Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Шедевры Ренессанса

Содержание

Флоренция (цветущая)
Шедевры РенессансаМузыка, театр, литература Флоренция (цветущая) Данте Алигьери (1265-1321)Дуранте дельи Алигьери (май/июнь 1265 — 13 или 14 сентября Основоположник поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» («Дольче стиль нуово»). Беатриче ПортинариВ 1274 году встретил 8-летнюю Беатриче Портинари. Она становится на всю «Новая жизнь»В 1292 году написана «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленной из Титульный лист Поэма «Божественная комедия» (1307-21, изд. 1472) в 3 частях («Ад», Данте со своей комедией Вергилий и Данте             АД Франческа и Паоло Чистилище Рай Петрарка Франческо (1304-1374) «Канцоньере» («Книга песен») — сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы CanzoniereСвою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что Боккаччо Джованни (1313-1375)Поэмы, повести, книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в Рассказчики Декамерона миниатюра 15 в. С. Ботичелли ТЕАТР РЕНЕССАНСАРазвитие ренессансного итальянского театра шло по двум линиям: т.н. «ученой комедии» Комедия – трагедия - пасторальИтальянская «ученая комедия», к созданию которой обращались крупные Лудовико АриостоЛудовико Ариосто (итал. Ludovico Ariosto, 8 сентября 1474, Реджо-нель-Эмилия — 6 ТассоТорква́то Та́ссо (итал. Torquato Tasso, 11 марта 1544, Сорренто — 25 апреля «Commedia dell’arte»Итальянская народная комедия масок Маски Влюбленные Пульчинелла и Панталоне Сценарий комедии «Плеяда»Во Франции в 1549 году была создана поэтическая школа «Плеяда». Главой ее был Пьер Ронсар. Помимо него туда входили Ж. Дюбелле, А. Ж. де Баиф и ряд Жан Антуан де БаифЖан Антуан де Баиф – большой знаток музыки, прекрасный Музыка Эпоха “Ars Nova”Около 1320 года в Париже Филипп де Витри создал трактат “Ars Nova” Трактат Ф. де Витри“Ars Nova” переводится как «Новое искусство» - слово искусство Филипп де Витри Знаменитый поэт, композитор и музыкальный теоретик Филипп Витрийский (родом ТворчествоСохранилось немногим более 10 мотетов Витри (Н. Симакова пишет о 13 латинских “Roman de Fauvel”К 1316 году относится рукопись “Roman de Fauvel” («Роман о FauvelFlaterie, Avarice, Vilanie, Variété, Envie, Lascheté.Лесть, алчность, вилан, разнообразие, зависть, трусость. Гильом де Машо Гильом де Машо родился в Машо в 1300 году. После смерти короля Богемии, Гильом де Машо находился на службе у французских Лучшее произведение — «Книга о действительно случившемся» (1365) — роман в стихах Собор Нотр-Дам в Реймсе Клеман Жанекен (1475-1560) Родился в Шательро (провинции Пуату). Начинал занятия музыкой как В 1529 году был музыкантом в Бордо. В этом же году крупные Шансон Жанекен писал мессы, мотеты, но наиболее значительная сфера творчества этого одаренного Франческо Ландини«Francesco Cieco» - Франческо Слепой – родился около 1325/1335 близ Флоренции в семье живописца. В детстве мальчик перенес оспу и ослеп. Ландини обладал редким музыкальным талантом В 80-е годы Ландини прославился уже на всю Италию. Он писал музыку Церковь Сан-Лоренцо Жанры творчестваИзвестны 154 композиции Ландини. Среди них: 90 двухголосных и 50 трехголосных МадригалМадригал - небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, 2-3-голосное с инструментальным сопровождением. Истоки Нидерландская композиторская школа Дюфаи и Беншуа Гийом Дюфаи (1400-1474)1409-1410 гг. - мальчик-певчий в Камбрэ. Учителем в метризе кафедрального Сочинение по заказуПраздничный мотет “Nuper rosarum flores”, сочиненный и исполненный по случаю Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - Флоренция В последующие годы Дюфаи живет в Камбрэ, посещает города Италии, Франции, был Произведения ДюфаиСохранилось 9 полных месс, отдельные части месс, мотеты (духовные и светские), Жоскен Депре (1440-1521)Родился в Конде. С 1474 по 1479 год работал в С 1484 по 1486 год Жоскен был руководителем капеллы собора в Камбре, Глареан писал о Жоскене: «Никто больше его не выражал в песнях с ПроизведенияЖоскеном написано 20 полных месс (сохранились и отдельные части), 98 мотетов, 60 Орландо Лассо (1532-1594)Родился около 1532 года в Монсе и рано стал мальчиком-певчим в местной церкви. Первый биограф Лассо, его соотечественник и современник С. Квикельберг сообщает, что в В 1548 году Лассо освободился от службы у Гонзага и одно время С 1556 года баварский герцог Альбрехт V пригласил Лассо к своему двору ПроизведенияТворческое наследие Орландо Лассо значительно по своему масштабу. Многие его сочинения издавались Итальянская композиторская школа XVI векаГлавными художественными центрами Италии на протяжении XVI века ВенецияВ политическом отношении Венеция представляла собой республику (с кон. 13 века олигархическую, Собор Св. Марка Внутренний интерьер Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612) Большую роль в развитии венецианской школы Талантливый юноша Джованни освоил композиторское мастерство под руководством своего дяди в Венеции. Особенности стиля венецианцевОбщее устремление венецианской культуры к пышности, красочности и декоративности находит В конце XV века в соборе Св. Марка был установлен второй орган, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)Родился в 1525 году в нескольких милях от В 1544 году он получает должность органиста и руководителя хора в соборе Собор Св. Петра В 1554 году начинается публикация первых произведений композитора (первая книга месс). Войдя ПроизведенияПалестрина написал 102 мессы, 317 мотетов, 140 мадригалов (91 – светский, 49 Лютневая музыкаИзлюбленным инструментом в итальянской светской практике была лютня - струнный щипковый На лютне играли при королевских, княжеских и герцогских дворах музыканты-виртуозы и знатные В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня (в XV известны пятиструнные Рукописные сборники в значительной своей части содержат анонимные пьесы, обработки вокальных произведений,
Слайды презентации

