Слайд 2
Педагогическая религия Сухомлинского.
«Доброта должна стать таким же обычным
состоянием человека, как мышление» — это строки из главной
книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям».
Слайд 3
Но вот парадокс: такая прекрасная гуманная система воспитания,
созданная Сухомлинским, могла родиться только в реалиях той эпохи,
когда он жил и творил. Во всяком случае, в полном объеме сегодня ее практиковать весьма проблематично. Настали другие времена, отторгающие основные постулаты этой системы.
Слайд 4
Сухомлинский работал с детьми, в сознании которых «как-то
не укладывался тот факт, что фабрики, заводы, железные дороги,
корабли, самолеты могут принадлежать одному человеку». Нынешние дети это уже хорошо понимают, поскольку изменилось все: социальный строй, ученики, педагоги, школа. И в сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, — романтика, коллективизм и т. д.
Слайд 5
Удивительный факт: в эпоху атеизма родился исполненный духовности
феномен Сухомлинского.
Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского
учения — идее добра.
Слайд 6
Он был Учителем с большой буквы. И вел
за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы,
читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.
Слайд 7
Сухомлинский любил детей и «работал сердцем». Любовь и самопожертвование
были его религией. И он, необыкновенно скромный человек, имел
право сказать своим выпускникам: «Я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетание вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль...»
Слайд 8
Разумеется, в чем-то система Сухомлинского действительно выглядит инородной
по отношению к сегодняшнему дню. Но если говорить, например,
о младшей школе, о дошкольном воспитании, то до сих пор специалисты весьма успешно работают по этой системе. Кроме того, опыт педагога активно используется в православной педагогике, в воскресных школах.
Слайд 9
Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. Воспитание отходит на
второй план. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение
наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность.
Слайд 10
Изменилась не только школа — изменились учителя. Не
секрет, что в школу идут работать далеко не лучшие
студенты педагогических вузов. Многие не знают ни методики преподавания, ни психологии, ни педагогики и становятся не учителями, а равнодушными лекторами.
Слайд 11
...В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим
в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил:
Слайд 12
«Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и
лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо
перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».
В этих словах весь Сухомлинский — гуманист и педагог.
Слайд 13
Цитаты и афоризмы В. Сухомлинского
♦ В семейной жизни,
храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.
♦ Дети
с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
♦ В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.
♦ Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.
Слайд 14
♦ Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным —
это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.
♦ Воспитывая своего
ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
♦ Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.
Слайд 15
♦ Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно
воспитывать настоящих женщин.
♦ Семья — это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро.
♦ Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
♦ Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.
♦ Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.