Слайд 2
Нормативно-правовая и методическая основа конструирования внеурочной деятельности
Закон Российской
Федерации «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707)
Слайд 3
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях( Приложение к письму Минобразования России от 11
июня 2002 г. № 30-51-433/16
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от02.04.2002г.№ 13-51-28/1
Слайд 4
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей
в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития
личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Слайд 5
Цели внеурочной деятельности
создание условий для проявления и
развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 6
НАПРАВЛЕНИЯ внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,
научно-познавательное и военно-патриотическое
направление,
проектная деятельность,
общественно-полезный труд.
Слайд 7
Виды внеурочной деятельности в нашей школе
Кружок «Акварель», «Ритмика», «Здоровое питание» , «Информатика»,
«Проектная деятельность и общественно-полезный труд», «Основы православной культуры»
Слайд 8
Актуальность
Наше время - это
время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные
решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Формирование творческой личности начинается с начальной школы. У ребёнка, наряду с овладением определённых знаний, умений и навыков, развивается воображение, наблюдательность, сообразительность.
Слайд 9
Развитие творческих способностей
Творчество —
это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о
деле иначе и делать его лучше.
Развитие творческих способностей:
это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения,
это систематическое создание ситуаций, позволяющих ученику самовыражаться через них,
это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Слайд 10
Для того, чтобы богатый творческий
потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия. В
своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание внеурочной деятельности. Наряду с различными методами, я использую метод проектов.
Цель проектной деятельности понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе)
Слайд 12
Цель
прививать интерес и любовь к русской кукле как
виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.
Слайд 13
Задачи
содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности
эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
знакомить с народными традициями;
формировать
знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
развивать у детей творческие способности;
прививать любовь к обычаям предков;
воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.
Слайд 14
Этапы реализации проекта
1 этап: Знакомство с историей кукол
История кукол
Кукла - одна
из интереснейших страниц в истории культуры.
Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии.
Слайд 15
Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и
были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения
могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.
Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах.
Слайд 16
Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем
самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред,
причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
Слайд 17
Из обрядов рождался кукольный
театр. Кукольник являлся подобием творца, а театр кукол -
подобием мира.
Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка».
Слайд 18
2 этап: знакомство с видами кукол
Слайд 19
Словарь С. И. Ожегова
В
русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое
- детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
"Рванка"
2 этап: знакомство с видами кукол
Слайд 20
Некоторые виды древних кукол в России:
1. Девка-баба.
Смысл куклы «Девка-Баба», которую в народе называют «Вертушка» или
«Перевертыш», в литературе не отражен. Эта кукла была распространена в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. Считают эту куклу оберегом для беременной женщины и ее ребенка
Слайд 21
2. Стригушка – игровая кукла, делалась из стриженной
травы. Брался пучок и связывался чуть ниже перегиба.
Слайд 22
3. Зерновушка, крупеничка – кукла талисман для женщины.
Делали такую куклу после сбора урожая, набивали мешочек разными
зернами.
Слайд 23
4. Берегиня – Эту куклу традиционно ставят напротив
входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не
пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей. Еще нам понадобятся прочные красные нитки. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.
Слайд 24
5. Барыня – детская игрушка, туловище такой куклы
покрывали белой тканью, перевязывали, отделяя голову. Остатки ткани по
бокам разрезали на три части и заплетали в косички – это были руки. Одевали юбку, передник и повязывали косынку.
Слайд 25
6. Из шишек - делали их
когда-то прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом,
перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок — и кукла готова!
Позже изготовлением «моховиков» стали за ниматься целыми семьями. Игрушка несколько усложнилась: стала выше ростом, ее каркас ук репляли на деревянной подставке. В ход шли не только шишки и мох, использовали и газету, льняную кудель, бересту, кору дерева, кусочки ткани.
Слайд 26
7. Ангелочек – делали в подарок на именины.
Изготовлялась из светлой ткани, из четырех квадратов. Из самого
большого квадрата делали туловище и голову, два одинаковых поменьше – для крыльев, и совсем маленький - для нимба.
Слайд 27
8. Малышок-голышок –тряпичная кукла, отличалась тем, что единый
подол разделяли на две части и формировали ножки, обматывая
их нитками. Куклу подпоясывали, голову обвязывали нитками. Эта кукла изображала мальчика.
Слайд 28
9. Покосница – обрядовая кукла, изображала женщину во
время сенокоса. Делалась из единого куска ткани, без швов.
В центре прямоугольника помещали набивку, формировали голову и перевязывали нитками, по бокам из излишков ткани формировались руки. Одевали юбку, передник, повязывали платок.
Слайд 29
10. Купавка - обрядовая кукла одного дня, олицетворяла
начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные
к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Делалась она из двух палочек разной длины, которые связывались крест- накрест , на верхней части креста укрепляли голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивали руки куклы. Фиксировали ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывали лямки сарафана из яркой ткани. Надевали на куклу юбку, платок, повязывали пояс, а на руки привязывали тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её было принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Слайд 30
11. Масленица – обрядовая кукла, делалась из соломы
или лыка и обязательно использовали тонкий ствол березы. Одежда
должна была быть с растительным рисункам, украшали лентами, искусственными цветами. На ее руки ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Слайд 31
12. Коза – символ жизненной силы. В её
основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода –
из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться.
Слайд 32
13. Козьма, Демьян – лечебные куклы. Изготавливались из
лечебных трав.
И другие…
Слайд 33
Русская коллекционная кукла
С конца XIX века до революции
в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика Журавлева и
Кочеткова), который выпускал уже фарфоровых красавиц. Они были дороги, их берегли и передавали из поколения в поколение. К сожалению, из-за революционных событий 1917 года старинных русских кукол сохранилось крайне мало, особенно в хорошем состоянии. Однако это направление все больше интересует коллекционеров российской старины, сейчас лучшие экземпляры русских игрушек в хорошем состоянии стоят около $3 тыс.
Слайд 34
Куклы российской фабрики Журавлёва и Кочешкова
Слайд 35
Фарфор
Фарфор (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия
тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно
белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор.
Слайд 36
Схема изготовления ангелочка
3 этап: Творческая работа
Слайд 38
Дети читают стихи о кукле
А. Барто
«Кукла»
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!
Л. Рубальская
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Слайд 39
Г.Бойко
Мы – куклы. Берите. И в дом свой
несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам
улыбнемся, когда захотите
И, может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнется-
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла и доверия к людям.
И, может быть, кукла – всего только маска
Мечты, о когда-то несбывшемся чуде...
Звучит песня «Кукла» слова Г. Горбовского, музыка А. Морозова
Группа девочек исполняет танец.
Слайд 41
Сроки реализации
Материальные затраты
Однотонная ткать – 2 метра
Клубок
шерстяных ниток
Клей
Октябрь 2012 года