Слайд 2 Флоренция (цветущая)

Флоренция (цветущая)

Слайд 3 Данте Алигьери (1265-1321)
Дуранте дельи Алигьери (май/июнь 1265 —

Данте Алигьери (1265-1321)Дуранте дельи Алигьери (май/июнь 1265 — 13 или 14

13 или 14 сентября 1321) — итальянский поэт, один

из основателей литературного итальянского языка.

Слайд 4 Основоположник поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного

Основоположник поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» («Дольче стиль нуово»).

нового стиля» («Дольче стиль нуово»).


Слайд 5 Беатриче Портинари
В 1274 году встретил 8-летнюю Беатриче Портинари.

Беатриче ПортинариВ 1274 году встретил 8-летнюю Беатриче Портинари. Она становится на

Она становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным

символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе даже тогда, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году).

Слайд 6 «Новая жизнь»
В 1292 году написана «Новая жизнь» («La

«Новая жизнь»В 1292 году написана «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленной

Vita Nuova»), составленной из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария

о любви к Беатриче, которую ученые назвали первой в истории мировой литературы автобиографией.

Слайд 7 Титульный лист
Поэма
«Божественная комедия»
(1307-21, изд. 1472)

Титульный лист Поэма «Божественная комедия» (1307-21, изд. 1472) в 3 частях


в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях.


Слайд 8 Данте со своей комедией

Данте со своей комедией

Слайд 9 Вергилий и Данте

Вергилий и Данте       АД

АД


Слайд 10 Франческа и Паоло

Франческа и Паоло

Слайд 11 Чистилище

Чистилище

Слайд 12 Рай

Рай

Слайд 13 Петрарка Франческо (1304-1374)
«Канцоньере» («Книга песен») — сонеты,

Петрарка Франческо (1304-1374) «Канцоньере» («Книга песен») — сонеты, канцоны, секстины, баллады,

канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры

(1327-74).
Поэмы. Автобиографическая проза.



Слайд 14 Canzoniere
Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о

CanzoniereСвою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то,

ней только то, что впервые увидел её в церкви

Санта-Кьяра 6 апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет, разбив сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый „Canzoniere“) на 2 части: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры».

