Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Типология культуры

Содержание

План лекции1. Тип, типология и типологизация культур2. Типология культур Н.Я. Данилевского3. Типология культуры О. Шпенглера4. Типология культуры П. Сорокина5. Типологическая модель культуры К. Ясперса6. Типологическая модель Ф. Ницше
Тема лекцииТипология культуры План лекции1. Тип, типология и типологизация культур2. Типология культур Н.Я. Данилевского3. Типология 1. Тип, типология и типологизация культур Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в 2. Типология культур  Н.Я. Данилевского Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский (1822-1885) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, Четыре основополагающих вида деятельности:религиозная деятельностькультурная деятельностьполитическая деятельностьэкономическая деятельностьОдноосновные культуры:еврейская культура (религиозно-мировоззренческая деятельность)греческая Законы возникновения, роста и заката цивилизаций (культурно-исторических типов) по Н.Я. ДанилевскомуЗакон 1. 3. Типология культуры О. Шпенглера О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (1880-1936) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайскаявавилонскаяегипетскаяиндийскаяантичная (греко-римская)арабскаязападноевропейскаямайяна стадии возникновения 4. Типология культуры П. Сорокина В теории П.А. Сорокина центральное место отводится проблемам целостности культурных суперсистемКультурные сверх тип культуры, для которого характерно господство чувственностиИдеациональныйП.А. Сорокин выделяет два «чистых» типа 5. Типологическая модель культуры К. Ясперса К. Ясперс провозгласил идею единства мировой истории и культурыКарл Теодор Ясперс (1883-1969) К. Ясперс выделяет четыре исторических культурных типа:Доисторический первобытный период – прометеевский тип 6. Типологическая модель Ф. Ницше Основным произведением Ф. Ницше, отражающим его подход к культуре , считается философское Разные полюсы человеческой культуры Ф. Ницше отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса
Слайды презентации

Слайд 2 План лекции
1. Тип, типология и типологизация культур
2. Типология

План лекции1. Тип, типология и типологизация культур2. Типология культур Н.Я. Данилевского3.

культур Н.Я. Данилевского
3. Типология культуры О. Шпенглера
4. Типология культуры

П. Сорокина
5. Типологическая модель культуры К. Ясперса
6. Типологическая модель Ф. Ницше


Слайд 3 1. Тип, типология и типологизация культур

1. Тип, типология и типологизация культур

Слайд 4 Тип культуры – это сходство, общность, то, что

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы

объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает

это множество культур от других

Типология культуры – это система выделенных типовых моделей культуры

Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур


Слайд 5 2. Типология культур Н.Я. Данилевского

2. Типология культур Н.Я. Данилевского

Слайд 6 Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский (1822-1885) — русский социолог, культуролог,

Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский (1822-1885) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель;

публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода

к истории

Культурно-исторические типы – основные фазы развития мировой культуры

Основные взгляды:
отрицал существование единой мировой культуры
выделял 10 культурно-исторических типов, сменяющих друг друга и параллельно развивающихся по ходу движения истории
ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга цивилизаций, проходящих путь от «этнографического» состояния до цивилизованного уровня
культурно-исторические типы, так же как и биологические особи, проходят стадии зарождения, расцвета и гибели

Н.Я. Данилевский в сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал идею о существовании «культурно-исторических типов»


Слайд 7 Четыре основополагающих вида деятельности:
религиозная деятельность
культурная деятельность
политическая деятельность
экономическая деятельность
Одноосновные

Четыре основополагающих вида деятельности:религиозная деятельностькультурная деятельностьполитическая деятельностьэкономическая деятельностьОдноосновные культуры:еврейская культура (религиозно-мировоззренческая

культуры:

еврейская культура (религиозно-мировоззренческая деятельность)
греческая культура (культурная деятельность)
римская культура (политико-правовая

деятельность)

Двухосновные культуры:

германо-романская (европейская)

Культуры движутся к четырехосновному типу

по Н.Я. Данилевскому таким типом может стать славянский культурно-исторический тип

Основной критерий типологии - преобладание культуре определенного вида деятельности, создающего соответствующие этому виду деятельности культурные ценности

Н.Я. Данилевский одним из первых подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры


Слайд 8 Законы возникновения, роста и заката цивилизаций (культурно-исторических типов)

Законы возникновения, роста и заката цивилизаций (культурно-исторических типов) по Н.Я. ДанилевскомуЗакон

по Н.Я. Данилевскому
Закон 1. Всякое племя или семейство народов,

характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой для того, чтобы их родство ощущалось непосредственно – составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло из «младенчества»
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа (каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций)
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия, когда разнообразны составляющие его этнографические элементы
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов уподобляется многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу


Слайд 9 3. Типология культуры О. Шпенглера

3. Типология культуры О. Шпенглера

Слайд 10 О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (1880-1936) — немецкий философ-идеалист,

О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (1880-1936) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни,

представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления
Теория Н.Я. Данилевского оказала

сильное влияние на О.Шпенгелра, предвосхитив многие положения его знаменитой книги «Закат Европы» (1918)

