Слайд 2
Цель урока
Развитие навыков составления текста по определенной модели.
Знакомство
со способами аргументации в сочинении-рассуждении
Изучение композиции части «аргумент из
читательского опыта»
Повторение орфографии и пунктуации
Слайд 3
Что такое память?
Память – это способность сохранять и
воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. (из словаря
С. Ожегова и Н. Швецовой).
О ком (о чем) хранит человек память?
Как сохранить память?
Слайд 4
ПАМЯТЬ
О предках
О героях
войны
и труда
О традициях
прошлого
О
страницах
истории
Слайд 6
Орфографическая пятиминутка
Великая Отечественная война,
с которой связаны тысячью невидимых нитей, страницы войны, запечатленные
в фотоальбоме, прославленная бабушка, труженица тыла, знаменитый дед, участник Сталинградской битвы, улицы Ленинграда, разрушенные бомбежкой, сто двадцать пять блокадных граммов хлеба, Брестская крепость, подвиг солдат-памфиловцев, Александра Матросова, Николая Гастелло, могила Неизвестного солдата.
Слайд 7
Повторим пунктуацию
1) Сейчас где бы я ни жил
у меня нет и в помине той жаркой радостной
тяги в город, которая была в юности. 2) Наоборот я все чаще и чаще чувствую что мне не хватает дедушкиного дома.
3) Может быть потому что дедушкиного дома уже нет старые умерли а молодые переехали в город. 4) А когда он был все не хватало времени бывать там чаще я его все оставлял про запас. 5) А вот теперь там никого нет и мне кажется что я ограблен что какой-то мой главный корень обрублен.
Слайд 8
Задания
Списать, расставить знаки препинания.
Выполнить синтаксический анализ предложений
Составить схемы предложений
Слайд 9
Повторим пунктуацию
1) Сейчас, где бы я ни жил,
у меня нет и в помине той жаркой радостной
тяги в город, которая была в юности. (СПП с параллельным подчинением)
2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (СПП с придаточным изъяснительным)
3) Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет: старые умерли, а молодые переехали в город. (СП с подчинительной, бессоюзной, сочинительной связью)
4) А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще: я его все оставлял про запас.(СП с подчинительной и бессоюзной связью)
5) А вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен. (СП предложение с подчинительной (однородное подчинение) и сочинительной связью)
Слайд 10
Проблема памяти в тексте Ч.Айтматова
Прочитайте отрывок из романа
«Буранный полустанок».
Подумайте, как раскрывается в нем проблема памяти.
Ч.Айтматов –
известный русский писатель. Во всех его произведениях присутствует философская мысль о преемственности – связи прошлого с настоящим. Каждое новое поколение должно и обязано помнить все, что сделано предшествующим поколением. Тем самым писатель поднимает проблемы самосознания: осознания человеком своего собственного «Я», своей истории. Ч. Айтматов, рассматривая, проблему исторической памяти, показывает как она осмысливалась людьми в далеком прошлом и как она осознается сегодня.
Слайд 11
(1)Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в
прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. (2)При
случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. (3)Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали жесточайшей процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого. (4)Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. (5)Лишённый памяти манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых рабов. (6)Такой невольник не знал, кто он, какого рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. (7)Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. (8)Такой раб был равнозначен бессловесной твари: абсолютно покорен и безопасен для хозяина. (9)Он никогда не помышлял о бегстве. (10)Для рабовладельца восстание раба страшнее всего. (11)Каждый раб потенциально мятежник. (12)Манкурт был единственным в своём роде исключением: ему в корне чужды были побуждение к бунту, стремление не повиноваться. (13)И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. (14)Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. (15)Все его помыслы сводились к утолению голода. (16)Других забот такой раб не знал, зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. (17)Для него повеление хозяина было превыше всего.
Слайд 12
(18)Легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой
вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память,
разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, которое уходит вместе с ним, остается недоступным для других. (19)Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. (20)Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.
(21)Рассказывают, что мать, разыскав сына, которого превратили в манкурта, причитала: «(22)Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! (23)О Господи, как внушил ты такое людям? (24)Разве мало зла на земле и без того?» (25)«Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» - умоляла она сына. (26)Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал мать, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.
(27)С тех пор, говорят, появилась в сарозекской степи по ночам белая птица. (28)Повстречав путника, птица летит поблизости с возгласами: «(29)Чей ты? (30)Как твоё имя?..»
(По Ч. Айтматову)
Слайд 13
Художественный стиль
Если позиция автора публицистического текста обычно выражена
четко и ясно, то выявление авторской позиции в тексте
художественного стиля может потребовать от вас бoльших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Какую конкретную ситуацию он рисует? Как оценивает поступки героев?
Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.
итоги
Слайд 14
План 1 части сочинения
1) Вступление
2) Проблема
3) Комментарий к
проблеме (концепционный)
4) Текстуальный комментарий
5) Позиция автора
Слайд 15
Метод незаконченного предложения
Текст Ч.Айтматова
показался мне…
Писатель рассказывает легенду о …
Автор поднимает проблему…
Эта проблема …
Она обсуждается на страницах печати, в телепередачах. Действительно, …
интересным
манкуртах.
памяти
относится к разряду вечных
память – это
самое главное, что есть у человека. Мы храним память о своих предках, о славных страницах истории. Что будет, если человека лишить памяти? Об этом рассказывает Ч.Айтматов.
анализ
Слайд 16
Анализ позиции автора
Текст Айтматова
относится к художественному стилю, поэтому
Но рассказанная
писателем история не может оставить …. Эмоциональное воздействие на читателя усиливают… . эпитеты:
Самым трагичным представляется эпизод, когда…
Позиция автора ясна: …
позиция автора не выражена прямо.
равнодушным.
манкурт по приказу хозяина убивает свою мать.
никто не смеет покушаться на память человека.
повторы: раб, хозяин,
«жесточайшей процедуре», «жестоко обращались»
Слайд 18
Своя позиция
- Я согласен с автором. (с
чем?)
Я полностью разделяю точку зрения автора.
Нельзя не согласиться с
автором текста.
В целом я согласен с автором.
Я уважаю позицию автора, но не могу с ним согласиться.
Новое !
Слайд 19
Своя позиция
Я полностью согласен
с автором. Без прошлого нет настоящего, а значит, не
будет и будущего.
Согласие –
несогласие
С чем согласны
(не согласны)
Слайд 20
Аргументы
Аргументы - это доказательства, приводимые в
поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения тезиса - словом,
все, что можно подтвердить
Слайд 21
Первый тип аргументов – из читательского опыта
Это художественная, публицистическая, научная литература. Аргументами здесь будут считаться:
- литературные произведения
обращения к материалам газет и журналов (интервью, очерки, репортажи и т.д.),
ссылки на высказывания знаменитых людей,
- пословицы и поговорки,
- научные факты, доводы, гипотезы и т.д.,
итоги
Слайд 22
Литературный аргумент
К проблеме памяти
часто обращались классики. Вспомним, например, роман И.Тургенева «Отцы и
дети». Базаров, который пренебрежительно относился к «старичкам», отрицал их нравственные устои, умер от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.
Слайд 23
Литературный аргумент
К проблеме памяти
часто обращались классики. Вспомним, например, роман И.Тургенева «Отцы и
дети». Базаров, который пренебрежительно относился к «старичкам», отрицал их нравственные устои, умер от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.
Ссылка
на лит-ру
Свои
размышления
Вспомним
итоги
Слайд 24
Публицистическая литература
Не так давно
в журнале «Вокруг света» я прочитал статью об острове
Пасхи. Я узнал, что на этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более двух тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.
Слайд 25
Публицистическая литература
Не так давно
в журнале «Вокруг света» я прочитал статью об острове
Пасхи. Я узнал, что на этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более двух тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.
Ссылка
на газету
Свои
размышления
Я узнал…
Слайд 26
Цитаты
1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло
(У Фолкнер, американский писатель).
2. Кто не помнит своего прошлого,
обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ).
3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель).
4. Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писатель).
Словарь афоризмов
Слайд 27
Ссылка на научную литературу
Факты
Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих
детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что разрывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура.
Футуристы выдвинули лозунг: «Сбросить Пушкина с парохода современности». Но в пустоте творить невозможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.
Изучая историю древнего мира, я узнал, что…
Изучая историю литературы 20 века, я узнал, что…
Ссылка
научную
литературу
Свои
размышления
Факт
Слайд 28
Итоги урока
О чем (о ком) хранит человек память?
Чем
отличается позиция автора публицистического стиля от позиции автора художественного
стиля?
Какие способы аргументации из читательского опыта вы запомнили?
Как строится часть «аргумент из читательского опыта»?
Слайд 29
Домашнее задание
Написать сочинение по тексту Ч.Айтматова,
приведя 2-3 аргумента.
Слайд 30
Рефлексия
Выскажите свои впечатления по поводу урока.
Что вам понравилось?
Что показалось трудным?
Захотелось ли вам продолжить проведение
таких уроков?
спасибо за урок!