Слайд 2
В последние десятилетия повсеместно (как в развитых, так
и в развивающихся странах) отмечается увеличение количества детей и
подростков, для которых характерны несанкционированные уходы из дома и бродяжничество. Появление огромного числа «уличных детей» никогда не предусматривалось ни в одном национальном плане, но тем не менее, по оценке Хасана Бен Талана, одного из членов Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам (1990), их более 30 миллионов в мире.
Слайд 3
Множество общих макросоциальных и микросоциальных причин, характерных как
для развитых, так и развивающихся стран, создает, по данным
детского фонда ООН, Юнисеф (1990), почву для того, чтобы дети чувствовали себя одинокими и начинают существовать вне семьи, вначале на эмоционально-отстраненном от нее уровне, а затем и фак-тически проживая отдельно от нее, совершая уходы или стремясь к бродяжничеству.
Слайд 4
Клинические характеристики синдрома уходов и бродяжничества
Синдром уходов и
бродяжничества при органическом расстройстве личности и поведения, за исключением
пациентов, страдающих эпилепсией, изначально носил реактивный характер и был тесно связан с конфликтами в семье или в интернате. Следует отметить, что первые уходы отмечались в анамнезе заболева-ния начиная с раннего возраста, с 7–8 лет, в ряде случаев — с 4 лет.
Слайд 5
Конфликты возникали с родителями или опекунами в связи
с пропус-ками уроков в школе, воровством денег, посещением компьютерных
клубов и невыполнением определенных требований, либо со сверстни-ками и воспитателями в режиме интерната.
Слайд 6
Характерными чертами при этом были невротические проявления, переживание
своей несостоятельности, школьной и семейной неполно-ценности, страх физического наказания
при возвращении домой, сниженный уровень настроения. Актуальными были также мысли и пред-ставления пациентов о возможной реакции родителей или опекунов на их уходы из дома или интерната, особенно выраженные при первичных уходах.
Слайд 7
С течением времени синдром уходов и бродяжничества развивался
по следующим четырем вариантам:
— с противоправными действиями и
антисоциальным поведением;
— с преобладанием эмоциональных нарушений;
— смешанный, включающий наличие противоправных действий и психопатоподобные проявления;
— протекающий с сумеречным помрачением сознания при амбу-латорном автоматизме (при эпилепсии).
Слайд 8
При варианте синдрома уходов и бродяжничества, протекающего с
противоправными действиями и антисоциальным поведением, у пациентов наблюдались эпилептоидные
и истеро-эпилептоидные черты характера. Выраженных эмоциональных и психопатоподобных прояв-лений не отмечалось или они были минимальными. При этом варианте имели место уходы из дома, бродяжничество, попрошайничество у прохожих, подрабатывание старших подростков в качестве грузчиков на рынке или путем перепродажи жетонов на станциях метрополитена.
Слайд 9
Если уходы и бродяжничество отмечались с частотой более
трех раз в месяц или на срок более двух
месяцев, на первый план постепенно выступало усиление поведенческих расстройств в виде выраженной конфликтности, агрессивности по отношению к родителям дома или воспитателям в интернате либо в группе сверстников.
Слайд 10
Синдром уходов и бродяжничества при умственной отсталости.
Синдром
уходов и бродяжничества при умственной отсталости имел ряд закономерностей.
В частности, степень выраженности и кли-ническая картина синдрома зависели от формы олигофрении. Для ее определения использовалась клинико-физиологическая классификация форм умственной отсталости, предложенная С.С. Мнухиным (1968) и Д.Н. Исаевым (1970,1971).
Слайд 11
Выделялись следующие варианты синдрома уходов и бродяжни-чества:
—
с бесцельными уходами и немотивированным бродяжничест-вом;
— с колебаниями настроения
и эмоциональной лабильностью;
— комбинированный (с расстройством влечений и нарушением в аффективно-волевой сфере).
Слайд 12
Синдром уходов и бродяжничества при шизофрении.
Синдром уходов и
бродяжничества отмечался у 16 пациентов второй группы с шизофренией.
При
шизофрении отмечались два варианта синдрома уходов и бродяжничества: — вариант синдрома при простой форме заболевания; — вариант синдрома при параноидной форме заболевания в соче-тании с тревожно-параноидным или галлюцинаторно-параноидным синдромом.
Слайд 13
При простой форме шизофрении у пациентов в первые
годы раз-вития заболевания уходов из дома не было. Данный
вариант отмечался у девяти пациентов, имеющих давность заболевания 2–2,5 года, и у одного пациента с давностью заболевания более 5 лет. На первый план выступали нарушения поведения в виде выраженной раздражительно-сти, эмоциональной неустойчивости, конфликтности с родителями, а также негативизма и враждебности — симптомов, отсутствующих ра-нее. Пациенты часто проявляли протестные аффективные реакции про-тив определенных установленных правил в школе и дома. Следует от-метить, что после первоначальной враждебности к близким людям по-являлась немотивированная жестокость на эмоционально-холодном фоне. При этом пациенты наносили определенный вред, портили предметы обстановки, мебель, одежду. Отмечались также различные неадекватные поступки и действия: один пациент мазал красной крас-кой стены и пол, другой выбросил из окна квартиры все зимние вещи, третий мог надеть колготки матери и заснуть в них, четвертая пациент-ка выбрасывала из окна свои фекалии. С течением времени эмоцио-нальные реакции становились все более неадекватными и непредска-зуемыми. Вместе с пропусками уроков в школе отмечались уходы из дома с эпизодами воровства денег и ценных вещей.