Циклическая (цивилизационная) концепция существования культуры – культурфилософская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций

Не существует единой мировой культуры, а есть различные культуры, каждая из которых имеет собственную судьбу
Каждая культура подобна живому существу, она проходит возрастные ступени (детство, юность, возмужалость и старость)


Слайд 11 Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения:

Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайскаявавилонскаяегипетскаяиндийскаяантичная (греко-римская)арабскаязападноевропейскаямайяна стадии


китайская
вавилонская
египетская
индийская
античная (греко-римская)
арабская
западноевропейская
майя
на стадии возникновения находится русско-сибирская культура
культура в рамках

культурно-исторического типа существует изолированно от других, ничего не воспринимая и не заимствуя, неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего

Смерть культуры – это такое состояние культуры, когда она перестает органично развиваться, а ее духовные образы уже не вдохновляют людей (их деятельность направлена не на достижение высоких духовно-творческих целей, а на реализацию меркантильных задач)


Слайд 12 4. Типология культуры П. Сорокина

4. Типология культуры П. Сорокина

Слайд 13 В теории П.А. Сорокина центральное место отводится проблемам

В теории П.А. Сорокина центральное место отводится проблемам целостности культурных суперсистемКультурные

целостности культурных суперсистем
Культурные сверх (или супер) системы – органично

сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и разнящиеся в зависимости от верховных ценностей

Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (1889-1968) — российско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П.А. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира


Слайд 14 тип культуры, для которого характерно господство чувственности
Идеациональный
П.А. Сорокин

тип культуры, для которого характерно господство чувственностиИдеациональныйП.А. Сорокин выделяет два «чистых»

выделяет два «чистых» типа культуры, которые волнообразно сменяют друг

друга

Чувственный

тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия

Кроме того, существует два промежуточных (переходных) типа культуры:
• смешанно-гармоничный (идеалистический)
(культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс)
•смешанно-негармоничный – эклектический тип культуры
(культура первого века нашей эры)

Современный тип культуры - чувственная культура
она формируется в 16 в. и достигает апогея к середине 20 в.
особенности: стремление освободиться от религии, морали и других ценностей идеационной культуры
ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном времени
ее герои – фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие

П.А. Сорокин считал, что нынешняя «чувственная» культура обречена на закат, поскольку она повинна в деградации человека и придании всем ценностям относительного характера


Слайд 15 5. Типологическая модель культуры К. Ясперса

5. Типологическая модель культуры К. Ясперса

Слайд 16 К. Ясперс провозгласил идею единства мировой истории и

К. Ясперс провозгласил идею единства мировой истории и культурыКарл Теодор Ясперс

культуры
Карл Теодор Ясперс (1883-1969) — немецкий философ, психолог и

психиатр, один из главных представителей экзистенциализма

история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение
структурируя историческое развитие культуры, К. Ясперс ищет «ось» мировой истории и культуры
«Осевое время» культуры– это своего рода «центр» истории (до него развитие человечества идет преимущественно локальным образом, после него открывается возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества)


Слайд 17 К. Ясперс выделяет четыре исторических культурных типа:
Доисторический первобытный

К. Ясперс выделяет четыре исторических культурных типа:Доисторический первобытный период – прометеевский

период – прометеевский тип культуры. Согласно Ясперсу он начался

около 5000 г. до н.э. и связан с формированием человека как вида (время создания человека, его биологических свойств, накопление навыков и духовных ценностей). Этот период лежит за пределами истории, так как об истории можно говорить лишь с момента появления письменных источников
Эпоха «великих» культур древности. Связана с возникновением практически одновременно в трех областях земного шара (в Китае, Индии и на Западе) древнейших культур. Основные черты культуры этого типа: возникновение, наличие письменности, оформление специфической технико-изобретательской рационализации
Осевое время - эпоха формирования основы человеческого бытия, это время, когда человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем. Хронологически это период между VIII и II веками до н.э., когда происходит самый резкий поворот в истории (для всех культур этого типа характерным является формирование самосознания человека)
Послеосевая «имперская» эпоха, основана на развитии науки и техники и частично возвращающая человечество и его культуру в русло локально-исторического существования цивилизаций


Слайд 18 6. Типологическая модель Ф. Ницше

6. Типологическая модель Ф. Ницше

Слайд 19 Основным произведением Ф. Ницше, отражающим его подход к

Основным произведением Ф. Ницше, отражающим его подход к культуре , считается

культуре , считается философское эссе «Рождение трагедии из духа

музыки» (1872)

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844-1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения

Культура – средство человеческой самореализации
В поиске основ культуры Ф. Ницше обращается к Древней Греции
Типология, разработанная Ф. Ницше, касается, прежде всего, художественной культуры
Основополагающий типологический критерий - способ восприятия, освоения мира
В основе мировосприятия и творчества лежат два «начала»: аполлонийское и дионисийское
Ф. Ницше усматривал идеал в равновесии (культуре нужны оба начала)


  • Имя файла: tipologiya-kultury.pptx
  • Количество просмотров: 123
  • Количество скачиваний: 0