Слайд 15 Боккаччо Джованни (1313-1375)
Поэмы, повести, книга «Жизнь Данте Алигьери»

Боккаччо Джованни (1313-1375)Поэмы, повести, книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована

(ок. 1360, опубликована в 1477), пасторали, сонеты. Главное произведение

- «Декамерон» (1350-53, опубликовано в 1470) — книга реалистических новелл, сюжетно связанных с чумой, которая разразилась во Флоренции в 1348 году.


Слайд 18 Рассказчики Декамерона миниатюра 15 в.

Рассказчики Декамерона миниатюра 15 в.

Слайд 20 С. Ботичелли

С. Ботичелли

Слайд 21 ТЕАТР РЕНЕССАНСА
Развитие ренессансного итальянского театра шло по двум

ТЕАТР РЕНЕССАНСАРазвитие ренессансного итальянского театра шло по двум линиям: т.н. «ученой

линиям: т.н. «ученой комедии» – la commedia erudite (к

этой же линии с некоторой натяжкой можно отнести и литературную трагедию) и народного импровизационного театра – Комедия дель арте, оказавшей огромное влияние на развитие всего мирового театрального искусства.

Слайд 22 Комедия – трагедия - пастораль
Итальянская «ученая комедия», к

Комедия – трагедия - пасторальИтальянская «ученая комедия», к созданию которой обращались

созданию которой обращались крупные писатели и мыслители 15–16 вв

(Лудовико Ариосто, Никколо Макиавелли, Пьетро Аретино, Джордано Бруно), представляла собой преимущественно догматические перепевы античных сюжетов и была рассчитана скорее на академический интерес узкого круга ученых и просветителей. Те же тенденции свойственны и итальянской ренессансной трагедии (Джан-Джорджо Триссино «Софонисба», Джованни Ручеллаи «Орест», Луиджи Аламанка и др.). К концу 16 в. развитие итальянской ренессансной комедии и трагедии практически завершилось. Зато к этому времени окреп и получил большую популярность третий жанр итальянской драматургии – пастораль (Торквато Тассо).

Слайд 23 Лудовико Ариосто
Лудовико Ариосто (итал. Ludovico Ariosto, 8 сентября

Лудовико АриостоЛудовико Ариосто (итал. Ludovico Ariosto, 8 сентября 1474, Реджо-нель-Эмилия —

1474, Реджо-нель-Эмилия — 6 июля 1533, Феррара) — итальянский

поэт и драматург эпохи Возрождения. Комедии «Студенты» (1519-1520), «Сводня» (1529).

Слайд 24 Тассо
Торква́то Та́ссо (итал. Torquato Tasso, 11 марта 1544,

ТассоТорква́то Та́ссо (итал. Torquato Tasso, 11 марта 1544, Сорренто — 25

Сорренто — 25 апреля 1595, Рим) — один из

крупнейших итальянских поэтов XVI века, автор знаменитой поэмы «Освобождённый Иерусалим» (1575). «Аминта» - пастораль (1573).

Слайд 25 «Commedia dell’arte»
Итальянская народная комедия масок

«Commedia dell’arte»Итальянская народная комедия масок

Слайд 27 Маски

Маски

Слайд 31 Влюбленные

Влюбленные

Слайд 32 Пульчинелла и Панталоне

Пульчинелла и Панталоне

Слайд 34 Сценарий комедии

Сценарий комедии

Слайд 35 «Плеяда»
Во Франции в 1549 году была создана поэтическая

«Плеяда»Во Франции в 1549 году была создана поэтическая школа «Плеяда». Главой ее был Пьер Ронсар.

школа «Плеяда». Главой ее был Пьер Ронсар.


Слайд 36 Помимо него туда входили Ж. Дюбелле, А. Ж.

Помимо него туда входили Ж. Дюбелле, А. Ж. де Баиф и

де Баиф и ряд других поэтов. Члены «Плеяды» проповедовали

идеи обогащения национальной поэзии традициями греческой и римской литературы.


Слайд 37 Жан Антуан де Баиф
Жан Антуан де Баиф –

Жан Антуан де БаифЖан Антуан де Баиф – большой знаток музыки,

большой знаток музыки, прекрасный лютнист – в 1570 году

в Париже открывает «Академию поэзии и музыки» (просуществовала до 1584 года). Опыты академии были направлены на создание особого стиля пения, где слово и музыка вошли бы между собой в особое соответствие, подобно античной монодии: ритм напева должен был подчиняться метрической структуре поэтического стиха.

