Слайд 2
Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу
выделенной вами проблемы текста.
Комментарий должен связать проблему, сформулированную ранее,
с авторской позицией, о которой будет сказано позже. В комментарии нужно показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт свои мысли, зашифровывая их словесно, а задача комментария — понять их, расшифровать.
Слайд 4
Типы информации в тексте
Фактуальная информация — это сообщение
о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут
происходить в действительности.
Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.
Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.
Слайд 5
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Текстовый комментарий (художественный
текст)
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни... (взаимоотношений
кого с кем).
Не случайно писатель изображает (кого, что)...
Поступок героя свидетельствует о том, что...
Слова (мысли) героя показывают, что...
Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)...
Автор сочувствует своему герою (своим героям)...
Симпатии автора на стороне (кого)...
Слайд 6
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Текстовый комментарий (публицистический
текст)
Проблема раскрывается автором на примере...
В качестве примера автор рассматривает...
Автор
заставляет читателя задуматься (над чем)...
Автор текста обращает внимание на...
В размышлениях автора звучит мысль о том, что...
Автор доказывает, что...
Автор убеждён в том, что...
Автор разделяет мнение (кого)...
Автор искренне восхищён, огорчён (чем)...
Автор приводит нас к выводу о том, что...
Слайд 7
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Концептуальный комментарий (публицистический
текст)
Проблема (чего?) — одна из актуальных проблем нашего времени.
Данная
социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю.
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
Как и большинство из нас, автор считает, что...
Вопреки мнению большинства автор считает, что...
Автор полемизирует (с кем)...
Автор подробно рассматривает...
Автор обращает наше внимание на...
Таким образом, автор убеждает нас в том, что...
Слайд 8
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Автор (что делает?)
отмечает,
описывает, подчёркивает, останавливается на…, приводит пример того,
как..., отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
Слайд 9
Работа с текстом и фрагментом сочинения
Я — старый
человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию,
и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений закончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )
Слайд 10
Фрагмент сочинения (текстуальный комментарий). (Выделены конструкции, организующие комментарий.)
Юрий
Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем,
что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» — проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убеждён в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов закончилась: мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.
Слайд 11
Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий). (Выделены конструкции, организующие комментарий.)
Практически
каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных
конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальнейших проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».
Слайд 12
Типичные ошибки при комментарии проблемы
Слайд 18
Критерии оценивания ответа на задание С1
Слайд 19
Задания: Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.
Я
читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что
Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:
«Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула.
Вдруг Черняев сказал:
- Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.
- Какую? — спрашиваю. — Ведь блокада.
- Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар.
- Это вам очень нужно, — говорю. А он отвечает:
- А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить.
- И вы им отдали посылку?
- А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? — спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.
Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем».
Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик...
(по Киру Булычёву)
Слайд 20
8 сентября 1941 -
27 января 1944,
872
дня
БЛОКАДА
Слайд 21
Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста
Кира Булычёва. Соотнесите примеры из левой колонки с типом
ошибки, указанным справа, и запишите ответ.
1-в, 2-г,
3-а, 4-б
Слайд 22
Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Кира Булычёва до
и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.
Слайд 23
Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Кира Булычёва до
и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.
Слайд 24
Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Кира Булычёва до
и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.
Слайд 25
Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Кира Булычёва до
и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.
Слайд 26
Введение цитат в текст сочинения
Слайд 27
При цитировании стихотворного отрывка «в столбик»
кавычки обычно
не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки. Например:
Особенно
мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.
Слайд 28
Замена прямой речи косвенной
Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое
предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не
требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее содержание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.
Слайд 29
Исправьте грамматические и пунктуационные ошибки, допущенные учениками при
передаче чужой речи.