Слайд 2
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
3.1. Основные направление развития
системных идей в психологии.
3.2. Краткая характеристика основных классических
школ психологии с точки зрения системного подхода.
3.3.Системные теории психологии: теории деятельности, сознания и личности.
Слайд 3
Основные направления развития системных идей в психологии
В
психологии системные идеи появились в трудах отечественных физиологов и
психофизиологов. Теории Сеченова, Павлова, Бехтерева, Ухтомского, Лурии, Бернштейна и Анохина представляют собой взгляд на психику как особую «психофизиологическую систему».
Эти теории раскрывают связь деятельности мозга и психических процессов, а саму психику описывают как явление целостное, адаптивное, вписанное в систему координат «организм - среда».
Психофизиологические теории, в отличие от чисто психологических теорий, обладают своей спецификой, так как делают акцент на взаимосвязи деятельности мозга и психических процессов.
Тем не менее, они так же выделяют ключевые для психологии свойства психики как системы: ее целостности, структурности, иерархичности, целенаправленности (как адаптивности или сознательной регуляции), связи со средой (в том числе и обратной связи).
Эта идейная преемственность, например, проявляется в принципах обратной сенсомоторной связи и саморегуляции: идея рефлекторного кольца в теориях Сеченова и Павлова превращается в кольцевую регуляцию уровней построения движений и схемы управления движениями у Бернштейна и кольцевую регуляцию поведения у Анохина. А идея о наличии второй сигнальной системы Павлова трансформируется в идею об опосредованном развитии психики через систему знаков и смыслов у Л.С. Выготского.
.
Слайд 4
Но!
Тем не менее, все многообразие психических функций и
проявлений личности в психофизиологических теориях не было раскрыто.
В
особенности этот дефицит объяснения касается высших психических функций (таких, например, как мышление и речь) и проблем генезиса индивидуальности и личности человека.
Эти чисто человеческие аспекты психики психофизиологические теории постулировали, но не объясняли
следовательно (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 2003)
В первой четверти XX в. психологическая наука находилась в состоянии глубокого кризиса.
Психология оказалась не в состоянии подойти с научным анализом к ВПФ (произвольное внимание и осмысленную память, сознание, самосознание, логическое мышление и волевое поведение)
Сторонники естественнонаучного подхода в психологии (таких как психофизика, психофизиология) сформировали законы образования условных связей, измерения ощущений, естественные законы памяти и физиологических механизмов эмоций
Дальнейшее развитие психологии обусловлено было необходимостью разрешить противоречия и «белые пятна» в вопросе ВПФ.
Вследствие этого, в начале двадцатого века появились многочисленные психологические школы и направления, которые, так или иначе, использовали системные принципы для объяснения природы психического.
Слайд 5
Условно, развитие системных идей в психологии можно разделить
на два направления:
Школы и направления отечественной и зарубежной
психологии, которые не создавались в рамках системного подхода, но активно использовали отдельные системные идеи и принципы. К этому направлению можно отнести школы гештальт психологии, теорию уровней интеллекта Ж.Пиаже, психоанализ З. Фрейда, бихевиоризм, культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, когнитивную психологию, гуманистическую психологию и т.д.
Теории, созданные в рамках этого направления, во многом способствовали развитию собственно системного подхода, обогащая его оригинальными идеями и экспериментами.
Собственно системные теории, которые создавались и развивались в рамках именно системного подхода. Такими системными теориями стали отечественные системные теории, занимающиеся проблемами метапсихологических категориях психологии: сознания, деятельности и личности. К ним можно отнести теории С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.А. Ганзена, Б.Ф. Ломова, А.Г. Асмолова. По мнению А.Г. Асмолова, отличительная черта системного подхода в отечественной науке состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.
Отсюда на первый план выходят вопросы об основаниях и детерминантах развития систем, их самоорганизации, о необходимости образования систем в процессе развития природы и общества (Асмолов А.Г.; 2002). А сами системы понимаются как сложноорганизованные, целеустремленные, саморазвивающиеся образования.
Слайд 6
Краткая характеристика основных направлений и школ психологии
с
точки зрения системного подхода
СТРУКТУРАЛИЗМ
Вильгельм Вундт (1832-1920) - немецкий
психолог, физиолог, философ, языковед, основоположник структурализма. Согласно Вундту, предметом изучения психологии является СОЗНАНИЕ, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Сознание - структура, разлагающаяся на элементы.