Слайд 38 Музыка

Музыка

Слайд 39 Эпоха “Ars Nova”
Около 1320 года в Париже Филипп

Эпоха “Ars Nova”Около 1320 года в Париже Филипп де Витри создал трактат “Ars Nova”

де Витри создал трактат “Ars Nova”


Слайд 40 Трактат Ф. де Витри
“Ars Nova” переводится как «Новое

Трактат Ф. де Витри“Ars Nova” переводится как «Новое искусство» - слово

искусство» - слово искусство в этот период времени понималось

в античном смысле - как techne, учение.
Сегодня трактат считается одним из самых знаменитых памятников того времени. Он дал название целой эпохе западноевропейской музыки. Вслед за автором трактата предшествующий XIV веку период принято именовать ars antique (XIII век).


Слайд 41 Филипп де Витри
Знаменитый поэт, композитор и музыкальный

Филипп де Витри Знаменитый поэт, композитор и музыкальный теоретик Филипп Витрийский

теоретик Филипп Витрийский (родом из города Витри в Шампани)

родился 31 октября 1291 года, умер 9 июня 1361 года в Париже. Учился в Сорбонне, получил степень магистра искусств. Помимо поэзии и музыки, его интересовали философия, математика, астрономия и древняя литература.

Слайд 42 Творчество
Сохранилось немногим более 10 мотетов Витри (Н. Симакова

ТворчествоСохранилось немногим более 10 мотетов Витри (Н. Симакова пишет о 13

пишет о 13 латинских и 1 французском мотете). К

сожалению есть лишь свидетельства современников о том, что Витри писал баллады, рондо и ле. Тексты для них сочинялись самим композитором. Петрарка характеризовал Витри как «первого поэта в нынешней Галлии, страстного искателя правды».

Слайд 43 “Roman de Fauvel”
К 1316 году относится рукопись “Roman

“Roman de Fauvel”К 1316 году относится рукопись “Roman de Fauvel” («Роман

de Fauvel” («Роман о Фавеле») Жерве де Бю, где

наряду с поэтическим текстом содержится приложение более 130 образцов различной музыки – мотетов, кондуктов, рондо, баллад и пр. Среди них – 5 мотетов Витри. Рукопись хранится в Национальной библиотеке Парижа.


Слайд 44 Fauvel
Flaterie, Avarice, Vilanie, Variété, Envie, Lascheté.
Лесть, алчность, вилан,

FauvelFlaterie, Avarice, Vilanie, Variété, Envie, Lascheté.Лесть, алчность, вилан, разнообразие, зависть, трусость.

разнообразие, зависть, трусость.


Слайд 46 Гильом де Машо
Гильом де Машо родился в

Гильом де Машо Гильом де Машо родился в Машо в 1300

Машо в 1300 году. До 1323 года никаких сведений

о его жизни не сохранилось. В 1322 или 23 году он получил должность при дворе короля Богемии Яна Люксембургского (сначала клерка, затем секретаря). Более 20 лет он жил в Праге, а также сопровождал короля в его поездках и походах.

Слайд 47 После смерти короля Богемии, Гильом де Машо находился

После смерти короля Богемии, Гильом де Машо находился на службе у

на службе у французских королей Иоанна Доброго и Карла

V. Помимо этого получил каноникат в соборе Нотр-Дам в Реймсе.
Умер в 1377 г.
При жизни Машо прославился как блистательный поэт. Часть стихов он положил на музыку. Иногда он дополнял свои крупные поэтические произведения музыкальными вставками.

Слайд 48 Лучшее произведение — «Книга о действительно случившемся» (1365)

Лучшее произведение — «Книга о действительно случившемся» (1365) — роман в

— роман в стихах со вставными прозаическими письмами о

любви престарелого поэта к молодой девушке. Среди др. произведений — поэма «Суд короля Наварры» (1349), рифмованная хроника «Взятие Александрии» (около 1370), поэма «Пастушеские времена» с описанием музыкальных инструментов 14 в.

Слайд 50 Собор Нотр-Дам в Реймсе

Собор Нотр-Дам в Реймсе

Слайд 51 Клеман Жанекен (1475-1560)
Родился в Шательро (провинции Пуату).

