Слайд 2
Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми?
Наверное, это искренняя радость на их лицах, смех и
счастье, которые приносят ожившие куклы, научившиеся разговаривать, танцевать, петь.
Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…
Слайд 3
ТЕАТР - ОСОБАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ И
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который
открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
Слайд 4
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ МНОГИХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА:
-психофизические способности (мимика, пантомимика),
-психические процессы (восприятие,
воображение, мышление, внимание, память),
-речь (монолог, диалог),
-творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать,
брать на себя роль).
-коммуникативные способности (умение общаться)
Слайд 5
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра,
доступная с самого раннего возраста.
Слайд 6
В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
-развитие
интереса к литературе и театру;
-развитие психических процессов (памяти, внимания,
речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
-формирование норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности.
-закрепление навыков правильной речи;
-усвоение богатства родного языка;
-усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
-активизация и пополнение словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие тонкой моторики рук.
Слайд 7
«Театр - это волшебный край, в котором ребенок
радуется, играя, а в игре он познает мир!...»
ВИДЫ ТЕАТРОВ:
1.Би-ба-бо (набор кукол для обыгрывания)
2.Настольный театр.
3. Фланелеграф.
4. Пальчиковый театр.
5. «Театр в лицах»- маски героев, шапочки, медальоны.
6. Теневой театр (5 сказок, сделан своими руками)
7. Театр плоскостной деревянный для
индивидуальной работы, или
игры малыми группами
-Ширма.
-Атрибуты для ряжения
(изготовлены с помощью родителей)
Слайд 9
«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ»
Я имею ввиду - любовь воспитателя к детям.
Это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребёнку - покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Ведь нам, воспитателям, доверено самое дорогое -Дети! Я очень часто задаю себе вопрос: «Кем я являюсь для детей?». И хочется думать, не просто «воспитателем», а «близким человеком», который заменяет ребёнку маму в её отсутствие; «старшим товарищем», который поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное; «арбитром», который решит любой спор по справедливости, «защитником», который оградит от обидчика, «творцом радости», с которым интересно, познавательно и весело. Я стараюсь сочетать в себе все эти качества, чтобы дети верили в меня, в мой авторитет и перенимали только лучшее. А для этого надо любить и сделать так, чтобы дети тебя тоже полюбили.
«Если не любить, то не имеешь права воспитывать»,- сказал великий мыслитель 18 века Генрих Песталоцци, практиковавший педагогику Любви. И это, на мой взгляд, тот самый основной стержень, который должен быть в воспитании!
Вся моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на всестороннее развитие ребёнка через различные виды игровой деятельности. Игра-это естественное состояние детей познающих окружающий мир.
Когда я только начала работать с детьми, передо мной постоянно возникали вопросы: - Как организовать воспитательно - образовательный процесс так, чтобы дети не просто играли, а через игру познавали что-то новое, интересное?
- Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка?
- Как создать сплочённый детский коллектив, в котором каждый ребёнок будет чувствовать себя хорошо и уютно?
Как реализовать комплексный подход к воспитанию и обучению детей?
Я пришла к выводу, что всё это можно реализовать при помощи грамотно
построенной игры. Игра даёт удовлетворённость от деятельности, удовольствие в
момент творчества, радость общения. Поэтому тема, на которой я работаю,
называется «Играя учимся говорить», а приоритетным направлением моей работы
является «Театр-как средство формирования связной речи дошкольников». Мой девиз:
«Воспитание творческой всесторонне развитой личности». А для этого необходимо
детей поощрять, хвалить, поддерживать, уделять внимание, выслушивать,
объяснять, в общем – Любить! Так как, педагог без любви к ребёнку – всё
равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета! И
самое главное, если мы, в свою очередь, научим детей Любить, они научатся всему
доброму светлому.
