можно подумать, что сатира его относится исключительно к прошлому России и главным образом к XVIII веку. Так поняли «Историю одного города» некоторые критики, так понимала ее и цензура.
Слайд 19
Но «История одного города» — сатира не только
на прошлое России. Щедрин дает здесь сатирическое изображение всей
системы российского самодержавия, соединяя и переплетая прошлое с настоящим. Его градоначальники представляют собой обобщенные карикатуры, в которых можно узнать российских царей и вельмож не только прошлого времени, но и современных Щедрину. Недаром он так часто вводит в рассказ летописца различные «анахронизмы», подчеркивая их в примечаниях (телеграф, железные дороги и пр.). Это сделано именно для того, чтобы читатель догадался, что речь идет не об одном только прошлом, что хронология этой «истории» — условная, фантастическая, что в каждом лице или факте схвачены и исторически обобщены черты современной Щедрину действительности. Историческая форма была использована Щедриным как метод обобщения и иносказания. «История одного города» — не просто историческая сатира: это сатира, рисующая российский самодержавный строй в целом, как бы подводящая этому строю итог.
Слайд 21
Анализ главы «Органчик»
Работа в парах по вопросам практикума
на стр. 36.
Отвечаем на вопросы и формулируем выводы:
Какова тематика
и проблематика произведения?
В чем выражается и как раскрывается проблема совести и нравственного возрождения человека в «Истории одного города»?