Слайд 2
Настенная роспись «Сад и птицы» из виллы в
Прима Порта . Конец I в. до н. э.
Фреска.
Национальный музей,
Рим
В эпоху Августа был популярен так называемый третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.), именуемый также «канделябровым». Излюбленным мотивом становится изображение сада, полного плодоносящих дерев, великолепных цветов и птиц, огороженного золочеными решетками. Именно такая роспись была выполнена на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта.
Слайд 3
Фреска из Боскореале .
Около 40 г. до н.
э.
Фреска.
Боскореале, Италия
Во II — конце I вв. до н.
э. стены домов расписывались в так называемом первом помпейском, или «инкрустационном» стиле: это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку стен драгоценными камнями. В I в. до н. э. в моду вошел так называемый «архитектурный», или второй помпейский стиль. Теперь стены домов превратились в подобие городского пейзажа, включавшего изображения колоннад, всевозможных портиков и фасадов зданий.
Слайд 4
Джорджоне (1476(77)-1510)
Гроза . 1505
Холст, масло. 82 x
73 см
Галерея Академии, Венеция
Искусство Джорджоне способствовало формированию пейзажа
как самостоятельного жанра. Художник написал несколько картин, в которых пейзаж занимает главное место. Одна из них — «Гроза». Картина знаменита своим поистине загадочным смыслом. Существует несколько различных трактовок сюжета. Молодого человека слева часто называют воином или пастухом, несмотря на то что он безоружен и не сопровождает стадо. Сломанная колонна позади него — символ силы духа. Женщина, кормящая грудью младенца, некоторыми исследователями трактуется как цыганка. Другие считают, что это мадонна. В последнем случае юноша — Иосиф, а сюжет картины — отдых на пути в Египет. Другое толкование картины предлагает видеть в ней пасторальную аллегорию: буря на заднем плане — Фортуна, воин — Мужество, женщина — милосердие. Оба ведут полную превратностей кочевую жизнь и, так же как добродетили Мужества и Милосердия, зависят от внезапных перемен Фортуны.
Слайд 5
Тан Инь.
Пейзаж, написанный в сороковой день рождения .
1523
Шелк, водяные краски, тушь. Высота 29,4 см
Дворцовый музей, Тайвань
Слайд 6
Паоло Веронезе (1528—1588)
Пейзаж. Роспись виллы Барбаро-Вольпи в Мазере
. 1560—61
Фреска.
Вилла Барбаро-Вольпи, Мазер
Слайд 7
Питер Брейгель старший (1525/30—1569)
Охотники на снегу. 1565
Доска, масло.
117х162 см
Музей истории искусств, Вена
Слайд 8
Рембрандт (1606—1669)
Три дерева, 1643,
офорт
Рейксмюзеум, Амстердам
Слайд 9
Никола Пуссен (1594—1665)
Пейзаж с Полифемом . Около 1649
Холст, масло. 155 x 199
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Важное место
в творчестве Пуссена занимал пейзаж. Он всегда населён мифологическими героями. Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира.
Слайд 10
Ян Вермеер (1632—1675)
Вид Делфта . Около 1660
Холст,
масло. 96,5 x 115,7
Маурицхёйс, Гаага
Слайд 11
Бернардо Беллотто (1720—1780)
Вид Варшавы из королевского дворца 1773
Х/м. 166 x 269 см
Национальный музей, Варшава
Слайд 12
Клод Лоррен (1600—1682)
Гавань при заходе солнца . 1643
Холст, масло. 74 x 99
Королевское собрание, Виндзор
Гавань при
восходе солнца . 1674
Холст, масло. 72 x 96
Старая пинакотека, Мюнхен
Слайд 13
Франсиско де Гойя (1746—1828)
Луг у Сан-Исидро, 1788
Холст, масло.
44×94 см
Музей Прадо, Мадрид
Слайд 14
Джон Констебл (1776—1837)
Флэтфордская мельница (Сцена на судоходной реке)
. 1816—17
Холст, масло. 101,6 x 127
Галерея Тейт,
Лондон
Слайд 15
Фридрих Каспар Давид (1774—1840)
Двое, созерцающие луну . 1819—20
Холст, масло. 35 x 44 см
Картинная галерея, Дрезден
Слайд 16
Теодор Жерико
(1791—1824)
Сцена кораблекрушения, 1820,
Лувр, Париж
Слайд 17
Уильям Тёрнер (1775—1851)
Последний рейс корабля «Отважный» . 1838
Холст, масло. 91 x 122 см
Национальная галерея, Лондон
Слайд 18
Жан Батист Камиль Коро (1896-1875)
Утро. Танец нимф .
Около 1850
Х/м. 97,8 х 130,2
Лувр, Париж
Слайд 19
Теодор Руссо
(1812-1867)
Деревня Бекуиньи . Около 1857—64
Дерево, масло.
63,5 x 100
Собрание Фрик,
Нью-Йорк
Слайд 20
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
Парусник у берегов Крыма в
лунную ночь, 1858
Музей художественной культуры русского Севера
Слайд 21
Шарль-Франсуа Добиньи (1817–1878)
Весна, 1862
Холст, масло. 133 х
240 см.
Старая национальная галерея, Берлин
Слайд 22
Эдуард Мане (1832—1883)
Бой «Кирсарджа» и «Алабамы» . 1864
Холст, масло. 138,7 x 129,9
Музей искусства, Филадельфия
Слайд 23
Джеймс Уистлер (1834—1903)
Симфония в сером и зеленом. Океан
. 1866
Холст, масло. 80,7 x 101,9
Собрание Фрик,
Нью-Йорк
Слайд 24
Жан Франсуа Милле (1814—1875)
Весна . 1868—73
Холст, масло.