Клеман Жанекен (1475-1560) Родился в Шательро (провинции Пуату). Начинал занятия музыкой

Начинал занятия музыкой как певчий в церкви. Предполагают, что

он был учеником Жоскена Депре.
В юности состоял на службе у Луи де Ронсара – отца поэта Пьера Ронсара (придворного Франциска I), которого сопровождал во время итальянских войн. Одно из событий этого времени послужило основой для чуть ли не самого выдающегося шедевра, созданного Жанекеном, – шансон «Битва при Мариньяно»

Слайд 52 В 1529 году был музыкантом в Бордо. В

В 1529 году был музыкантом в Бордо. В этом же году

этом же году крупные (и впоследствии наиболее популярные) песни

Жанекена были изданы Аттеньяном. Начиная с 1533 года, музыкант руководил капеллой собора в Анже. С конца 40-х годов Жанекен жил в Париже, в 1549 году стал кюре. Ему покровительствовал герцог де Гиз. В 1555 году был певцом в королевской капелле, 1556-57 гг. – королевский композитор.
Дата смерти Жанекена точно не установлена. Предполагают, что он умер около 1559-1560 годов в Париже.

Слайд 53 Шансон
Жанекен писал мессы, мотеты, но наиболее значительная

Шансон Жанекен писал мессы, мотеты, но наиболее значительная сфера творчества этого

сфера творчества этого одаренного композитора связана со светской песней

- шансон (свыше 260). Это своего рода яркие жанровые картины – хоровые театральные сцены, насыщенные звукоизобразительными приемами. Особым успехом пользовалась «Война» (или «Битва при Мариньяно») - четырехголосная песня, представляющая собой крупномасштабную двухчастную композицию. Она передает картину боя между французскими и швейцарскими войсками.


Слайд 55 Франческо Ландини
«Francesco Cieco» - Франческо Слепой – родился

Франческо Ландини«Francesco Cieco» - Франческо Слепой – родился около 1325/1335 близ Флоренции в семье живописца.

около 1325/1335 близ Флоренции в семье живописца.


Слайд 56 В детстве мальчик перенес оспу и ослеп. Ландини

В детстве мальчик перенес оспу и ослеп. Ландини обладал редким музыкальным

обладал редким музыкальным талантом и превзошел всех итальянских музыкантов

сначала в игре на органе, а затем в композиции. В 1364 году он был увенчан лаврами в присутствии Петрарки в Венеции за свою игру на органе.


Слайд 57 В 80-е годы Ландини прославился уже на всю

В 80-е годы Ландини прославился уже на всю Италию. Он писал

Италию. Он писал музыку на тексты Ф. Сакетти, сам

сочинял стихи для своих произведений, участвовал в ученых эстетических спорах гуманистов. Умер Ландини во Флоренции 2 сентября 1397 года. Похоронен в церкви Сан Лоренцо, где служил органистом.

Слайд 58 Церковь Сан-Лоренцо

Церковь Сан-Лоренцо

Слайд 59 Жанры творчества
Известны 154 композиции Ландини. Среди них: 90

Жанры творчестваИзвестны 154 композиции Ландини. Среди них: 90 двухголосных и 50

двухголосных и 50 трехголосных баллат, 9 двухголосных и 3

трехголосных мадригала, 2 каччи. Интерес представляют его трехголосные мадригалы.

Слайд 60 Мадригал
Мадригал - небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, 2-3-голосное

МадригалМадригал - небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, 2-3-голосное с инструментальным сопровождением.

с инструментальным сопровождением.
Истоки мадригала восходят к итальянской народной

поэзии: само слово производно от итальянского mandrealе, mandra – старинная пастушеская песня.

Слайд 62 Нидерландская композиторская школа

Нидерландская композиторская школа

Слайд 64 Дюфаи и Беншуа

Дюфаи и Беншуа

Слайд 65 Гийом Дюфаи (1400-1474)
1409-1410 гг. - мальчик-певчий в Камбрэ.

Гийом Дюфаи (1400-1474)1409-1410 гг. - мальчик-певчий в Камбрэ. Учителем в метризе

Учителем в метризе кафедрального собора Камбрэ был Рихард Локевиль,

представлявший в то время бургундскую группу французских композиторов. Шесть лет (1420-1426) Дюфаи провел при дворе Малатесты да Римини в Пезаро (Италия). Там он писал мотеты, баллаты и духовные сочинения. С 1428 по 1437 год состоял певцом папской капеллы в Риме, затем во Флоренции и Болонье.

