Слайд 2
Аннотация проекта:
Игры — своеобразная школа ребенка. В них
удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума
и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются подвижные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Слайд 3
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет
из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую
прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Слайд 4
Актуальность:
Мир детства не
может быть без игры. Игра в жизни ребёнка –
это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира и ознакомлением с историей подвижных игр.
Слайд 5
Тип проекта:
информационный, игровой.
Цель:
Воспитание и развитие детей на идеях
народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.
Задачи:
Обучение народным подвижным
играм и совместным действиям.
Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Слайд 6
Обеспечение проекта:
Методическое:
М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева,
М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.
Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
Картотека русских народных подвижных игр.
Материально-техническое:
Мячи.
Цветные мелки.
Флажки.
Бубен.
Колокольчик.
Платок
Тонкий канат.
Слайд 7
Ожидаемый результат:
развитие диалогической и монологической речи детей.
использование детьми
в активной речи потешек, считалок, загадок.
дети умеют играть в
русские народные подвижные игры, используют считалки.
создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с праздниками их обычаями и традициями.
Слайд 8
Этапы осуществления проекта:
I. Организационный.
- подбор методической литературы;
- работа
с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- разработка занятий;
-
тематическое планирование;
- подбор музыки.
Слайд 9
II.Реализация проекта:
Коммуникация.
1. Заучивание считалок, сговорок.
2. Беседа «Как играли
в старину».
Художественная литература.
1. Включение народных подвижных игр в непосредственную
образовательную деятельность соответствующей тематики.
2. Заучивание считалок, сговорок.
3. сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.
Здоровье.
1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.
Слайд 10
Безопасность.
1. Объяснение техники безопасности.
Физическая культура.
1. Включение народных
подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.
Социализация.
1. Совместная игра.
2. Ознакомление
с атрибутами игр.
Познание.
Объяснение правил игры.
Презентация «История подвижных игр»
Музыка.
1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.
III. Обобщающий.
- проведение досуга.
Слайд 11
ОПИСАНИЕ ИГР.
Жмурки
Для игры необходим платок или шарф (обязательно
плотный) и колокольчик или бубен, сигналы можно подавать голосом или
хлопая в ладоши.
С помощь считалочки выбирается водящий. Остальные игроки его раскручивают, приговаривая:
Кот, кот, где стоишь?
- На мосту.
- Что пьешь?
- Пиво, квас
- Лови мышек, а не нас!
После этого все игроки разбегаются в разные стороны.
И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные сигналы о своем местонахождении. Можно звонить в колокольчик или хлопать в ладоши. После того, как водящий поймал кого-нибудь, он на ощупь пытается определить имя попавшегося. Если это удается, пойманный становится водящим. Если нет, то игра продолжается.
Слайд 12
Прятки
Игра начинается, когда с помощью жеребьёвки
или считалочки выбирается водящий — «во́да», затем определяется место, откуда
начинается игра и где надо будет «застукиваться». Водящий отворачивается к стене (углу, двери, столбу) и начинает считать. В зависимости от возраста детей считать можно от 10 до 50. Обычно хватает до 20. После этого во́да поворачивается и говорит:
Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!
Кто не спрятался, я не виноват!
Задача ведущего — найти спрятавшихся, вернуться и постучать по стенке, около которой он считал:
Стуки-стуки, вижу Машу, она за деревом.
Задача спрятавшихся — попробовать обогнать ведущего или дождаться, когда тот пойдёт в другую сторону и застукаться первыми — тогда они считаются не найденными. Они должны подбежать к стене и громко крикнуть «Стуки-стуки за себя».
Слайд 13
Салки
Игроки разбегаются, во́да (квач) их догоняет
и пытается дотронуться рукой — осалить. Если у него это получилось, осаленный
становится во́дой, громко объявляя об этом всех участникам, и так до бесконечности, пока все не устанут. Иногда квач начинает гоняться за одним (самым слабым и медленным) участником. Тогда все остальные скандируют: «За одним не гонка — поймаешь поросёнка!» или «Гарантию даю — поймаешь ты свинью!»