Слайд 2
Актуальность:
Проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства
актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей,
но и как мощное средство социализации детей.
В наше время - время стрессов - все обрастает массой проблем. Именно поэтому необходимо через театр помочь ребёнку легче воспринимать окружающий мир и действительность, и, конечно, прививать любовь к театру, к русскому слову… Важно постоянно стимулировать ребёнка проявлять сочувствие к окружающим его людям, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого педагогические задачи направлены на достижение конечной цели.
Слайд 3
Наверное, нет такого детского сада , где бы
педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность .Это
стало доброй традицией. Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.
« Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок »
В. Сухомлинский
Слайд 4
Цель
работы педагогов МБДОУ д/с № 4 «Пингвин»
через театрализованную деятельность:
- формирование опыта социальных навыков поведения детей
дошкольного возраста - воспитание социально активного дошкольника - художественное образование и воспитание детей;
- формирование эстетического вкуса;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- воспитание воли, воображения, фантазии, развитие речи;
Цель работы педагогов ДОУ через театрализованную деятельность:
- формирование опыта социальных навыков поведения детей дошкольного возраста
- воспитание социально активного дошкольника
- художественное образование и воспитание детей;
- формирование эстетического вкуса;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- воспитание воли, воображения, фантазии, развитие речи;
Слайд 5
Чувства и эмоции маленького артиста
Мы становимся умнее (развитие
памяти, сообразительности, находчивости, расширение кругозора)
Театрализованная деятельность
Развитие речи, фантазии, воображения
Мы
становимся смелее (воспитание уверенности, раскованности)
Мы становимся добрее
Слайд 6
Основные направления
работы с детьми
Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться
по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.)
Слайд 7
Формы организации театрализованной деятельности
Совместная театрализованная деятельность
взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках
и развлечениях.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
Мини-игры на занятиях, театрализованные игры-спектакли, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
Слайд 8
Организация уголка театрализованной деятельности
В уголке располагаются:
различные виды
театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе ,теневой театр ,
театр марионеток и др.;
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Слайд 9
Взаимодействие педагога с детьми
Формы взаимодействия
Непосредственная образовательная деятельность по
образовательной области «Чтение художественной литературы»
Изготовление атрибутов к сказкам
Использование элементов
сказкотерапии
Использование этюдов по сказочной тематике
Игры-драматизации по сказкам
Слайд 10
Взаимодействие педагога с родителями
Формы взаимодействия
Развлечения
Конкурсы, выставки
Показ непосредственной образовательной
деятельности на родительском часе
Письменные консультации
Информационный стенд
Мастер-классы
Слайд 11
Гендерный подход к воспитанию детей в театрально-игровой деятельности.
Под
«гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в
процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).
Слайд 12
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом –
мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской
силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы). Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах. Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.
Слайд 13
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности не должны
сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное
выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. Они могут включать разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, танцы, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.), просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» театрально-творческой деятельности в жизни ребенка или «не быть». Дарите детям радость приобщения к театральному искусству !
Слайд 14
Используемая литература:
Е.В. Мигунова - Организация театрализованной деятельности в
детском саду: Учеб.-метод, пособие, 2007.
Т.Доронова – Театрализованная деятельность как
средство развития детей 4-5 лет, Москва – 2009.
Гендерное образование : учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук.– Краснодар : Просвещение - Юг, 2011.
Градусова, Л. В. Вопросы гендерной педагогики /Л. В. Градусова. – М: Флинта, 2011.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» Ярославль: «Академия Развития», 1997.