Согласно Вундту, существует ряд основных свойств сознания (такие как связь, ритмичность, ассоциация). Изучая структуру и объем сознания, Вундт выделил качество объема сознания - целостность. Объем сознания – это количество впечатлений, ощущений (элементов), которые в данный момент воспринимаются как целое.
Вундт придерживался точки зрения психофизического параллелизма, полагая, что явления сознания неотделимы от нервных процессов, но причинно с ними не связаны. Первые экспериментальные работы Вунтда и многочисленных его учеников были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций и т.д. Все эти работы были сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах, они целиком еще относились к тому, что сам Вундт называл физиологической психологией. Главной заслугой Вундта считают внедрение в психологию экспериментального метода, что сыграло решающую роль в превращении психологии в самостоятельную науку.
С точки зрения системных методов структурализм отличался резким сужением предмета исследования, тем не менее, свойства сознания (целостность, структура, состав) были определены в понятиях, которые подкреплялись методическими процедурами.
Слайд 7
Психофизика
Основатель психофизики, немецкий философ и физик, Густав
Теодор Фехнер (1801 — 1887), разрабатывал подход, в котором
с помощью физико-математических методов исследовалась связь между величиной сенсорных раздражителей и интенсивностью ощущений.
Психофизика стала наукой, изучающей отношения между величинами раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений.
В основе психофизики была заложена идея о психических явлениях, как подчиненных определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математически. Сенсорная система человека представлялась измерительным прибором, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.
Основным вопросом психофизики стал вопрос о порогах ощущения.
Психофизика изучала специфику сенсорных систем человека, а так же процесс сенсорной адаптации, как общего свойства сенсорной системы, заключающегося в приспособлении к длительно действующему раздражителю. В 1860 году Фехнер опубликовал книгу «Элементы психофизики», где описал схему построения психического образа, повторяющую современную схему процесса восприятия.
Таким образом, психофизика рассматривала вопросы адаптации организма к среде и структурную модель ощущений. При этом элементарные ощущения стали включаться в круг интересов психологии, до этого ими занимались только врачи и физики. С помощью точных физико-математических методов психофизики формулировали законы, согласно которым психическое раскрывалось через объективные физические параметры. Возникновение психофизики положило начало развития экспериментальной психологии.
Слайд 8
Функционализм
Направлением, появившимся в конце 19 века и положившим
начало развитию психологии как науки, был функционализм.
Одним из
основателей функционализма является американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910). В основу функционализма легло эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора, разработанное Ч. Дарвином и Г. Спенсером.
С позиций функционализма психология понималась как наука о функциях сознания, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. Программным документом функционализма стала статья Д.Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде.
Предметная область психологии тем самым существенно расширялась. Помимо сознания, в нее стало включаться поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, механизмы научения.
Задача функционализма - изучить, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде (через адаптацию механизмов сознания и поведения), найти способы эффективного приспособления.
Функциональная психология изучала психические операции, в противоположность учению о психических элементах структурализма. Операции выполняют роль посредников между организмом и средой с точки зрения адаптации.
Слайд 9
Функционализм интересовался широким спектром проблем
В своих «Основах психологии»
(1890) Джеймс писал, что внутренний опыт человека - это
не «цепочка элементов», а «поток сознания», отличающийся личностной избирательностью (способностью постоянно производить выбор). Сознание вступает только тогда, когда возникают трудности в приспособлении (т.е. сознание бесполезно, когда для приспособления достаточно рефлексов, навыков, привычек).
Одна из первых в психологии ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ Джеймса выделяла в «эмпирическом Я» личности: физическую личность (собственная телесная организация, дом, семья, состояние), социальную личность (как форма признания в нас личности со стороны других людей (престиж, дружба)) и духовную личность (как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний).
Джеймс занимался также проблемой САМООЦЕНКИ - соотношения сознания со структурой личности. Он поставил чувство самоуважения в зависимость от уровня притязаний. Согласно его формуле, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, деленного на притязания. Степень самоуважения будет возрастать либо при действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему.