Слайд 66 Сочинение по заказу
Праздничный мотет “Nuper rosarum flores”, сочиненный

Сочинение по заказуПраздничный мотет “Nuper rosarum flores”, сочиненный и исполненный по

и исполненный по случаю освещения 26 марта 1436 года

нового Флорентийского собора, купол которого был завершен великим зодчим Филиппо Брунеллески.

Слайд 67 Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - Флоренция

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - Флоренция

Слайд 68 В последующие годы Дюфаи живет в Камбрэ, посещает

В последующие годы Дюфаи живет в Камбрэ, посещает города Италии, Франции,

города Италии, Франции, был близок и пользовался покровительством герцога

Савойского Людвига, получив почетное звание «маэстро капеллы».
С 1445 года и до своей кончины 27 ноября 1474 года постоянно живет в Камбрэ, руководит всей музыкальной деятельностью собора и достигает европейской известности.

Слайд 69 Произведения Дюфаи
Сохранилось 9 полных месс, отдельные части месс,

Произведения ДюфаиСохранилось 9 полных месс, отдельные части месс, мотеты (духовные и

мотеты (духовные и светские),
светские сочинения – французские шансон,

итальянские баллаты.

Слайд 70 Жоскен Депре (1440-1521)
Родился в Конде. С 1474 по

Жоскен Депре (1440-1521)Родился в Конде. С 1474 по 1479 год работал

1479 год работал в Милане при дворе герцога Галеаццо

Мария Сфорца, чья капелла в то время включала певцов (21) и инструменталистов (13).

Слайд 71 С 1484 по 1486 год Жоскен был руководителем

С 1484 по 1486 год Жоскен был руководителем капеллы собора в

капеллы собора в Камбре, а с 1489 по 1499

гг. певчим папской капеллы в Риме.
С 1500 года живет в Париже при дворе Людовика XII, затем едет в Феррару (1503) – маэстро герцогской капеллы и в Рим, где работал при дворе кардинала Асканио Сфорца. Поздние годы Жоскена прошли в Конде, где он скончался 27 августа 1521 года.


Слайд 72 Глареан писал о Жоскене:
«Никто больше его не

Глареан писал о Жоскене: «Никто больше его не выражал в песнях

выражал в песнях с большей силой настроение души…, никто

не мог соперничать с ним в отношении изящества и прелести».
С одной стороны, Жоскен виртуозно владел всеми приемами полифонической техники, с другой – они служили ему для воплощения богатого образного содержания.

Слайд 73 Произведения

Жоскеном написано 20 полных месс (сохранились и отдельные

ПроизведенияЖоскеном написано 20 полных месс (сохранились и отдельные части), 98 мотетов,

части), 98 мотетов, 60 песен, 10 инструментальных пьес. Примечательно,

что он был одним из первых композиторов, чье творчество, начиная с 1502 года, публиковалось. Это были первые опыты нотопечатания в Италии Оттавио Петруччи – 1502, 1505, 1514 гг. Помимо этого, сочинения Жоскена публиковали Пьер Аттеньян в Париже и Тильман Сузато в Антверпене.

Слайд 74 Орландо Лассо (1532-1594)
Родился около 1532 года в Монсе

Орландо Лассо (1532-1594)Родился около 1532 года в Монсе и рано стал мальчиком-певчим в местной церкви.

и рано стал мальчиком-певчим в местной церкви.


Слайд 75 Первый биограф Лассо, его соотечественник и современник С.

Первый биограф Лассо, его соотечественник и современник С. Квикельберг сообщает, что

Квикельберг сообщает, что в 1544 году мальчик с чудесным

голосом был приведен к генералу Ферранте Гонзага, когда тот стоял военным лагерем под Сен Дидье. По-видимому, юный музыкант был обманом увезен из Монса как подлинный вундеркинд. Гонзага оставил его у себя и затем взял в Италию. Сопровождая Гонзага во многих поездках, Лассо побывал, кроме итальянских городов (Мантуи, Палермо, Милана), и во Франции, в Париже.


