Слайд 2
Школа диалога культур - концепция школьного образования и
соответствующая педагогическая практика, разрабатываемая коллективом философов, психологов и педагогов
под руководством В.С. Библера и частично реализованная в начальной и средней школе.
Влади́мир Соломо́нович Би́блер (4 июля 1918 —
3 июня 2000)
Слайд 3
В основе ее лежат определенная концепция культуры, развитая
в работах М.М.Бахтина и В.С. Библера , соответствующее понимание
смысла образования в контексте современной культуры и определенные психологические предположения. Исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, должен быть по-новому понят сам смысл образования. В центре его должно стать образование «человека культуры», человека, способного не только включиться в наличные формы деятельности и мышления, но и переформулировать самые их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и организации методов преподавания, так и самого содержания образования.
Слайд 4
Предполагается следующая организация обучения (1-3 классы уже реализованы
в одной из школ Красноярска, остальные опробованы частично):
1-2 классы
(подготовительные)
Это классы, в которых завязываются те узелки понимания, которые станут в дальнейшем основными предметами диалогов, освоения, развития. Задача этих классов не только в том, чтобы дать ребенку определенные знания, умения и навыки, но в том, главным образом, чтобы формировать у него точки удивления, помочь ему увидеть мир не как нечто определенное, очевидное и известное, а как нечто загадочное, удивительное, как предмет познавательного интереса, эстетической активности.
Слайд 5
При обучении, например, математике, языку, природоведению - число,
слово, явление природы представляются не только как вещи, с
которыми надо научиться обращаться определенным образом, но как удивительно странные, не имеющие определенного ответа на вопросы к нам, - как они и представляются современному ученому - математику, физику, лингвисту и др. Не столько научить, но и озадачить, не столько дать ответ, но и помочь поставить вопрос, –
вот главная задача этих подготовительных классов.
2+2= ?
Слайд 6
Последующие классы строятся в последовательности и сопряжении основных
исторических культур.
— учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры,
в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т.п.)
3-4 классы
Слайд 7
Ремесло и физическая культура, характерные для античности, тоже
воспроизводятся в этом цикле.
Слайд 8
5-6 классы
— классы средневековой культуры в соотнесении
с Античностью, Новым временем, современностью.
Идея культуры реализуется в обучении
через поэтику средневекового произведения.
Слайд 9
В «средневековых» классах особое значение имеет развитие речевой,
словесной культуры, предельный авторитет Слова, первоначального текста и его
бесчисленных комментариев. В качестве одного из основных текстов, помимо Библии, предполагается «Слово о полку Игореве». Осмысление речевой культуры невозможно вне исторической стихии родного языка
Слайд 10
7-8 классы
— культура Нового времени. Учебный цикл
здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности
и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь осваивается идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной мысли ― но в постоянном диалоге с другими идеями.
Слайд 11
Кроме того, в этих классах предполагается «бифуркация» обучения,
наличие отдельных (обобщающихся между собой) классов «гуманитариев», «математиков», «естествоиспытателей»
и т. п. В этих нововременных классах рефлексия современного (XX века) знания, деятельности, понимания спора Нового времени с культурой XX века и взаимодополняемость этих культур занимает особое и преимущественное место.
Слайд 12
9-10 классы
посвящены культуре современности
Эти классы имеют
особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино
знания и умения, «загадки» и «отгадки», наработанные во всех остальных учебных циклов. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий и современных образов культуры ставит ученика на передний край напряжения знаний и незнаний, характерных для XX века.
Слайд 13
Существенными узлами, стягивающими расчлененные знания и незнания
нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы конца века: личность и
общество; культура и цивилизация; экологическая проблема; космологическая проблема и т. д. Это не только и не столько собственно научные, но (одновременно) бытийные проблемы, мучающие индивида, живущего накануне XXI века.
Слайд 14
11-й класс
—класс специально диалогический
Здесь выпускники школы диалога
культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами; этот класс
- педагогический, позволяющий определить сквозной смысл нашей школы как своеобразной школы-педучилища, готовящей - впрок - будущих преподавателей школы XXI века. Такова основная схема построения содержания образования в школе диалога культур.
Слайд 15
В такой школе не стоит проблема «выравнивания»
детей, наоборот, каждый ребенок со своими, присущими именно ему
особенностями мышления может занять свою незаменимую культурную позицию, существенную для общего диалога. При таком обучении часто оказывается, что так называемые отстающие дети - это дети, для которых характерен отличный от нововременного тип мышления, и именно благодаря этому их голос в общем диалоге оказывается особенно важным. Межвозрастные уроки, которые проходят через весь цикл обучения, обнаруживают, что второклассник вовсе не глупее семиклассника, но иной, с иной картиной мира, с иной манерой понимания, которая нужна, важна и интересна и для семиклассника, и для учителя.
Слайд 16
Основным учебным материалом в этой школе является не
учебник, не антология наиболее представительных текстов данной культуры.
Основная
форма работы учеников - создание собственных текстов, произведений в контексте данной культуры и в контексте диалога с ней.