Обсуждая проблему ЭМОЦИЙ, Джеймс предложил парадоксальную, вызвавшую споры концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния. «Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого». Таким образом, Джеймс лишил эмоции роли регулятора поведения. Действия, а не мотивация управляют мышлением. Другим важным феноменом Джемс считал идеомоторный акт. По его мнению, любая мысль (идея) о движении переходит в движение мышц (моторику), когда этому не препятствует другая мысль.
Другим важным феноменом Джемс считал ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ. По его мнению, любая мысль (идея) о движении переходит в движение мышц (моторику), когда этому не препятствует другая мысль. (На этом основано, в частности, “чтение мыслей”, когда фокусник, взяв человека за руку, требует от него: “думайте” думайте!”).
Слайд 10
Джон Дьюи
Так Джон Дьюи (1859-1952), американский философ
и педагог, полагал что сознание и мышление человека обусловлены
содержанием практических действий. Дьюи считал, что психическая деятельность – это поток, но не сознания, а активности, включающей в неразделимой целостности организм и среду.
Автор первого американского учебника по психологии, Дьюи, считал целью теории воспитания формирование личностей, умеющих «приспособляться к различным ситуациям» в условиях буржуазной системы "свободного предпринимательства". Дьюи подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни и предложил реформу всей школьной системы. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся.
Функционализм Джеймса и Дьюи развивался в дальнейшем в Чикагской и Колумбийской школах. В 20-х гг. XX в. американская школа функционализма, тем не менее, была оттеснена другим мощным направлением психологии, бихевиоризмом.
Таким образом, функционализм предложил новый взгляд на проблему психического.
Так для Джеймса главный вопрос - это вопрос о том, как сознание связано с реальным адаптивным поведением с одной стороны, и с интересами личности - с другой.
Рассматривая сознание и деятельность как системообразующие факторы психики, функционализм говорил о категориях активности (деятельности), развития (обучения) и причинной детерминации (адаптации), как ключевых параметрах психических явлений.
Помимо этого, теории функционализма раскрывали психику (сознание) как целостность, изучая структуру и динамику сложных проявлений психического: личности, эмоций, самооценки, идеомоторного акта, мотивов и т.д. Эти идеи повлияли на дальнейшее развитие психологии как системной науки.
Слайд 11
Гештальтпсихология
Выдвигала в качестве первого основного принципа - принцип
целостности, «гештальта», противопоставив его механическому принципу психологии элементов.
Гештапьтпсихология
- психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в.
Под «целостностью» представители этого направления понимали целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей.
Гештальтисты выдвинули идею первичности психических целых, начиная от наипростейших сенсорных данных. Поэтому нет необходимости делить психические операции на элементарные и высшие, приписывая последним особую комбинаторную силу. На всех уровнях нет ничего, кроме гештальтов.
История гештальтпсихологии берет начало в Германии в 1912, когда Макс Вертгеймер (1880-1943) исследовал «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций.
Такой эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение–выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки.
Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя.
Слайд 12
Далее…
К Вертгеймеру вскоре присоединились В.Кёлер и К.Коффка,
благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии.
В
противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода в науке).
Т.е. восприятие не сводится к сумме отношений, свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.
Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона - как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры (понятия фигуры и фона - важнейшие для ГП).
Слайд 13
Далее…
Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении
так называемых двойственных изображений, где фигура и фон как
бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное «переструктурирование» ситуации.
Согласно гештальтпсихологии, для человека существуют два отличных друг от друга мира: мир физический, лежащий за переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений). Гештальтпсихология рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).
Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Самосознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со
всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике).
Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Различные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т.ч. отношений "фигуры-фона"), оптико-геометрических иллюзий.
Слайд 14
Фигура \ Фон
C какой стороны начинается цилиндр?
Слайд 19
Законы восприятия
Были выделены так называемые факторы восприятия, которые
способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему
«психологическом поле» в целостные гештальты:
фактор близости, фактор сходства, фактор хорошей структуры (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют наиболее простые конфигурации), фактор общей судьбы (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др.
В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля - закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и экономной конфигурации.
С точки зрения гештальтпсихологии данные законы представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности отдельных участков мозга электрическими зарядами и т.п.).