Слайд 76 В 1548 году Лассо освободился от службы у

В 1548 году Лассо освободился от службы у Гонзага и одно

Гонзага и одно время находился в Неаполе, где служил

в доме поэта и любителя искусств Д. Б. д'Адза делла Терца.
Спустя некоторое время Лассо оказался в Риме, куда его пригласил флорентийский архиепископ А. Альтовити.
С 1553 года Лассо стал капельмейстером Латеранского собора. С начала 1555 года по осень 1556-го он находился в Антверпене. Известный нотоиздатель Тильман Сузато выпустил в 1555 году первый сборник сочинений Лассо, включивший 5 мотетов, 7 мадригалов, 6 вилланелл и 6 chansons.

Слайд 77 С 1556 года баварский герцог Альбрехт V пригласил

С 1556 года баварский герцог Альбрехт V пригласил Лассо к своему

Лассо к своему двору в Мюнхен, где композитор и

проработал до конца дней. Сначала он был певцом в капелле герцога, затем стал ее руководителем. В короткий срок его произведения завоевали европейскую известность: они были изданы в Нюрнберге, Мюнхене, Венеции, Флоренции, Неаполе, Антверпене, Лионе и Париже. Его прославляют и Пьер Ронсар, и римские кардиналы, и католическое духовенство Мюнхена, Нижней Австрии, Швабии, и протестанты. Его называют "божественным Орландо".

Слайд 78 Произведения
Творческое наследие Орландо Лассо значительно по своему масштабу.

ПроизведенияТворческое наследие Орландо Лассо значительно по своему масштабу. Многие его сочинения

Многие его сочинения издавались при жизни. Вскоре после смерти

композитора его сыновья (они тоже служили в герцогской капелле в Мюнхене) собрали и выпустили отдельным изданием 516 его мотетов под общим названием "Magnum opus musicum" ("Великое музыкальное творение").
Общее число мотетов Лассо превышает 700. Им написано 58 месс, несколько десятков мадригалов, французских шансон, песен на немецкие тексты, виланелл.

Слайд 79 Итальянская композиторская школа XVI века
Главными художественными центрами Италии

Итальянская композиторская школа XVI векаГлавными художественными центрами Италии на протяжении XVI

на протяжении XVI века являлись Рим и Венеция. Это

объясняется далеко не простой ситуацией, сложившейся на основной территории раздробленной Италии. Непрестанные войны с Францией (начиная с 1490-х годов), а также завоевательная политика Испании привели к тому, что только Венеция, Папская область (центром которой был Рим) и частично герцогство Савойское сохранили свою независимость.

Слайд 80 Венеция
В политическом отношении Венеция представляла собой республику (с

ВенецияВ политическом отношении Венеция представляла собой республику (с кон. 13 века

кон. 13 века олигархическую, с дожем во главе). Это

была богатая, процветающая республика.
Венеция являлась крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. Именно в Венеции, где мощно развивались не только торговля, но и искусства, в художественной сфере ощущаются взаимодействия византийских, западноевропейских и восточных традиций. Ярким примером тому является собор Св. Марка, где мозаика Византии, скульптура Древнего Рима соседствуют с готическими элементами.

Слайд 81 Собор Св. Марка

Собор Св. Марка

Слайд 82 Внутренний интерьер

Внутренний интерьер

Слайд 83 Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612)
Большую роль

Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612) Большую роль в развитии венецианской

в развитии венецианской школы сыграли дядя и племянник –

Андреа и Джованни Габриели - уроженцы Венеции.
Первоначально Андреа был певцом капеллы в соборе Св. Марка, которой руководил Вилларт, затем он несколько лет работал в герцогской капелле Мюнхена, но вновь вернулся в Венецию, где занимал должность органиста собора Св. Марка. Он создал большое количество хоровых композиций для капеллы собора, писал мадригалы, а также органные композиции. В 1584 году он уступил должность органиста собора своему племяннику и ученику Джованни.

Слайд 84
Талантливый юноша Джованни освоил композиторское мастерство под руководством

Талантливый юноша Джованни освоил композиторское мастерство под руководством своего дяди в

своего дяди в Венеции. Затем несколько лет (1575-1579) проработал

в капелле баварского герцога в Мюнхене вместе с О. Лассо. После смерти дяди в 1584 году Джованни Габриели стал первым органистом собора Св. Марка.

