Слайд 3
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в
Москве. Его отец был музыкантом. В довоенном детстве Родион
часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями для собственного удовольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что он рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял. Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопросе музыкальных занятиях Родиона возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году мальчик удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие «акции» наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму документы Родиона были поданы в нахимовское училище.
Слайд 4
Мать — Щедрина Конкордия Ивановна
Родион С отцом, Константином
Михайловичем
Слайд 6
Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В
конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат
педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.
Слайд 7
В Хоровом училище. Сидят (справа налево): И. Козловский,
директор училища, А. В. Свешников с педагогами училища. Крайний
справа (стоит) — отец композитора, К. М. Щедрин. За роялем — будущий композитор. 1947 год
Слайд 8
В 1973 году Щедрин избирается на важный руководящий
пост — председателя Союза композиторов Российской Федерации, на который
был благословлен Д. Шостаковичем, его основателем и первым председателем. В этом качестве он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почетного председателя СК России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьезный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь — композиторам, музыковедам, дирижерам. "Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам, отверженным, гонимым властью, помог этот человек", — говорит о нем Владимир Спиваков
Слайд 9
По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы
и исполнители — Шостакович, Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс,
Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования — это был, пожалуй, его первый успех в композиции
Слайд 10
Ю.А.Шапорин
Композицией Родион занимался у другого замечательного музыкального педагога
— Юрия Александровича Шапорина. С самого начала своего творчества
Щедрин предпочитает выход на все новые и новые «орбиты» — чаще побеждая, иногда проигрывая, в том числе самому себе, своим прошлым достижениям. Экспериментатор и «рисковый человек» по натуре, Родион Щедрин, в отличие от многих сверстников по искусству, начал с самого главного с постижения художественного мышления своего народа.
Слайд 11
В Доме творчества «Руза» с А. Эшпаем и
Ю. Шапориным
Слайд 12
Разрабатывает различные жанры русского фольклора (особенно частушку), свободно
применяя современные средства композиторской техники. Обогатил выразительные возможности музыки,
создал новый тип вокально-инструментального произведения («Поэтория»), ввёл приёмы народной манеры пенияв академические жанры (оратория «Ленин в сердце народном» и опера «Не только любовь»). Многие достижения Щедринав области музыкального театра связаны с воплощением русской литературной классики (опера «Мёртвые души», балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»). Значительно обогатил современный инструментальный репертуар (в т. ч.полифоническими циклами)
Слайд 13
С Дмитрием Шостаковичем. Дилижан, 1964 год
Слайд 14
После премьеры оперы «Мертвые души» в Большом театре
с Юрием Темиркановым. 1977 год
Слайд 15
1958 год в жизни Щедрина был очерчен как
самый романтический и поистине судьбоносный: он женился на балерине
Майе Михайловне Плисецкой, тогда уже приобретшей известность. История их знакомства была такова. Композитор бывал в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и литературоведа В. Катаняна, к пьесе которого "Они знали Маяковского" он писал музыку. Однажды хозяева дома в виде курьеза дали ему прослушать запись на пленке, где Плисецкая пела (!) музыку балета Прокофьева "Золушка". Композитор был изумлен: труднейшие мелодии воспроизводились совершенно точно и в соответствующих тональностях.
Слайд 16
Родион и Майя впервые встретились лично, когда в
том же доме принимали Ж. Филипа. Щедрин играл много
своей музыки. Ему, редкому тогда обладателю собственного авто выпала галантная обязанность развезти почетных гостей по домам. Плисецкая, прощаясь, попросила его записать нотами с пластинки тему из фильма "Огни рампы" для балетного номера. Окончательно их свел балет "Конек-Горбунок",Здесь 25-летний Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции, где та, со своей стороны, обрушила на него "ураган фрейдистских мотивов". Но никакая сила уже не властна была их разлучить. После райского лета в Сортавале (Доме творчества композиторов) на Ладожском озере их свадебным путешествием стала поездка на машине Родиона из Москвы в Сочи .Из-за незарегистрированного брака им отказали во всех гостиницах, и приютом служила лишь машина. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года. Детей в этом браке не было — такова была великая жертва великой балерины. Но уникальный "брак по искусству" сохранился на всю жизнь. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой — и это целая балетная культура.