и дипломат, генерал-фельдмаршал (1701). С 1671 г. служил при
дворе. С 1681 г. тамбовский воевода.В 1686 году участвовал в переговорах и заключении “Вечного мира” с Речью Посполитой и союзного договора с Австрией. С конца 1687 г. командовал в Белгороде войсками, прикрывавшими южную границу, участвовал в Крымских походах. После взятия власти Петром I (1689) стал его сподвижником. Во время Азовских походов 1695-1696 гг. командовал войсками на Днепре в действиях против крымских татар. В 1697-1699 гг. выполнял дипломатические поручения в Польше, Австрии, Италии и на о. Мальта. Во время Северной войны 1700-1721 гг. проявил себя как способный, но крайне осторожный и несколько медлительный военачальник. В Нарвском сражении 1700 г. командовал дворянской конницей, в 1701-1705 гг. войсками в Лифляндии, где одержал победы .Руководил подавлением Астраханского восстания 1705-1706 гг. В 1710 г. войска под его командованием овладели Ригой. В 1711 г. возглавлял главные силы армии в Прутском походе.Первый граф и первый в России фельдмаршал. Его проставленный род имел общих предков с династией Романовых со времен Дмитрия Донского в лице московских бояр Андрея Кобылы и сына его Федора Кошки.
Его отношения с Петром никогда не были дружескими, скорее всего они носили официальный характер. Шереметев- аристократ чувствовал себя чужим в компании царя, среди его приятелей – Меншикова, Лефорта, Ромодановского и др. К тому же он не умел, да и не хотел пить. Шереметев был, безусловно, талантливым полководцем. Именно он первым начал побеждать хорошо обученных шведов.
Петр высоко ценил полководческий талант первого фельдмаршала и глубоко уважал его. Правда, порой Борис Петрович бывал излишне осторожен и медлителен, на что государь не раз указывал ему.
Был он суровым помещиком-крепостником, проявлявшем большие заботы о своих лошадях, чем о своих крепостных. Недаром Петр посылал его на подавление мятежа в Астрахани.
Шереметев завещал похоронить себя в Киево-Печерской лавре, рядом со своим сыном от первой жены, Михаилом, умершим в Киеве при возвращении из Турции. Петр, однако, приказал прах первого фельдмаршала и графа России предать земле в Петербурге, в Александро-Невской лавре.