Слайд 10
ПО ДАННОЙ ТЕМЕ МНОЙ БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ
И ИЗГОТОВЛЕНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
Приоритетным направлением моей работы является «Театр-как средство формирования связной речи дошкольников». Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
В работе с детьми данной группы театрализованная игра стала использоваться еще в I младшей группе. Конечно, использование театрализации ограничивалось показом сказок на фланелеграфе, народными играми и потешками с использованием атрибутов персонажей (маски-шапочки, маски-медальоны и др.), инсценировками песенок. Первым видом театра с которыми познакомились дети был плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр Би-ба-бо и настольный театр.
Дети смотрели театральные представления показываемые воспитателями. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребёнка, привлечь его внимание. Затем дети познакомились с «театром в лицах», здесь они впервые сами выступили в роли актёров, конечно, их роль ещё мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички; но ведь и возраст в I-младшей группе всего 2 года.
Таким образом, дети пришли во II-младшую группу уже знакомыми с 4 видами театра. На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются как потешки или стихи во время прогулки, повторяются не однократно, так ребёнок получает уверенность, становится способен на импровизацию.
Следующие виды театра которые следует ввести это конусный
театр, плоскостной театр для индивидуальной работы. Каждый вид
театра сначала демонстрируется педагогом, причём не однократно
показываются театрализованные представления и только потом
привлекаются для постановок дети (в следующей очередности: педагог и 1
ребенок; педагог и несколько детей, дети и педагог-наблюдатель, дети
показывают самостоятельные представления).
На этом же этапе необходимо знакомить детей и с возможностью
показа представления с помощью ряжения.
Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей
младшего возраста теневой театр. Очень трудно научить детей играть в
теневой театр, поэтому подготовительный этап и совместный этап
будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра.
младшей группе область применения театрализованной игры расширилась и разнообразилась.
Элементы театрализации стали использоваться во время занятий.
Например, занятие лепка: «Приходите в гости к нам, витамины я вам дам!» Распределялись роли: кто-то из детей был доктором, остальные лепили «витаминки». Дети с удовольствием перевоплощались в докторов, мотивация по лепке «витаминок» была очень высока, дети старались, доктора собирали изготовленные витамины в баночку, далее игровая ситуация обыгрывалась в сюжетно-ролевых играх.
Занятие ознакомление с окружающим миром: «Превращение куколок в бабочку»: детям были показаны иллюстрации, рассказан процесс превращения куколки в бабочку, затем было предложено самим превратиться в бабочек и цветочки, а затем под музыку изобразить вальс бабочек. Занятие было очень интересно детям, они пришли в восторг от предложения самим превратиться в бабочек, с удовольствием танцевали вальс, при чём сами делали замечания: «бабочка лёгкая, надо танцевать на носочках», «бабочки как будто кружатся».
Таким образом, элемент театрализации выступил и физминуткой, и релаксационной паузой, и помог закрепить знания детей. Особенно часто театрализация стала использоваться во время занятий по художественной литературе, дети участвовали в постановке сказки «Репка», после разучивания сказки в группе, малыши показали эту сказку в соседней средней группе.
Во время разучивания сказки важно сохранять интерес детей к произведению, однако все дети индивидуальны: одному достаточного одного прочтения сказки для её запоминания, другому необходимо в несколько раз больше времени. Для того, что бы сказка не надоела, детям вводятся различные примеры моделирования сказок, появляются новые герои, герои поют какую-нибудь песенку.
Конечно нельзя научить играть в сказку не показав пример, поэтому в
нашей группе часто силами воспитателей, помощника воспитателя и
родителей организовывались спектакли для детей («Теремок» - кукольный
театр, «Репка» - теневой театр, «Три поросёнка»-настольный театр, «Волк и
семеро козлят» -настольный театр,«Заюшкина избушка» - фланелеграф,
«Ячменное зернышко» - конусный театр, «Колобок» - пальчиковый театр).
В средней группе роль воспитателя становится меньше, он только
организатор, если в младшей и ясельной группах он участвует в
представлении, то в средней только направляет, помогает, является
соучастником, но не главным действующим лицом. Дети получают более
сложные и объемные роли, сами организовывают спектакли. Во время
занятий театрализованные моменты сложнее, эмоциональнее.
