Слайд 2
Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и
одну из форм народного творчества России. В них воплощен
многовековой опыт эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур нашей многонациональной страны.
Федоскинская миниатюра. «Сказки»
Слайд 3
Среди народных промыслов особое место занимают изделия русских
художественных лаков.
Русская лаковая живопись – поистине уникальное явление
искусства, имеющее давние и прочные традиции.
Федоскинская лаковая миниатюра. Архитектура
Слайд 4
Научный руководитель: Бондаренко Таисия Сергеевна
преподаватель спец.дисциплин (специальность
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»)
Слайд 6
Посещаемое занятие
«Исполнительное мастерство»
Анализ произведений миниатюрной живописи
Федоскино, Палеха, Мстеры с изображением животных. Изучение техники выполнение
с передачей образной выразительности передачей объема и фактуры шерсти.
Практическая работа
Рисунок животного в технике «гризаль» (передача объема тоном)
Декоративное изображение животного в технике многослойного письма с передачей формы, объема и характера в цвете.
Самостоятельная работа
Выполнение росписи крышки шкатулки размером 50х50 с изображением животного.
Слайд 7
План урока
Опрос по теме
«методика изготовления лаковой миниатюры»
1.
Перевод кальки.
2.Выполнение карандашной зарисовки
3. Перенос рисунка на
подготовительную палетку.
4.
Тон. Белильная подготовка.
5. Нанесение локальных цветов.
6. Теневые контуры.
7. Околоконтурные притенения.
8. Уточнение рисунка.
9. Плеви (светлые участки).
10.Лессировки(объединение разрозненных участков по тону).
11. Отметки (блики, светлые пятна).
12. Подпись работы.
13. Покрытие лаком.
14. Просушка.
Слайд 8
Работы учеников
Примеры для копирывания.
Слайд 9
В колледже мы познакомились не только с уникальной
техникой лаковой миниатюры, но и смогли пообщаться с будущими
мастерами учениками 2 курса. В беседе с ними мы выяснили, что ребята имеют большой интерес к своей профессиональной деятельности и настроены в дальнейшем продолжать свое обучение по этой специальности. Даже сейчас они находят применения своему таланту, дарят подарки собственного изготовления родным и близким.
Слайд 10
Из истории развития художественных лаков.
Лаковая живопись появилась около
4000 лет назад в Древнем Китае.
Слайд 11
Из истории развития художественных лаков.
Ранние китайские изделия вырезались
из дерева, а затем покрывались лаком, приготовленным из сока
лакового дерева «ци-шу».
Лак – вещество растительного происхождения, сок (смола) «лакового дерева» (кит. ци-шу). Лаковые деревья подсекали и сок в виде густой молочно-белой или серовато- желтой жидкости вытекал в подставленный сосуд.
Слайд 12
Отдельные изделия искусства художественных лаков начали проникать в
Европу с XVI века.
Аристократию и богатую буржуазию охватило увлечение
восточной экзотикой. В этой связи буквально все европейские, в том числе и русские мастера, начали создавать декоративные росписи “под Китай“.
Из истории развития художественных лаков.
Китайская лаковая панель.
Слайд 13
Из истории развития художественных лаков.
Существенным для становления лакового
искусства в России было то, что при посещении Голландии,
Франции и других стран Петр I обращал внимание на лаковые кабинеты, на мебель, исполненную художниками - ”лакирами”. В числе первых “лакиров“, приехавших в Россию и обосновавшихся с 1705 года в Санкт-Петербурге, был голландский мастер Гендрик Ван Брумкорст.
Лаковый кабинет. Монплезир
Слайд 14
Из истории развития художественных лаков.
Кроме декоративных росписей лакирные
мастера уделяли достаточно большое внимание производству бытовых предметов –
туалетных зеркал, шкатулок, вееров, подносов. Подносы появились с начала XVIII века и постепенно получили широкое признание в быту знати, а позднее и в широких кругах городского и сельского населения.
Поднос из жести с лаковой росписью.
Слайд 15
Из истории развития художественных лаков.
