Слайд 2
Вопросы для обсуждения
1.Определение понятия интонация (узкая и широкая
трактовка термина)
2. Определение понятия синтагма, структура синтагмы
3. Определение и
функции компонентов интонации: мелодика
4. Определение и функции компонентов интонации: фразовое ударение
5. Определение и функции компонентов интонации: ритм
6. Определение и функции компонентов интонации: темп
7. Определение и функции компонентов интонации: паузация
8. Определение и функции компонентов интонации: тембр
Слайд 3
Общая характеристика просодических показателей в разных языках
Языки мира
обнаруживают значительное разнообразие моделей просодической организации фразы.
Это типологическое
богатство обусловлено обилием потенциально независимых просодических характеристик и их комбинаций, а также множественностью объединения их в кластеры, выступающие как функциональные единства. К этому добавляются различия в типе взаимодействия с просодическими структурами более высоких рангов и с сегментным составом.
Слайд 4
УНИВЕРСАЛЬНОЕ В ИНТОНАЦИИ
Многое в интонации объясняется универсальными тенденциями,
восходящими к врожденным жестовым функциям голоса. Так, для вопросительных
предложений во многих языках мира характерно использование восходящего тона, тогда как для повествовательных характерно конечное понижение. Однако, например, в северных русских диалектах нисходящий тон получает только конец повествовательного фрагмента, а все промежуточные предложения характеризуются конечным восхождение тона. (Для этих же диалектов характерно отсутствие слияния слов, входящих в семантико-синтаксические группы, в единое ритмическое целое – в отличие, например, от посинтагменного членения текста, характерного для французского языка.)
Некоторые универсальные просодические тенденции имеют физиологическое объяснение. Таково градуальное понижение уровня тона к концу высказывания (деклинация) и продление гласного конечного слога.
Слайд 5
Понятие просодемы
ПРОСОДЕМА
[< гр. prosodia - ударение, припев] - лингв. супрасегментная
единица фонологической системы языка (напр., ударение в русском языке,
долгота и краткость в английском и немецком языках); значащая часть акустических компонентов интонации - мелодика, временные характеристики.
Слайд 6
Интонация
Понятие интонационно-мелодического рисунка, его компоненты
Интонационные средства языка
Грамматическая и
экспрессивная интонации
Понятие интонемы
Слайд 7
Интонацией называются все просодические явления на уровне синтагмы
и фразы.
Интонация состоит из следующих 6 элементов, два первых
из которых - основные компоненты интонации:
мелодика речи (движение голоса по высоте тона);
фразовое ударение;
ритм;
пауза;
темп речи;
тембр голоса.
Слайд 8
Интонационные конструкции
В русском языке можно выделить 7 интонационных
конструкций (сокращенно ИК, произносится [икá]) – Брызгунова Е.А.
Каждая
из них имеет центр – слог, на который падает ударение (тактовое, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части речевого такта.
Слайд 9
_ _ _ _ _ _ _ _
_ __
ИК-1: Студенты верн`у''лись
Предцентровая часть произносится на среднем тоне. На центре
нисходящее движение тона ниже предцентра на постцентровой части тон ниже среднего. ИК-1 наиболее ярко проявляется при выражении завершенности в повествовательном предложении.
_ _ \ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ИК-2: Когда'' студенты вернулись?
Предцентровая часть произносится на верхней границе диапазона среднего тона. На ударной части понижение в пределах диапазона среднего тона (от верхней границы к нижней), но не ниже. На постцентровой части тон ниже предцентра. ИК-2 присуща вопросительным предложениям с вопросительным словом и предложениям с обращением, волеизъявлением, восклицанием.
_ _ _ _ _ _ _ / _ _ _
ИК-3: Студенты верну''лись?
Предцентровая часть произносится говорящим на среднем тоне. На ударном слоге тон резко повышается, достигая верхней точки общего диапазона говорящего. На постцентре тон понижается ниже среднего. ИК-3 наиболее ярко проявляется в вопросительном предложении без вопросительного слова.
_ _ _ / _ _ _
ИК-4: (В среду я не могу прийти) – А не в среду?
Предцентр произносится на среднем тоне говорящего. Восходящее движение тона в центре начинается ниже уровня предцентровой части и к концу слога достигает или превышает этот уровень. На первом или втором слоге постцентровой части устанавливается уровень тона выше предцентра. Наиболее ярко проявляется ИК-4 в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом А, в вопросах анкетного характера (Фамилия? Имя? Ваш билет?)
_ / _ _ _ _ _ \ _ _ _ _ _ _ _
ИК-5: Сколько хорошего сделал !
ИК-5 Имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра – нисходящее. Тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 употребляются обычно в эмоционально-экспрессивной речи.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _/
ИК-6: А что мы сегодня узнали ! (торжествующе)
На гласном центра восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. Этот уровень сохраняется до конца конструкции. ИК-6 употребляется обычно в эмоционально-экспрессивной речи.
_ _ _ / _ _ _ _ \ _ _
ИК-7: А что'' он уме''ет ! (разочарованно)
ИК-7 имеет два центра. Предцентровая часть первого центра произносится на среднем тоне. На ударном слоге тон повышается. На постцентре тон понижается ниже среднего. На втором ударном слоге тон понижается, на постцентровой части тон ниже среднего. ИК-7 также употребляется в эмоционально-экспрессивной речи.
Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – речевые такты и фразы. Интонация различает предложения различных типов.
Слайд 10
Мелодика речи
основной компонент интонации. Акустический коррелят мелодик —
изменения частоты основного тона, развертывающиеся во времени. Мелодика организует
фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, одновременно связывая ее части; различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание, импликация; в некоторых языках эти типы оформлены мелодически, а не грамматически, например, общий вопрос в испанском языке, импликация во французском языке); выделяет наиболее важный отрезок высказывания; служит для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.
Для характеристики мелодики важными являются мелодические диапазоны (разница между высшей и низшей точкой изменения частоты основного тона), интервалы (соотношение между этими точками в музыкальных терминах октав, кварт, квинт и т. д.), пики, степень крутизны повышения и понижения тона, направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное), уровни (ярусы), от трех до шести в разных фонетических школах.
Три основных способа представления мелодики: контурный, ярусный и комбинированный. Первый характерен для европейской традиции (Г. Суит, Д. Джоунз, О. фон Эссен, М. Граммон) и представляет мелодику в виде мелодических кривых. Ярусный способ характерен для американских исследователей (К. Л. Пайк) и фиксирует мелодику как прерывную последовательность мелодических ярусов, обозначая их цифрами. Ярусам приписывается значение завершенности, незавершенности, выражения эмоций. Комбинированный способ (Ф. Данеш, П. Делатр, Е. А. Брызгунова, И. Г. Торсуева) является совмещением контурного и ярусного. Основанием для такого рассмотрения мелодики является то, что мелодические уровни не существуют вне контуров, а для контуров важны не только форма, но и распределение по уровням.
Основы изучения мелодики речи заложены в отечеств, языкознании В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой.
Слайд 11
Фразовое ударение - это артикуляционное выделение в синтагме
одних слов среди других
Фразовое ударение в английском языке
выделяет
полнозначные слова (самостоятельные части речи)
функциональные слова (служебные части речи)
Также выделяются два типа фразового ударения – централизованное и децентрализованное.
Выделение этих типов ударения связано с определением разных типов смыслового центра:
1) состоящего из одного или более индивидуально выделенных слов
2) представленного всей фразой в целом.
Фразовое ударение
в английском языке
Слайд 12
Фразовое ударение
Ударение (акцент) - это выделение звука, слога,
слова, группы слов.
Три основных вида ударения - это силовое,
количественное и музыкальное.
Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.
Слайд 13
Виды ударения
Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударением, не
является боле важным в смысловом отношении. Функция тактового и
фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.
Выделение в речевом такте более сильным ударение какого-либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением. Ср.:
Я' пойду в театр (а не ты).
Я пойду' в театр (обязательно сделает это).
Я пойду в теáтр (а не в другое место).
Слайд 14
Ритм, темп и тембр речи
Ритм – одна из
важнейших речевых характеристик. Особый ритмический рисунок английской речи создается
за счет четкого чередования ударных и безударных слогов. «Перестроиться» с плавного русского ритма на четкий английский помогают специальные упражнения на ритм, чтение лимериков, исполнение на английском языке песен и стихотворений.
Скорость протекания речи во времени носит название темпа речи. Темп речи является одним из важных компонентов интонации. Он играет существенную роль в передаче логической и эмоционально-модальной информации, а также служит средством для оформления речевых единиц.
Высотно-качественные характеристики голоса, дополняющие мелодический компонент, называются тембром голоса. Тембр голоса определяется изменениями в высоте и качестве звуков. Высота голоса, качество голоса, громкость и длительность звучания находятся в тесном взаимодействии, образуя широкий спектр тембральных оттенков. Говорящий почти всегда прибегает к изменению тембра голоса для передачи различных эмоционально-модальных значений, например: радости, скорби, гнева и т.д.
Слайд 15
В некоторых случаях расположение ударения в слове может
меняться под влиянием ритма фразы.
Сравните:
afterNOON – It’s time
for my AFTERnoon SLEEP
japanESE – JApanese COOking
sixTEEN – I am SIXteen years old.
He is sixTEEN.
ВЛИЯНИЕ РИТМА
Термином ритм принято обозначать систему, которую образуют в речи ударные и безударные слоги. В предложении обычно выделяют существительные, смысловые глаголы, прилагательные и наречия. Меньше подчеркиваются местоимения, предлоги, вспомогательные глаголы.
Слайд 16
She was SURE that the BACK of the
CAR had been DAMaged.
Ударные гласные произносятся медленнее и четче,
безударные – короче и менее отчетливо. Если сравнить приведенные ниже предложения, можно заметить, что второе произносится с той же скоростью, что и первое. То есть, хоть безударных слогов там и больше, равенство создается одинаковым количеством ударных слов.
She KNEW the DOCtor
She KNEW that there was aDOCtor
Слайд 17
Паузы
Пауза (лат. pausa, от греч. pausis — прекращение,
остановка) — временная остановка звучания, в течение которой речевые
органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза — это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Наука, изучающая паузы, называется паузологией. Первый паузолог США профессор О'Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40—50 процентов времени.