Слайд 2
Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ педагогами.
Задачи:
1. Дать
представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ.
2. Познакомить с методикой проведения
игр и упражнений по технологии ТРИЗ.
3. Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.
4. Формировать желание помогать детям, умение находить с ними контакт.
Слайд 3
Для развития познавательной
активности используются следующие методы и приёмы технологии ТРИЗ:
- Метод
мозгового штурма.
- Метод каталога.
- Метод фокальных объектов.
- Метод «Системный анализ».
- Метод «Золотая рыбка» (обоснование новых идей).
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).
Слайд 4
Основным принципом работы с детьми
по этой методике является педагогический поиск.
Педагог
не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
Слайд 5
Суть «Мозгового штурма» – дать свободный выход мыслям
из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны
быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как мышам достать сыр из-под носа кота;
- как выгнать лису из зайкиной избушки;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Слайд 6
Игра «Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у
игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как
можно больше положительных и отрицательных его сторон.
Игра"Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Игра «Да–Нет» — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим.
Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”.
Слайд 8
Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Для
работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций.
Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Метод каталога
Слайд 9
Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»
Цель: научить соединять воедино элементы различных
животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.
Принцип
игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.
Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.
Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.
Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет.
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Его еще называют «методом случайных объектов».
.
Слайд 10
Метод системного анализа
Помогает рассмотреть мир в системе, как
совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих
между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Слайд 14
Нод по познавательному развитию « Подводный мир».
Слайд 15
Метод «Золотая рыбка»
Суть метода заключается в разделении ситуации
на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных
проявлений фантастической составляющей.
Ситуация фантастическая.
Рассмотрим, что в ней реального.
Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог.
Это реальная составляющая.
Мог ли старик вытащить золотую рыбку?
Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно.
Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком-то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море.
Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.
Слайд 17
Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что
все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В
зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.
Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.
Человечки твердого вещества крепко держатся за руки, и, чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.
В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т.д.).
Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие».
Слайд 22
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки
путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка,
дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Слайд 24
Уважаемые педагоги!
Если вы хотите идти на работу
как
на праздник; если вам нравится, когда
глаза детей блестят;
• если
вы хотите получать от каждого
занятия максимум удовольствия;
• если вы желаете общаться с умными,
думающими детьми;
• если вы хотите получить ключи к
творчеству, сочинительству,
займитесь ТРИЗом!