Осуществляется показ спектаклей для родителей («Теремок» - с
использованием шапочек-масок героев, роль воспитателя минимальна,
распределение ролей, выбор рассказчика сказки доверяется детям;
«Заюшкина избушка» - с использованием шапочек-масок, инсценирована на
занятии по развитию речи).
Слайд 13
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
РЕБЁНОК
Игровые движения
Поиск выразительных средств
импровизация
Праздники
и развлечения
Самостоятельная игровая деятельность
Знакомство с основами кукольного театра и
кукловождения
Знакомство с основами актерского мастерства
Знакомство с основами драматизации
Интонация, характер, куклы
Игровые движения
Выразительное чтение
Выразительность движений
мимика
Рассказывание сказок
Постановка спектаклей
Роль костюмов, декораций, предметного окружения
Работа над моторикой руки и ее движением на ширме
Слайд 14
.
Здоровьесберегающие
технологии
дыхательная гимнастика
артикуляционня гимнастика
физкультминутки,
динамические паузы.
пальчиковые игры со словами
Слайд 15
ФОРМЫ РАБОТЫ
Беседа о
театре.
Творческие упражнения.
Театрализованные игры.
Подвижные игры.
Речевые игры
Ритмопластика
Инсценировка песен, хороводов
Использование различных видов
театра
Инсценировка и драматизация сказок
Проведение спектаклей.
Взаимодействие с родителями
Слайд 16
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ:
Выбор детьми роли по желанию.
Назначение
на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.
Распределение ролей по
карточкам.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ
Выбор пьесы
или инсценировки, чтение, обсуждение.
Деление текста на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиск музыкально-ритмического решения отдельных этюдов.
Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
Создание костюмов и декораций. Работа над эпизодами.
Репетиция отдельных картин.
Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом.
Премьера спектакля.
Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Оформление альбома с фотографиями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЕТЕЙ.
Владеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
Умеют взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
умеют последовательно высказывать свои мысли;
Знают несколько артикуляционных упражнений, пальчиковых гимнастик;
Умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
Выразительно читать стихотворный текст;
Владеют своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ
Консультации на темы:
-«Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка»
-«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»
Родительское собрание «Играем в театр».
Мастерская по изготовлению театрального реквизита
Конкурс семейного творчества «Игрушки своими руками».
Выставка семейных рисунков по театрализованной деятельности «Осенний теремок».
Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу».
Слайд 20
Сказка учит добро понимать
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой,
то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся
думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее
Слайд 21
Русские народные сказки появились давно
и передавались из уст
в уста,
дожив, таким образом,
до времен, когда возникла письменность.
Это позволило сказкам
завоевать популярность
у большого количества людей.
МИНИ-МУЗЕЙ ДЕТСКИХ КНИГ
«ТЕРЕМОК СКАЗОК»
Слайд 22
Каждый родитель видит ребёнка
талантливым и преуспевающим. Разносторонне
талантливая личность сама по себе не формируется. Беспроигрышным и
самым уникальным средством воспитания было, есть и будет ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО СКАЗКА.
Сказка предлагает ребёнку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение-основа для любой творческой деятельности
Слайд 23
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
На вопрос:
«Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И
почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба»
На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки-ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Тачки» и т.д.
Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен: они составили 80 % сказок от общего количества перечисленных.
Слайд 24
С родителями и детьми группы было принято решение
о совместной разработке инновационного проекта по созданию «Мини-музея детской
книги» под названием
«ТЕРЕМОК СКАЗОК».
Понятно, что для того чтобы проект был реализован качественно и в полной мере, необходимо организовать деятельность всех родителей и детей группы по разработке проекта, чтобы каждый родитель совместно со своим ребёнком понимал цели, задачи и способы достижения конкретных результатов.
Слайд 25
Так как любая сказка-это рассказ
об отношениях
в обществе в форме понятной ребёнку, значит:
родителям
и педагогу легче объяснять понятия нравственности: что такое добро, а что-зло. В сказках побеждает именно добро, что очень нравится детям.
Дети получают первый жизненный опыт через модели поведения героев
формируются знания о чертах характера людей через сравнения с образом жизни животных: «хитрый, как лиса», «сильный, как медведь» и т.д.