При разработке проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование навыков путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие понятия, как «проблемная ситуация», «инсайт», а также новый метод экспериментального исследования мышления - метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок гештальтпсихологии и предполагал подлинно объективное исследование процессов и мышления (М.Вертгеймер, К.Дункер и др.).
Идеи гештальтпсихологии изменили общую атмосферу в науке, внеся в нее дух системности, впитанный другими школами, побудили к критике ее методологических ориентаций. Гештальттеория, утвердив в психологии принцип целостности, отъединила его от двух других нераздельно связанных с ним объяснительных принципов – детерминизма (причинности) и развития. Именно это и создало ее оппонентный круг.
Слайд 20
Психоанализ
Одним из влиятельнейших направлений психологии, развивающихся и сегодня,
стал психоанализ, который рассматривал движущие силы человеческой деятельности как
нечто первично заложенное внутри человека.
Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939) появился на основе идей, разработанных в области нейрогистологии и нейрофизиологии.
Соответственно принятым в этих дисциплинах взглядам Фрейд мыслил нервную систему в терминах элементов (нейронов), заряженных нервной энергией. Перейдя к психотерапевтической работе, к изучению симптомов у своих пациентов, он объяснял эти симптомы ослаблением контроля высших нервных центров над низшими. С постановкой этой проблемы зародилась идея системных отношений. В незавершенной и неопубликованной работе «Проект научной психологии» (1893), Фрейд попытался представить нейронный механизм поведения, среди нескольких категорий нейронов, выделяя нейроны, «заряженные» на торможение. В дальнейшем в схеме классического психоанализа за первичные психические процессы было принято «либидо», имеющее инстинктивную сексуальную природу, а с версией о торможении родилось понятие о «защитных механизмах».
Идея о динамике нервных процессов возбуждения и торможения как основе саморегуляции поведения (каковой ее утвердил Сеченов и развил Павлов) перешла в совершенно иную сферу. Она была переведена на язык извечного конфликта между биологическими (сведенными к неукротимой сексуальности) и социальными (заложенными в семейных отношениях времен детства) силами.
Впоследствии эта концепция привела к известной фрейдовской модели структуры психики как составленного из трех "враждующих" блоков: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта противоположных сил и тенденций. При этом, особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов. Источник конфликта кроется в самих условиях человеческой природы, как одновременно биологического и социального существа.
Слайд 21
Связь структурной модели личности с уровнями сознания в
психоаналитической концепции З.Фрейда
Слайд 22
пояснения
Эго («Я») – рациональная часть, которая руководствуется принципом
реальности, она разрабатывает план действий, чтобы удовлетворить Ид в
рамках ограничений социального мира и сознания человека, действует посредством вторичных процессов (логическое мышление). «Я» выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности.
Ид («Оно») – инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия, избавляет личность от напряжения через рефлекторные действия и первичные процессы (мечтания, не способные подавлять импульсы и различать реальное и нереальное). «Оно» включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов.
Суперэго («Сверх-я») – это морально-этическая сторона личности, которая состоит из двух структур: совести (включает способность к критической самооценке поведения, моральные запреты и чувство вины, при их нарушении) и эго-идеала (поощрительного аспекта, формирующегося из того, что родители одобряют, эго-идеал ведет к установлению высоких стандартов, достижение которых вызывает чувство самоуважения и гордости). «Сверх-Я» отвечает за «удаление» нежелательного из сознания.
Слайд 23
продолжение
Теория лечения неврозов Фрейда предполагает доведение до сознания
пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Целью
психоаналитической терапии является переключение влечения от неприемлемого объекта на социально приемлемый.
Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления образов и желаний, вскрытия их символического значения.
Согласно топографической модели уровней сознания можно выделить три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное.
Движущими силами поведения Фрейд называл инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа инстинктов (Эрос) включает в себя силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Вторая группа инстинктов – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.
Фрейд предложил стадии психосексуального развития, которые все люди проходят в неизменном порядке, независимо от культурного уровня.
В процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и формированию определенных типов характера.
Слайд 25
Аналитическая психология
Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр
Карл Густав Юнг (1875-1961), расширил концепцию бессознательного.
