Слайд 2
Цель исследования: выявить особенности развития фантазии у детей
дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие фантазии дошкольников.
Предмет исследования: организация процесса
развития фантазии у детей дошкольного возраста.
Слайд 3
Гипотеза исследования: развитие фантазии в дошкольном возрасте может
осуществляться в процессе слушания музыки при специально организованной деятельности,
которая предполагает:
- организацию обогащенной музыкальной среды группы;
- накопление музыкального опыта детей, развитие изобразительной деятельности, активизацию творческого воображения и фантазии;
- организацию самостоятельной продуктивной деятельности детей.
Слайд 4
Перед нами стал ряд определённых задач по данной
проблеме:
Рассмотреть понятие фантазии в трудах зарубежных и отечественных учёных.
Исследовать
уровень развития фантазии у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу по развитию фантазии детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Слайд 5
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были
использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, наблюдение за воспитательным процессом, исследовательская работа, статистический метод обработки данных.
Слайд 6
Теоретический анализ проблемы развития фантазии у детей дошкольного
возраста
Фантазия [греч. Phantasia — воображение] — 1) способность к
творческому воображению; 2) продукт воображения, мечта, выдумка, нечто неправдоподобное; 3) в искусстве — импровизация на какую-то тему.
Фантазия изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности.
Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно познавательной ценностью.
Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности.
Слайд 7
Особенности развития фантазии в процессе восприятия музыки у
детей старшего дошкольного возраста
(констатирующий эксперимент)
Цель констатирующего эксперимента – изучение
особенностей развития фантазии старших дошкольников в процессе слушания музыки.
Задачи констатирующего эксперимента:
Изучить особенности фантазии детей;
Выявить уровень развития фантазии детей в условиях специально организованного процесса восприятия музыки;
Определить особенности организации процесса восприятия музыки с детьми с целью развития фантазии;
Слайд 8
Для решения первой задачи используется диагностика, включающая две
методики.
1. Методика «Дорисовывание»
2. Методика «Нарисуй что-нибудь»
Вторая задача решалась с
помощью диагностического метода экспериментальной ситуации, целью которой было выявление особенности фантазии детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
В ходе решения третьей задачи была проведена очередная серия диагностик.
1. Наблюдение за организацией воспитателями процесса слушания музыки старшими дошкольниками в группах.
2. Анализ предметно-развивающей среды группы.
Слайд 9
Выводы по констатирующему эксперименту
Развитие фантазии детей старшего дошкольного
возраста находится в стадии формирования.
Констатирующий эксперимент показал, что
у большинства детей данной выборки наблюдается хорошо развитые качества – беглость, гибкость и оригинальность. В целом по выборке большинство детей имеют средний уровень развития по показателю «характер рисунка» и средний уровень креативных способностей, однако девочки показали высокий уровень развития беглости и оригинальности как важных показателей креативности. В целом по выборке большинство детей имеет средний уровень развития фантазии, однако девочки показали высокий уровень развития фантазии в отличие от мальчиков.
Основа взаимосвязи слушания музыки и рисования заключается во взаимодействии выразительных средств: сначала осуществляется процесс выделения выразительных средств в музыке, а затем процесс осмысливания, обдумывания, как эти образы можно передать в рисунке.
Процесс восприятия музыки влияет на проявление фантазии, но только тогда, когда организованна работа по накоплению у детей музыкального опята и умений изобразительной деятельности ,разработаны формы работы для активизации творчества и созданы элементы развивающей среды группы, направленной на развитие фантазии детей дошкольного возраста в процессе слушания музыки.
Слайд 10
Программа развития фантазии детей старшего дошкольного возраста
( формирующий
эксперимент)
Первый этап: Организуем музыкально обогащенную музыкальную среду группы;
Второй этап:
Способствуем накоплению музыкального опыта детей, развитию изобразительной деятельности, активизировать творческое вооружение и фантазию;
Третий этап: Организуем самостоятельную продуктивную деятельность детей.
Слайд 11
Организация совместной деятельности
Каждое занятие включает в себя:
1. Ритуал
приветствия — снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.
2.
Основную часть мероприятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)
3. Игру на повышение двигательной активности.
4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем — сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом-психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям дается домашнее задание.
Слайд 12
Сравнительный анализ уровня развития фантазии у детей старшего
дошкольного возраста
( контрольный эксперимент)
контрольный срез и его анализ
обнаружили, что после проведенных занятий в рамках развивающей программы у детей старшего дошкольного возраста зафиксированы более высокие показатели по всем диагностируемым параметрам.
Слайд 13
ВЫВОДЫ
Анализируя проделанную работу в ходе формирующего эксперимента можно
сделать вывод, что научные данные, собственные наблюдения и исследования,
дифференцированный подход к каждому воспитаннику, с учетом его эмоционально-личностных особенностей являются оправданными как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Основываясь на данных контрольного эксперимента, который продемонстрировал более высокий уровень развития фантазии детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что фантазия активно развивается в процессе слушания музыки. Следовательно, целесообразно оптимизировать педагогические условия за счет разнообразия используемых приемов, обогащения содержания специально организованных занятий-тренингов, включения разнообразных игр и различных форм организации детской деятельности. Понимания важности данных условий открывает широкие возможности для создания различных интегративных технологий, обеспечивающих перспективное построение процесса развития фантазии дошкольников и личности каждого ребенка в целом.