- У ребёнка развивается абстрактное мышление и логика путём соотношения вымышленного и реального мира.
Слайд 26
На первом этапе важное значение имеет мотивация
родителей
к данной деятельности. Включаясь в проект, родитель получает
возможность по другому взглянуть на окружающий мир, проявить творчество совместно с ребёнком.
Первым нашим шагом стала большая работа по обогащению предметно-пространственной среды в группе. При помощи родителей значительно обогатился книжный уголок, в котором появилось много сказок, песенок, потешек, альбомов, в которых представлен русский народный фольклор. Каждая семья группы разрабатывала и представляла свой проект по представленным сказкам данного возраста. У многих сохранились очень старые издания сказок, на которых выросло не одно поколение. Мы очень бережём и приумножаем такие «шедевры». А также очень ценными для нас являются брошюры, книжки-малышки, сделанные своими руками. В дальнейшем, надеюсь, что наш музей пополнится народными куклами и игрушками, сделанными своими руками, что приобщит детей к истокам Руссой народной культуры, ее наследию, сформирует чувства любви и добра;
воспитает в детях патриотизм.
Родители совместно с детьми принимают активное участие в создании «Мини-музея детской книги» под названием
«ТЕРЕМОК СКАЗОК»
Слайд 27
Для родителей нашей группы были подобраны
консультации и
рекомендации по ознакомлению
детей с русской народной сказкой.
Очень
интересными оказались тематические выставки.
Например, на выставке рисунков сказочных героев, выполненных совместно с родителями, дети сами показывали и рассказывали историю персонажа. Во время самостоятельной игровой деятельности часть детей рассматривая выставку, использовали игрушку, как сказочного героя в своей манипулятивной игре
Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность к «миру сказок» у детей существенно возрастает, если к организации игровой деятельности детей привлекаются родители.
Слайд 28
Для меня, как педагога, очень важно, что родители
моей группы поняли и поддержали мою работу в реализации
идеи проекта «Теремок сказок», которая поможет в дальнейшей жизни самостоятельно приобретать необходимые
знания и умения.
Говорить о результатах ещё пока рано, но, несомненно, есть определённые достижения:
- Уровень заинтересованности родителей состоянием образовательного процесса группы в этом году существенно вырос. Участие родителей в жизни группы возросло на 45% по сравнению с прошлым годом. Заинтересованность родителей в чтении детям русских народных сказок возросла на 35%, что говорит о дальнейшем применении данных форм и методов в работе с детьми.
Слайд 29
Я очень надеюсь, что наш мини-музей
будет
пополняться и пополняться, чтобы
каждый из нас мог наслаждаться
богатством сказочного мира,
который в скором будущем будет
представлен в нашем мини-музее.
Слайд 30
В мире много сказок – грустных и смешных
И
прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок,
дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 31
.
В РАБОТЕ ИСПОЛЬЗУЮ СЛЕДУЮЩУЮ ЛИТЕРАТУРУ:
Слайд 33
ПЛАН-ПРОЕКТ К ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЯ ДЕТСКОЙ
КНИГИ «ТЕРЕМОК СКАЗОК»
Цель – приобщение детей к культуре
русского народа через сказку
Предполагаемый результат:
Возрастет творческая активность детей,
интерес к русскому фольклору,
совершенствуются речевые навыки.
Работа по созданию мини-музея русской народной сказки
повысит интерес родителей к внутренней
жизни детского сада.
Пополнится предметно-развивающая среда.
Участники проекта:
Дети
Воспитатели
Родители
Слайд 34
I этап
подготовительный
Цель I этапа:
- подбор детской и
методической
литературы;
обсуждение с детьми и родителями темы, названия, содержания,
место расположения мини-музея
Слайд 35
II этап
практический
Цель II этапа:
- создание мини-музея;
совместная
взросло-детская деятельность по изготовлению экспонатов;
сбор экспонатов;
экскурсии в
краеведческий музей;
ОД
театрализованная деятельность детей;
- просмотр спектаклей Нижнекамского кукольного театра