Слайд 2
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало
мне льстит…
А. С. Пушкин
Слайд 3
Человеку присуще инстинктивное желание познать самого
себя через изображение. Для этого первобытный человек смотрел в
водную гладь на свое изображение, мы же тянемся к зеркалу.
Но человеку хотелось не только лицезреть себя, но и увековечить свой образ с помощью какого-нибудь материала.
Слайд 4
О чем бы ни говорило искусство,
оно говорит о человеке, о его жизни, о среде,
в которой она проходит, о радости и печали, о его вере и надежде, о его гордости и желании быть понятым, любимым.
Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя и для него тоже.
Как удивительно не похожи люди друг на друга. Вроде устроены все одинаково, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности. Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике.
______________________________________________
Слайд 5
Портрет – образ определенного реального человека.
В
портрете важна передача особенностей поведения человека, манера держать себя,
темперамент.
Стремясь раскрыть образ портретируемого, художник говорит и о себе.
Историческое время тоже вторгается в портрет. Художник передает образ человека через призму времени. В портрете можно увидеть идеал эпохи, характер жизни, окружающий мир.
____________________________________________
Слайд 6
Живописный
Скульптурный
Графический
А значит, можно выделить портрет:
Слайд 7
А.Дюрер. Автопортрет.
Рисунок. Германия. 15 век
П.Рубенс. Портрет камеристки
инфанты Изабеллы. Фландрия. 17 век.
Слайд 8
Портрет юноши. Фаюмский портрет. Древний Рим. 1 век.
Портрет
императора Филиппа.
Древний Рим. 1 век.
Слайд 9
Портрет возник очень давно. Для людей
древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир
вечной жизни, и они находили способы похоже изображать лица. С лица делали гипсовую или восковую маску.
Слово «портрет» произошло от латинского слова, его можно перевести как «извлечение сущности».
Это и есть основная задача создания художественного образа.
_________________________________________
Слайд 10
Искусство портрета родилось несколько тысяч лет
назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра –
гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня.
Из истории возникновения портрета.
Слайд 11
Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в
Древней Греции. Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики,
имевшие заслуги перед страной.
Слайд 12
В Древнем Риме заказчиками были знатные
горожане и члены их семей.
Слайд 13
Этим же целям служили живописные фаюмские портреты
Слайд 14
Императрица Феодора.
Византия. 6 век.
С.Боттичелли
Италия. 15 век.
Слайд 15
Утверждение, что через внешний облик можно
передать дух человека, стало особенно важным в Средние века.
С эпохой Возрождения приходит интерес к реальному человеку.
Художники научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к их неповторимой индивидуальности.
____________________________________________
Слайд 16
Жанр живописного портрета сложился позднее, в
эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на
парадный
камерный
Слайд 17
Парадный портрет – показывает
общественное положение героя, носит торжественный характер.
Камерный –
большое внимание уделяется индивидуальным особенностям человека, лицо приближено к зрителю, передается переживание и внутренний мир человека.
___________________________________________
Слайд 18
В эпоху Возрождения художники наделяли портреты интеллектом и
душевной гармонией
Слайд 19
Жан Клуэ. Франциск 1.
Франция. 16 век.
Р.ван дер
Вейден .Портрет
молодой женщины. Нидерланды. 15 век.
Слайд 20
Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла
в 17 веке. Из этой эпохи дошли до нас
образы господ и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… Невероятно, но все это людское разнообразие воплотил в своем творчестве испанский художник – Диего Веласкес.
Слайд 21
С мечтательной, загадочной улыбкой позирует она…Задумчив и велик
Воспроизводит он своею кистью гибкой ее роскошный стан и
несравненный лик…
Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно он говорит:»Пускай пройдут века! Я кончил этот труд, я к цели шел отважно; я сердцем трепетал но не дрожит рука! Ты, вечно русая, с небесными очами, с улыбкой счастия на розовых устах , как ныне будешь властвовать сердцами, когда мы оба обратимся в прах…
Слайд 22
Блестящим мастером камерного портрета был голландский
художник Рембрандт Харменс ван Рейн.
Слайд 23
В 17 веке художники обратились к образу простых,
ничем не знаменитых людей и открыли в них величайшее
богатство души и человечности
Рембрант. Портрет матери
Слайд 24
В русском искусстве впервые стали писать
портреты в 17 веке, как иконы - на доске
и темперными красками. И назывались они «парсуна», от слова «персона».
Со времени Петра 1 искусство в России стало развиваться очень стремительно.
Русские художники не только перенимали чужие приемы, но и изобретали свои.
Фамильные портреты украшали кабинеты и гостиные, даже появились специальные портретные комнаты.
__________________________________________
Слайд 25
18 век-век расцвета портрета в России
Боровиковский. Портрет Лопухиной
Брюлов.
Портрет девочки
Слайд 26
Г.Островский. Портрет Е.П.Черевиной. Россия. 18 век.
Князь М.В.Скопин-Шуйский.
Парсуна. Россия.
17 век.
Слайд 27
Отечественная война 1812 года выдвинула на
первый план людей активных, решительных. Именно таким предстает перед
нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко – красный парадный мундир, твердый взгляд, уверенная поза.
Слайд 28
В 19 веке художники передают индивидуальность с помощью
характерных выражений лиц, поз, жестов, оценивается роль человека в
обществе.
Тропинин. Кружевница
Слайд 29
Во второй половине 19 века романтизм
уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. Большую
роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич Крамской.
Слайд 32
Противоречивый 20 век смешал в искусстве реальность с
абстрактностью и деформацией моделей. Главное в портрете не образ,
а характер.
Слайд 33
«Торжественное заседание Государственного Совета» вмещает в
себя восемьдесят одну модель, и все написаны с портретным
сходством.
Слайд 34
Н.Подключников. Кабинет в усадьбе. Россия. 19 век.
Слайд 35
Разновидности портрета
Поясной портрет
Погрудный портрет
Слайд 36
Поколенный
В полный рост
Групповой
портреты
Слайд 37
Скульптурный портрет
Бюст
Статуя
Памятник
Слайд 38
Карл Брюлов
Орест Кипренский
Автопортрет
Слайд 39
В.Л.Боровиковский.
Портрет М.Лопухиной. Россия. 18 век.
А.Г.Венецианов.
Автопортрет. Россия. 19 век.
Слайд 40
О.А.Кипренский.
Портрет Е.Давыдова. Россия. 19 век.
К.П.Брюллов.
Всадница. Россия. 19
век.
Слайд 41
Выдающиеся портретные произведения были созданы и
в скульптуре. Вначале скульптура развивалась медленнее, потому что в
России не было традиции ставить памятники (в честь знаменательных событий строили храмы), но постепенно появились свои мастера. Самым ярким стал Федот Шубин. Современников восхищало умение мастера изменять фактуру мрамора, его скульптуры рассчитаны на круговой обход зрителем.
____________________________________________
Слайд 42
Ф.И.Шубин.
Портрет князя А.М.Голицына.
Россия. 18 век.
Ф.И.Шубин.
Павел 1. Россия. 18
век.
Слайд 43
Домашнее задание
Письменно ответьте на Вопросы:
Что такое
«портрет»
2. Почему не всякое изображение человека можно
назвать портретом?
3. Как можно объяснить, что в художественном портрете проступает авторская позиция художника? Как она соотносится с задачей портретного сходства?
4. Чем отличаются друг от друга парадный портрет и лирический камерный портрет?
Слайд 44
Домашнее Задание
Определить автора и картину и вид портрета