86 х 111 см
Музей Орсе, Париж
«Весна» — одна
из последних работ Милле. Полная жизни и любви к природе, сияющей яркими красками после дождя, эта картина должна была стать частью цикла «Времена года». Классический мотив, разрабатывавшийся, в частности, Никола Пуссеном, Милле трактует в экспрессивном ключе, представляя природу в духе, типичном для художников барбизонской школы. Резкий контраст яркого солнечного света и свинцово-черного неба придает пейзажу необыкновенную поэтичность.
Слайд 25
Гюстав Курбе (1819—1877)
Бурное море (Волна) . 1869
Холст,
масло. 117 x 160,5
Музей Орсе, Париж
Слайд 26
Пьер Огюст Ренуар (1841—1919)
Тропинка в высокой траве .
1876—77
Холст, масло. 60 х 74 см
Музей Орсе,
Париж
Слайд 27
Ходлер Фердинанд
(1853—1918)
Берега Манзанареса . 1879
Холст, масло.
44 х 65,1 см
Музей искусства и истории, Женева
Слайд 28
Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927)
Зима. Имоченцы. 1880
Слайд 29
Альфред Сислей (1839-1899)
Дорога в Би через лес Рош-Курто.
Бабье лето . 1880
Холст, масло. 60 x 81
Музей изящных искусств, Монреаль
Слайд 30
Поль Сезанн (1839—1906)
Вид марсельской бухты из Эстака, 1885
Холст,
масло. 80 x 99,6 см
Институт искусств, Чикаго
Слайд 31
Поль Синьяк (1863—1935)
Бульвар Клиши в Париже . 1886
Холст, масло. 46 х 65 см
Институт искусств, Миннеаполис
Слайд 32
Винсент Ван Гог (1853—1890)
Звездная ночь, 1889
Холст, масло.
73,5 х 92
Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Звездная ночь» является
одной из самых знаменитых композиций Ван Гога. Сам художник, однако, был недоволен своей работой. Он считал, что «она ни о чем не говорит, потому что в ней нет силы воли и глубоко прочувствованных линий». Пытаясь поставить себя вровень с такими художниками, как Гоген и Бернар, Ван Гог использовал графическую, довольно искусственную манеру для создания этой картины, основанной на различных этюдах с натуры.
Слайд 33
Архип Иванович Куинджи (1841-1910)
Снежные вершины.
1890—1895.
Бумага, масло.
19 x 26,5
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Слайд 34
Эдвард Мунк (1863—1944)
Лунный свет . 1895
Холст, масло.
93 x 110 см
Национальная галерея, Осло
Слайд 35
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Ручей Святого Трифона в Печенге,
1894
Слайд 36
Камиль Писсарро (1830-1903)
Бульвар Монмартр. После полудня, дождь .
1897
Холст, масло. 52,5 x 66
Частная коллекция
Слайд 37
Эдуард Вюйар (1868—1940)
Лодочник . 1897
Картон, масло. 51
х 74,5 см
Музей Орсе, Париж
Слайд 38
Клод Моне (1840-1926)
Сад ирисов в Живерни . 1899—1900
Холст, масло.
Художественная галерея Йельского университета
Слайд 39
Борис Кустодиев (1878-1927)
Масленица. 1903.
ГРМ, Санкт-Петербург
Слайд 40
Густав Климт (1862—1918)
Крестьянский сад с подсолнухами . 1905—09
Холст, масло.
Австрийская галерея, Вена
Слайд 41
Морис Вламинк (1876—1958)
В Шату . 1907
54 x
65 см
Музей изящных искусств, Гренобль
Андре Дерен (1880—1954)
Лондонский мост
. 1906
Холст, масло. 66 x 99,1 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Слайд 42
Микалоюс Чюрлёнис (1875—1911)
Из цикла «Весна» . 1907—08
Музей
Чюрлёниса, Каунас
Слайд 43
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)
Дома в Мюнхене, 1908
33 ×
41см
Музей фон дер Хейдт, Германия
Слайд 44
Анри Руссо (1844—1910)
Экзотический пейзаж . 1908
Холст, масло.
116 x 89 см
Частное собрание
Слайд 45
Пит Мондриан (1872—1944)
Вечер. Красное дерево . 1908
Холст,
масло. 70 x 99 см
Художественный музей, Гаага
Слайд 46
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
Окрестности Хвалынска.
Около 1909
Слайд 47
Зинаида Серебрякова (1884-1967)
Жатва, 1910
Слайд 48
Джорджо Де Кирико (1888—1978)
Красная башня . 1913
Холст,
масло. 73,5 x 100,5 см
Фонд П. Гуггенхайм, Венеция
Слайд 49
Эмиль Нольде (1867—1956)
Берег моря (красное небо, два белых
паруса)
Бумага, акварель. 22 x 17,1 см
Горы
Бумага, акварель.
20,5 x 17,1 см
Слайд 50
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880—1936)
Гора Клостерс . 1919
Холст,
масло. 121 x 121 см
Галерея Бельведер, Вена
Юнкербоден под
снегом . 1936—38
Холст, масло. 100 x 120 см
Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид
Слайд 51
Карло Карра (1881—1966)
Лодочник . 1930
68 x 90
см
Частное собрание
Слайд 52
Николай Константинович Рерих (1874-1947)
Путь на Кайлас. 1931
Холст, темпера.
Слайд 53
Альбер Марке (1875—1947)
Неаполитанский залив . 1931
Керамика. 30
x 30 см
Музей изящных искусств, Бордо
Вид с балкона
. 1945
Холст, масло.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Слайд 54
Диего Ривера
(1886 — 1957)
Сумерки в Акапулько. 1956
Слайд 55
Рой Лихтенштейн (1923—1997)
Пейзаж с луной . 1965
Трафаретная
печать. 50,8 x 61 см