Слайд 2
Родился 18 октября 1889 года в селе Хохорск, Боханского аймака
Балаганского уезда, Иркутской губернии. В 1910 году закончил иркутскую
учительскую семинарию.
Слайд 3
С детских лет воспитывался в атмосфере народных традиций.
Родители его, Пётр Семёнович и Мотон Степановна будучи зажиточными
крестьянами дали своим детям образование.
В 1899 году Сергей поступил в Хохорскую школу грамоты.
В 1903 г.- в Боханское двуклассное училище.
В 1905 г.- в Иркутскую учительскую семинарию. Учась в семинарии начал изучать научную литературу по фольклору и этнографии.
Летом 1908 года во время каникул в улусе Хохорск он случайно обнаружил ритуальные предметы шаманов, тем самым положил начало своей этнографической деятельности.
Слайд 4
С. П Балдаев родился в талантливой семье: его
родители и близкие родственники слыли знатоками преданий и улигеров.
Он с интересом слушал предания, сказки, песни, участвовал в шаманских тайлаганах. Обладая хорошей памятью, С.П. Балдаев записывал услышанное и увиденное . В 1907 году С.П. познакомился с М.Н. Хангаловым, который стал его учителем и наставником по сбору устных преданий, и вместе с ним совершил несколько поездок в Кудинскую степь.
Слайд 5
Ещё в годы учёбы в семинарии Сергей Балдаев
начал собирать фольклорные и этнографические материалы. После окончания семинарии
работал учителем в школе, продолжая при этом заниматься этнографией. Начал литературную деятельность, в 1909 году пишет пьесу «Цырен малчин» (Цырен пастух).
Слайд 6
В 1908 году окончив учительскую семинарию в течении
двадцати лет работает в школах разных районов Иркутской области
и Бурятии. Начинает свою деятельность в Таловском инородческом училище Верхоленского уезда( ныне Ольхонский район).
В 1916-17у. г.- учитель в Корсукском начальном училище ( ныне Эхирит-Булагатский район). С 1917 г. - работает в 3 Готольском училище и Идинской школе в родном Боханском районе.
Слайд 7
В 1923 С.П.Балдаев переехал в г.Улан-Удэ, где продолжил
педагогическую деятельность . В 1929 году успешно закончил Институт
этнографии и национальных культур народов Востока при ЦИК СССР и поступил в аспирантуру. В 1931 году вернулся в г. Улан-Удэ и начал работать научным сотрудником Института культуры БурАССР, где проработал 5 лет. Следующие 11 лет своей жизни прослужил в Республиканском краеведческом музее. Последним местом работы стал отдел литературы и фольклора Бурятского комплексного научно-исследовательского института.
Слайд 8
В 1923 С.П.Балдаев переехал в г.Улан-Удэ, где продолжил
педагогическую деятельность . В 1929 году успешно закончил Институт
этнографии и национальных культур народов Востока при ЦИК СССР и поступил в аспирантуру. В 1931 году вернулся в г. Улан-Удэ и начал работать научным сотрудником Института культуры БурАССР, где проработал 5 лет. Следующие 11 лет своей жизни прослужил в Республиканском краеведческом музее. Последним местом работы стал отдел литературы и фольклора Бурятского комплексного научно-исследовательского института.
Слайд 9
Сергей Балдаев был арестован 30 мая 1938 года,
под следствием был до конца 1940 года и освобожден
судом за недоказанностью обвинения.
Слайд 10
В 1948 году, опасаясь нового ареста, Балдаев уехал
в Ленинград. Там долгое время жил без прописки и
работы, но при этом продолжал научную деятельность.
Со временем устроился на работу в Музей этнографии народов СССР. Устроиться ему помогли ученые М. К. Азадовский, М. Г. Воскобойников, В. И. Цинциус. В музее Балдаев описывал бурятские и якутские коллекции.
В 1956 году Сергей Балдаев возвращается в Улан-Удэ, где начал работать в Бурятском институте общественных наук (БИОН). В 1968 году выходит на пенсию.
На пенсии продолжал ездить в фольклорные экспедиции, собрал богатейшие материалы по шаманизму.
Сергей Балдаев был одним из лучших знатоков бурятской этнографии и фольклора. Он является собирателем богатейшего материала по традиционным верованиям бурят и внёс большой вклад в бурятоведение
Слайд 11
Сергей Петрович Балдаев умер 29 октября 1978 года
на 90 году жизни, прожив долгую счастливую жизнь, наполненную
трудом и поисками, оставив благодарным потомкам великое наследие.
Слайд 12
К сожалению, на сегодняшний день опубликована незначительная часть
этого интересного, нужного и ценного материала.
Отдельные образцы обрядовой поэзии
вошли в книгу С.П. Балдаева "Бурятские свадебные обряды" (Улан-Удэ, 1978г.).В работе "Предания о расселении кударинских и кабанских бурят" (Улан-Удэ, 1958г.) встречаются выражения, образно и метко определяющие родовые разновидности бурят.
В изданных работах С. П.Балдаева "Избранное "(Улан-Удэ, 1961г.) и книге "Устнопоэтическое творчество" (Улан-Удэ, 1960г.) опубликованы некоторые образцы пословиц, поговорок, загадок, благопожеланий.
Слайд 13
Афористические произведения из коллекции С.П.Балдаева включены, наряду с
текстами других собирателей, в специальные сборники, посвященные бурятской афористической
поэзии. К таковым относятся: "Оньhон угэ оностой" (Улан-Удэ, 1979г.), «ТYмэн таабари» (Улан-Удэ, 1981г.). Учёный опубликовал 13 монографий, его труды изданы в Венгрии, Польше, Германии, Чехословакии, Монголии. Из собранных материалов издано 6 улигеров, 4 тома народных песен, около 100 пословиц и поговорок. Несмотря на высокую оценку учёных, архив не издавался.
Слайд 14
Афористические произведения из коллекции С.П.Балдаева включены, наряду с
текстами других собирателей, в специальные сборники, посвященные бурятской афористической
поэзии. К таковым относятся: "Оньhон угэ оностой" (Улан-Удэ, 1979г.), «ТYмэн таабари» (Улан-Удэ, 1981г.). Учёный опубликовал 13 монографий, его труды изданы в Венгрии, Польше, Германии, Чехословакии, Монголии. Из собранных материалов издано 6 улигеров, 4 тома народных песен, около 100 пословиц и поговорок. Несмотря на высокую оценку учёных, архив не издавался.