Искусство лаковой росписи в
Петербурге было достаточно ярким, привлекавшим к себе внимание. Так,
наряду с цветочной и орнаментальной росписью, крышки табакерок и шкатулок украшались портретами, жанровыми сценками, пейзажами.
Слайд 16
Федоскинская лаковая живопись
отличалась от европейской миниатюры своим ярко
выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приемами письма. Наибольшую
популярность получили тройки («зимние тройки», «летние тройки», чаепитие, хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены). При этом художники- миниатюристы опирались на русскую литографию, на картины русских художников
Слайд 17
Лаковые миниатюры Федоскино. «Сказки»
Слайд 18
Владимир Монашов. «Москва»
Петр Синицин. «Зима»
Слайд 19
Лаковая миниатюра Палеха
вид народной русской миниатюрной живописи темперой
на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары).
Возникла
в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.
Слайд 20
Современный Палех "Видение Града Китежа"
Шкатулка-чайник, Палех.
Шкатулка "Сказка о
Царе Салтане", Палех
Слайд 21
Лаковая миниатюра Мстёры
Во Мстере миниатюрная лаковая живопись родилась
на основе иконописи, которая была основным занятием жителей поселка
еще с XVII в. Иконы Мстеры пользовались широким спросом.
Миниатюра Мстеры вобрала в себя многие особенности иконописи, в частности, новгородских и строгановских писем XVII века.
Патриарх Алексий II
Слайд 22
Лаковая миниатюра. – Мстера. Художник: Поздняков Владимир
Коллекция И.Семаковой
Лаковая миниатюра.
Слайд 23
Лаковая миниатюра Холуя
Художественный промысел лаковой миниатюры в поселке
Холуй, Ивановской области, возник в 1932 году. Холуй, так
же, как Палех и Мстёра, издавна был центром иконописи. В иконах Холуя часто присутствовали жанровые детали, элементы народного искусства.
Лаковая миниатюра «Руслан и Людмила»
Слайд 24
Шкатулка "Русский север"-Холуй
Холуй. Лаковая миниатюра. «Жар-Птица
автор Кортикова. Палех
лаковая миниатюра
Слайд 25
Петербургская Лаковая Миниатюра
Направление «Петербургская Лаковая Миниатюра» зародилась на
основе традиционных русских лаков Палеха, Мстёры, Федоскино в начале
80-х годов нашего века, по инициативе главного художника Объединения народных художественных промыслов Григорьева В.В. и призвана возродить существовавшее в XVIII веке "лакирное" дело в Санкт-Петербурге.
Слайд 26
Сергей Козлов. «Нева весной»
Владимир Монашов Санкт-Петербург
Слайд 27
Заключение
Говоря об актуальности нашего исследования, нужно заметить, что
современное общество перестало ценить настоящие традиционные произведения, большинство даже
не отличают народное искусство от продуктов массового производства - это большая проблема нашей страны. Необходимо развивать и внедрять традиционное искусство. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей, так как народная традиционная культура – основа национального духовного богатства. На ней во все века строилось патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений.
Слайд 28
Необходимо также сохранять преемственность этих традиций через профессиональное
образование. На настоящий момент существует не так много специализированных
образовательных учреждений по обучению декоративно-прикладному искусству на основе изучения народных промыслов. Но благодаря нашей практике мы смогли посетить одно из таких учреждений и провести исследование актуальности и востребованности проводимого там обучения. Российский колледж традиционной культуры является единственным учебным заведением среднего профессионального образования страны, специализирующимся на подготовке рабочих и специалистов в области традиционных российских художественных ремесел.
Нашим научным руководителем была преподаватель спец.дисциплин (специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Бондаренко Таисия Сергеевна. Она предложила нам тему « Санкт-Петербургская лаковая миниатюрная живопись
Слайд 29
Источники
1. http://www.rktk.org/prepod.php
2. http://narprom.com/ru/page-96
3. http://yandex.ru/yandsearch?text.
4. Народные мастера. Традиции и
школы. М.,2006.
5. Народное искусство России в современной культуре. XX
– XXIвек. М., 2003.
6. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8.т. Т.2, С-Пб., Лита, 2000.
7. Алферов Л. Учебный курс технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.