Слайд 14
Клинико-возрастная динамика синдрома уходов и бродяжни-чества.
У пациентов с
органическим расстройством личности и пове-дения уходы возникали в ряде
случаев еще в младшем дошкольном возрасте, начиная с четырех лет. В этот период отмечались кратковре-менные побеги от воспитателей в детском саду или от родителей на прогулке. Видимой причины для них не было, и эти уходы можно было трактовать как импульсивные. Дети, как правило, плохо удерживались в детских дошкольных коллективах, часто вступали в драки со сверст-никами, были капризными, плаксивыми, требовали к себе повышенно-го внимания.
Слайд 15
Гендерные особенности синдрома уходов и бродяжничества.
В группе пациентов
с непсихотическими заболеваниями у мальчиков синдром формировался в дошкольном
или младшем школьном возрас-те. Уходы трудно было отграничить от импульсивных влечений, часто они носили неодолимый характер. В поведении мальчики демонстри-ровали большой уровень агрессии; в основном физическую агрессию с применением силы.
Слайд 16
Уходы мальчиков из дома.
Раннее употребление алкоголя, ингалирование паров
токсических веществ и курение с развитием аддиктивного поведения уже
при пер-вых уходах приводили у некоторых к развитию зависимости от пере-численных вредностей. Алкогольное опьянение во время уходов часто носило у мальчиков патологический характер. Уходы из дома или ин-терната у мальчиков с аддиктивным поведением или с уже сформиро-ванной зависимостью были необходимы для употребления алкоголь-ных напитков, продолжения ингалирования паров токсичных веществ и курения. Развивался определенный замкнутый круг, когда уходы со-вершались с целью реализации влечения к алкоголю или токсическим веществам, как правило, в группе сверстников, а сами уходы и бродяжничество способствовали дальнейшему формированию зависимостей.
Слайд 17
Посещение компьютерных клубов во время уходов из дома
или интерната также было характерно для мальчиков. Компьютерные клу-бы
посещались в вечернее и ночное время, в основном осенью или зи-мой, при этом деньги на посещение воровались из дома, у родителей или занимались у друзей. Мальчики из подгруппы с умственной отста-лостью компьютерные клубы посещали в меньшей степени, нежели мальчики из подгруппы с органическим расстройством личности и по-ведения и шизофренией.
Слайд 18
Домой мальчики возвращались, как правило, с помощью милиции
и инспектора по делам несовершеннолетних, лишь в очень немногочисленных
случаях они возвращались домой самостоятельно. Это происходило в вынужденных ситуациях: при голодании, в очень холодное время года или в случае соматического заболевания, а также в ситуациях, когда заканчивались деньги. Реализация сексуального влечения во время уходов, как, впрочем, и его формирование, у мальчиков возникали значительно позже, чем у девочек. В возрасте 15–16 лет отмечались первые сексуальные контакты, в ряде случаев гомосексуального характера. Они были характерны для мальчиков, которые бродяжничали в группе.
Слайд 19
Уходы девочек из дома.
У девочек первые уходы из
дома возникали значительно позднее, чем у мальчиков, в препубертатном
и пубертатном периоде, и сопровождались более выраженными аффективными колебаниями настроения. Колебания настроения характеризовались наличием субдепресивных и депрессивных проявлений, со снижением настроения, нежеланием посещать школу, выполнять домашние поручения. Видимой причиной для этого могли быть конфликты с родителями, сложные отношения в семье, трудности с учителями, с одноклассниками, с противопо-ложным полом. Вначале уходы возникали как реакция на ситуацию, на короткий период времени, сроком не более чем несколько дней; девочки уходили преимущественно к подругам, однако в дальнейшем про-исходило увеличение длительности уходов, на срок от двух недель и более. При сохранении конфликтной ситуации в семье, в ряде случаев при безответной влюбленности, имело место суицидальное поведение.
Слайд 20
По сравнению с мальчиками, у девочек готовность
к повторным побегам формировалась медленнее, однако сами побеги во
второй и последующий разы были более длительными. Многие девочки во вре-мя уходов знакомились на улице со своими сверстницами, которые занимались в конной секции, и уходили на конюшни, где помогали ухаживать за лошадьми и выгуливали их. Несмотря на видимую пози-тивность своих поступков, они могли полностью уйти из дома и про-живать вместе со своими питомцами, забросив школу и интересуясь только узким кругом общения.
Слайд 21
Следует отметить, что сексуальное влечение к противоположному полу
и сексуальные контакты у девочек наступали значительно раньше, нежели
у мальчиков, и приходились на возраст 13–14 лет. У большинст-ва девочек сексуальное влечение формировало дальнейшие уходы из дома, когда они во время уходов вступали в контакты со сверстниками или с более взрослыми мужчинами. Некоторые стали проживать в при-тонах, где занимались проституцией. В этих случаях они не появлялись дома месяцами, вели полностью асоциальный образ жизни, заработан-ные деньги тратили на покупку одежды, косметики, алкоголя и сигарет.
Слайд 22
Заключение
Синдром уходов и бродяжничества у пациентов, включенных в
исследование, никогда не протекал изолированно, а имел сложную связь
с характером психического расстройства, с характерологическими особенностями, возрастом и гендерными факторами. При этом в случае психических расстройств непсихотического уровня важное значение имеют личностные особенности пациентов и та социальная среда, в которой они существуют, а при психотическом уровне расстройств — особенности протекания эндогенного заболевания.