Слайд 2
Игра – путь детей к познанию мира,
в котором
они живут и который призваны изменить
М.Горький
Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Коммуникативные компоненты формируются в течении жизни, а наиболее благоприятным для этого является период дошкольного детства.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссёрскую игру.
Слайд 3
Режиссёрские игры – это тип
детских развлечений, в ходе которых ребёнок выступает в роли
режиссёра, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал.
Слайд 4
В режиссерской игре речь – главный компонент. Ребенок
использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа:
меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий. Используют речевое планирование игры.
Слайд 5
Режиссерские игры появляются
в жизни ребенка первыми. Каждый родитель наблюдал за тем,
как в возрасте 1 года его ребенок ставил рядом любимые игрушки, передвигал их, создавая видимость их общения. Уже в возрасте двух лет, когда малыш уверенно ходит, можно наблюдать, как он кормит своих мягких медведей и зайцев, укладывает их спать, катает на игрушечных машинках и водит с собой в детский сад.
Слайд 6
Режиссёрские игры в детском саду
Режиссерские
игры в детском саду необходимо организовывать в следующих целях:
-
Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог;
- Показать, что такое речевой этикет;
- Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;
- Показать детям, что такое «принимать решения», создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.
Слайд 7
Преимущества режиссёрской игры
- Режиссёрские игры позволяют ребёнку
упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с
куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
- В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
режиссёрской игры.
- Дети самореализуются;
- У
детей активизируются речь, воображение, мышление;
- У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.
Слайд 9
Условия развития режиссёрской игры
- У детей
должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
- Должна быть хорошая предметно –
развивающая игровая среда;
- Должно быть свободное время;
- Должны быть хорошо подобраны
обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
- У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Слайд 10
Режиссёрскую игру трудно увидеть со стороны
В-третьих, ребенок предпочитает играть в укромном месте, куда взрослый
не всегда может заглянуть, вмешаться.
Во-первых, она практически, всегда индивидуальна.
Во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя и вмешательство взрослого человека часто ведет к тому, что игра прерывается.
Слайд 11
Характеристика режиссёрских игр
В режиссерских играх проявляется эмоциональный
опыт детей, его отношение к сюжету сказки (если конец
сказки печальный, ребенок может его сделать оптимистичным). Ребенок в режиссерских играх проявляет творчество и фантазию, придумывает содержание игры, распределяет роли между игрушками или предметами-заместителями игрушек (палочка – ребенок, листик – кораблик). Ребенок является режиссером в игре. Речь является в такой игре главным компонентом.
Слайд 12
Для проведения режиссерских игр
необходимы специальные атрибуты – герои и декорации, с помощью
которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию. Воспитатель может только задавать ему тему, подсказывая
в некоторых моментах.
Слайд 13
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров:
настольный
плоскостной
бибабо
Слайд 14
пальчиковый, марионеток, теневой,
на фланелеграфе
и др.
Слайд 15
Режиссёрские игры и возраст
Режиссёрская игра проявляется в
начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно –
ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
Слайд 16
На 5 году жизни в основе игры появляются
сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются
ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
Слайд 17
Лучшая режиссерская игра в старшей группе –
это кукольный театр, в котором ребенок сможет дать волю
своему воображению и показать настоящее представление всем одногруппникам.
Слайд 18
Режиссерские игры в ДОУ профессиональной
направленности – это лучшая возможность рассказать детям о разных
профессиях, дать понять, что «все профессии нужны – все профессии важны!». Лучше всего проводить такие режиссерские игры в подготовительной группе, за тему можно взять игры во врачей, учителей, садовников, поваров и др.
Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности
Слайд 19
Режиссерская игра имеет важное значение не только для
развития коммуникативных навыков поведения, но и для всего психического
развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.
Слайд 21
Советы для воспитателей по руководству
играми детей
Не будьте равнодушными зрителями игры, умейте понимать детей и понимать их игровые замыслы.
Бережно относитесь к творческой выдумке ребёнка, завоюйте доверие и установите контакт
Поддержите интересную идею, направив усилия на её осуществление
Давайте не только знания, но и эмоции
Советуйте, но не давите инициативу детей
Помогите каждому ребёнку найти своё место в игре.
Сумейте быть одновременно организатором и рядовым участником игры
Сохраняйте радость игры, будите фантазию, поддерживайте интерес.
Слайд 22
Литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание,
2005. -№4.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в
психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 2004.
3. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2002.
4. Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
5. Новоселова, С.Л. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников / С.Л. Новоселова. – М., 1985.
6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1998.
Творческие ролевые игры в детском саду. – М.: Педагогика, 2002
7. Интернет -источники . Образовательные порталы.