Слайд 2
Госуда́рственная академи́ческая капе́лла Санкт-Петербу́рга — российская концертная организация
города Санкт-Петербурга, включающая в себя старейший в России профессиональный
хоровой коллектив (учреждён в Москве в 1476 году указом царя Ивана III как Хор государевых певчих дьяков), симфонический оркестр и собственный концертный зал. До 1955 года в состав капеллы также входило хоровое училище.
Слайд 3
История.
Певческая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479
года, когда по указу великого князя Ивана III в
Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году хор был переименован в Придворный, а 16 (27) мая 1703 года принял участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга. В 1763 году Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.
Слайд 4
В разное время над совершенствованием профессионального мастерства главного
хора России работали выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги: М.И.
Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Полторацкий, А.Ф. Львов, А.С. Аренский, Г.Я. Ломакин, М.Г. Климов, П.А. Богданов, Г.А. Дмитревский и др. В настоящее время Капеллой руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко.
Руководители.
Слайд 6
Первоначально в хоре пели только мужчины, но с
середины XVII в. в составе хора появились мальчики. В
1738 году, по указу императрицы Анны Иоанновны, для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в городе Глухове. В 1740 году, по её же указу, было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах. В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров.
Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице.
История.
Слайд 7
Д.С.Бортнянский.
В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович
Бортнянский. При нём хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность.
Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.
Слайд 8
Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического
общества, Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям
Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики, такими как Реквием Моцарта, Missa solemnis Бетховена (мировая премьера), Месса до мажор Бетховена, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза, оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года» и др.
Слайд 9
А.Ф.Львов.
С 1837 по 1861 год управляющим Придворной капеллой
был Алексей Фёдорович Львов, автор музыки гимна «Боже, Царя
храни!», скрипач с мировым именем, композитор, а также выдающийся инженер путей сообщения. Алексей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования.
Слайд 10
1 января 1837 года, по инициативе государя,
капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в
ней в течение трёх лет. Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы.
В 1850 году Львовым было организовано Концертное общество при Придворной капелле, сыгравшее огромную роль в музыкальном просвещении России. Местом деятельности Общества был концертный зал Капеллы, а исполнителями – её хор, состоявший из 70 певчих, и оркестр Императорской оперы.
В 1882 году, после основания первого русского симфонического оркестра – Придворного музыкантского хора – завершилось формирование структуры Придворной певческой капеллы как одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Капелла имела в своем составе хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, инструментальные классы, регентские классы и школу театральных искусств (Шляхетский корпус).
Слайд 11
М.А.Балакирев.
В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был
назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утвержден Николай
Андреевич Римский-Корсаков. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет – целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.
Слайд 12
После Октябрьской революции 1917 года регентские классы и
Шляхетский корпус были аннулированы, а впоследствии из структуры Капеллы
был выведен симфонический оркестр и школа (Хоровое училище). Хор продолжил активную концертную деятельность. В репертуаре хора произошли значительные перемены. Программы многочисленных выступлений Капеллы 1917–1920 гг. включали в себя произведения русских композиторов. Помимо этого, в репертуар хора были включены лучшие образцы мировой классики. В репертуаре Капеллы также широко были представлены русские народные и революционные песни.
Слайд 13
В 1921 г. на базе Придворных хора и
оркестра была основана Петроградская государственная филармония. В 1922 году
хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем в Академическую капеллу.
В 1920 году в хор Капеллы впервые была включена группа из 20 женских голосов, а в 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки.
Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами выдающихся хормейстеров и педагогов – Михаила Климова и Палладия Богданова. В 1928 году Капелла под руководством Климова выезжает в большую гастрольную поездку по странам Западной Европы: Латвии, Германии, Швейцарии, Италии. Гастроли хора прошли с исключительным успехом.
Слайд 14
Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть
артистов хора ушла на фронт, остальной состав Капеллы и
её хоровая школа были эвакуированы в Кировскую область. Под руководством главного дирижера Елизаветы Кудрявцевой Капелла дала 545 концертов в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов.
В 1943 году художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Дмитревский, один из крупнейших советских хормейстеров. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.
ВОВ. Г.Дмитриевский.
Слайд 16
Последние десятилетия ознаменованы новым подъёмом в исполнительской и
концертной жизни Певческой капеллы. В 1974 году художественным руководителем
и главным дирижёром Капеллы становится Владислав Чернушенко. С этого времени начинается возрождение исторических традиций старейшего хора России. Капелла заботливо хранит и восстанавливает «золотой фонд» своего классического репертуара. Силами Владислава Чернушенко и Певческой капеллы возвращен к жизни ценнейший пласт отечественной культуры – творения русской духовной музыки.
В.Чернушенко.
Слайд 17
Певческая капелла ведёт активную концертную жизнь. Высокую оценку
слушателей и прессы получили выступления хора во многих городах
России, странах ближнего зарубежья, Германии, Франции, Ирландии, Испании, США и др. Восторженными откликами сопровождаются выступления хора на международных фестивалях.
Певческая капелла Санкт-Петербурга, сохранившаяся в годы великих испытаний, утвердила славу русского певческого искусства. Капелла под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко на протяжении долгих лет является настоящим хранителем традиций русской музыки и величественным памятником русской культуры.
Наши дни.