Слайд 85 Особенности стиля венецианцев
Общее устремление венецианской культуры к пышности,

Особенности стиля венецианцевОбщее устремление венецианской культуры к пышности, красочности и декоративности

красочности и декоративности находит свое воплощение и в музыке:


в увеличении состава исполнителей и количества голосов в хоровых композициях,
в использовании инструментов, располагающихся в различных частях собора,
в чередовании инструментальных и хоровых разделов.

Слайд 86
В конце XV века в соборе Св. Марка

В конце XV века в соборе Св. Марка был установлен второй

был установлен второй орган, что позволило создавать музыку для

двух хоров (то чередующихся между собой, то звучащих одновременно), сопровождаемых двумя органами и другими инструментами. Благодаря этому венецианским композиторам удалось достичь особой мощи и сочности звучания.

Слайд 88 Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)
Родился в 1525 году

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)Родился в 1525 году в нескольких милях

в нескольких милях от Рима в городке Палестрина. В

1537 году уже числился певчим в римской церкви Санта-Мария Маджоре.

Слайд 89 В 1544 году он получает должность органиста и

В 1544 году он получает должность органиста и руководителя хора в

руководителя хора в соборе родного города, а спустя 7

лет назначается руководителем хора собора Св. Петра в Риме благодаря покровительству нового папы Юлия III, который прежде был кардиналом в Палестрине и знал Джованни как выдающегося музыканта.


Слайд 90 Собор Св. Петра

Собор Св. Петра

Слайд 91
В 1554 году начинается публикация первых произведений композитора

В 1554 году начинается публикация первых произведений композитора (первая книга месс).

(первая книга месс). Войдя в 1555 году в состав

Сикстинской капеллы, Палестрина вскоре вынужден был покинуть ее, так как был женат и имел двух сыновей. В дальнейшем Палестрина работал в Латеранском соборе и в церкви Санта- Мария Маджоре, а с 1571 года и до конца своей жизни (1594) он возглавлял капеллу Юлия собора Св. Петра.

Слайд 93 Произведения
Палестрина написал 102 мессы, 317 мотетов, 140 мадригалов

ПроизведенияПалестрина написал 102 мессы, 317 мотетов, 140 мадригалов (91 – светский,

(91 – светский, 49 духовных), 70 гимнов, 68 офферториев,

35 магнификатов, 11 литаний.
В 1555, 1581, 1586 и 1594 годах Палестрина выпустил четыре книги мадригалов, две из них содержали четырехголосные, две другие - пятиголосные образцы.

Слайд 94 Лютневая музыка
Излюбленным инструментом в итальянской светской практике была

Лютневая музыкаИзлюбленным инструментом в итальянской светской практике была лютня - струнный

лютня - струнный щипковый инструмент с коротким грифом и

отогнутой назад головкой, на которой расположены колки для настройки струн. На остров Сицилия и в Испанию она была завезена сарацинами и маврами, и в дальнейшем получила широкое распространение по всей Европе.

Слайд 95 На лютне играли при королевских, княжеских и герцогских

На лютне играли при королевских, княжеских и герцогских дворах музыканты-виртуозы и

дворах музыканты-виртуозы и знатные любители искусства, она постоянно звучала

в кружках гуманистов, во всевозможных «академиях» XVI века, в домашнем быту горожан, на открытом воздухе, в различных ансамблях, включая театральные. На лютне играли Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Джорджоне, Караваджо.

Слайд 98 В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня

В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня (в XV известны

(в XV известны пятиструнные инструменты). Строй лютни был различным,

чаще всего использовалась настройка квартово-терцового типа: A D G Н Е' А'. На протяжении столетия издавались ряд авторских сборников, но в основном пьесы для лютни распространялись в многочисленных рукописных собраниях.

Слайд 99 Рукописные сборники в значительной своей части содержат анонимные

Рукописные сборники в значительной своей части содержат анонимные пьесы, обработки вокальных

пьесы, обработки вокальных произведений, танцев.
Для лютни перекладывали и

обрабатывали все, что нравилось слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров.
Их национальная принадлежность была весьма разноликой: в итальянских рукописях появлялись немецкие танцы, в немецких - итальянские, польские, французские. Это были своего рода интернациональные сборники, где происходил свободный обмен жанрами бытовой музыки.


  • Имя файла: shedevry-renessansa.pptx
  • Количество просмотров: 128
  • Количество скачиваний: 0