Слайд 2
Биография
Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился в семье крестьян.
В 1799 г. в философском журнале появились статьи, в
которых Фихте отождествлял идею Бога с моральным мировым порядком.
Журнал был запрещен правительством, Фихте обвинен в атеизме и уволен с должности профессора Иенского университета.
Слайд 3
Свою философию Фихте называет «первой системой свободы», которая
освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от
внешнего диктата. Философия, по его мнению, не мировоззрение, а самосознание, связанное с характером, образом мыслей, практическими действиями личности.
Слайд 4
Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен
с утверждением о непознаваемости вещей в себе. Эта критика
ведется справа — с позиций более последовательного субъективного идеализма. Первичной реальностью Фихте называет абсолютное человеческое
Слайд 5
Его деятельность выливается в диалектический процесс: происходит движение
от первоначального положения (утверждение) к противоположному положению (отрицание), а
от него — к третьему положению (единство, синтез первых двух положений).
Слайд 6
Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы,
окружающей действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет
в какой-то мере его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное поведение субъекта: исполнение им долга, повиновение законам морали и права.«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я».
Слайд 7
Физическая природа человека, его естественные склонности, составляющие «не-Я»,
побуждают «Я» к действию и в то же время
искажают проявления нравственности, противодействуют проявлениям морального долга.
Слайд 8
Фихте высказывает обычные материалистические взгляды на соотношение субъекта
и объекта, сознания и природы. Однако это впечатление обманчиво.
Фихте сознательно дистанцируется не только от материализма как философского мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта, признававшего объективно-реальное существование вещей в себе.
Слайд 9
Как подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя отождествлять с вещью
в себе в кантовском смысле. Категория «не-Я» — это
результат деятельности сознания, т.е. продукт «Я». Обыденному сознанию кажется, что окружающие его вещи, природа, весь мир существуют независимо от человеческого сознания. Фихте убежден, что мы имеем дело с иллюзией, которая преодолевается философским мышлением. Одним словом, первичен субъект, «Я». Его активная деятельность, носящая, правда, духовный характер, творит объект, внешний мир.
Слайд 10
Интеллектуальная интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а «практической
деятельности», под которой Фихте понимает сферу нравственности, морального «действования»
и «долженствования», этических оценок, что очень похоже «практический разум» в философии Канта
Слайд 11
Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель деятельности субъекта,
как потенциальная бесконечность. Во второй период абсолютное «Я» трактуется
как актуальное бытие, равноценное Богу, а все, что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема.
Слайд 12
Субъект деятельности — это «Я», взаимодействующее с «не-Я».
Возникает противоречие между деятельностью и выполняемой ею задачей. Разрешение
данного противоречия ведет к возникновению нового и так без конца.
Слайд 13
Диалектика активной деятельности субъекта — важнейшая черта философии
Фихте, оказавшая влияние на дальнейшее развитие классической немецкой философии.