Кроме индивидуального
бессознательного, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В коллективном бессознательном действуют особые факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). В свой аналитической теории, Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации, а так же анализ легенд, религий и мифов народов.
Слайд 26
пояснения
Эго – это сознательный ум. Оно строится из
сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за
чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.
Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».
Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945).
Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.
Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации.
Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью. Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Эти системы: Персона, Анима, Анимус, Тень.
Слайд 27
Пояснения к рисунку
Персона – это то, каким мы
представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный
стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.
Анимус, Анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.
Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией .
Слайд 28
К размышлению
В 1923 г. К. Юнг предложил новую типологию
личности: экстраверированные люди; интровертированные люди.
Две Эго-ориентации (экстравертная, интровертная)
и четыре психологических функции (мышление, чувство, ощущения, интуиция), имеющие рациональный и иррациональный характер, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности (экстравертный мыслительный тип, интровертный интуитивный тип и т. д.).
Развитие личности представлялось Юнгу как процесс обретения самости и индивидуализации.
Слайд 29
Бихевиоризм
Еще одним крупным психологическим направлением 20 века является
бихевиоризм, который считал предметом психологии не сознание, а поведение.
Под поведением понимались ответные движения организма на стимулы среды.
Внешние раздражители, простые или сложные ситуации - это стимулы; ответные движения - реакции.
Задачей бихевиоризма было установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. «Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Джона Уотсона (1878-1958), «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), однако предпосылки возникновения бихевиоризма складывались задолго до нее. Этими предпосылками были и требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная психология сознания, и философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, и исследования поведения животных (Э.Торндайк и др.), а так же физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев). И Павлов, и Торндайк преобразовывали сложившиеся в психологии стереотипы благодаря внедрению в нее идей, радикально изменивших весь строй биологического мышления. Оба исследователя изменяли сам предмет психологии, притязания которой на независимость как от философии, так и от физиологии обосновывались декларацией о том, что ее уникальным предметом служит сознание.
Открытия Павлова и Торндайка обозначили иную предметную область, названную вскоре поведением. Павлов поставил этот термин в скобки, считая его синонимом другого изобретенного им термина «высшая нервная деятельность». Действующим лицом поведения выступил (в отличие от бестелесного сознания) целостный организм. В то же время, согласно павловскому пониманию целостности, последняя означала системность. Бихевиоризм отказался от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлал считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти.
Слайд 30
далее
Один из пионеров бихевиористского движения, Эдуард Торндайк (1874-1949)
принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс,
запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию ( т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями).
В связи "ситуация - реакция" в отличие от рефлекса исходным являлась проблемная ситуация, в которой организм противостоял ей как единое целое, активно действуя в поисках выбора и выучиваясь путем упражнения.
Торндайк стал на путь естественнонаучного объяснения поведения, при этом выбрав не механистический, а вероятностный детерминизм дарвиновского типа, выраженный в формуле "пробы, ошибки и случайный успех".
В области методологии бихевиоризм отказался от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагал метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь стимул-реакция (S-R), с целью предсказания поведения субъекта и «управления» им.
Все реакции Уотсон делит на: наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.).
Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции.
Слайд 31
Критика
Явный механицизм бихевиоризма в понимании поведения и
неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний
(бихевиоризм не отрицал наличия понимаемого таким образом сознания - он не считал его предметом научного исследования) сразу же вызвали серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма.
Представители последнего стали помещать в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.). Так концепция оперантного бихевиоризма Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990) разрабатывала теорию подкрепления. Когнитивный бихевиоризм Эдварда Толмена (1886-1959) считал, что психические процессы включают помимо стимула и реакции «знаки-гештальты» (когнитивные карты, ожидания), т.е. когнитивные представления, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом».
До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А.Бандура, Д.Тибо, Дж.Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п.
Слайд 32
В итоге
Вместе с тем явный механицизм бихевиоризма, игнорирование
социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением
личности с манипулированием ею вызвали критику в других психологических концепциях, в частности в деятельностном подходе, в гуманистической и когнитивной психологии и др.
Бихевиоризм стали называть "психологией без психики".
В итоге все то, с чего психология, как это казалось многим, начинала свой путь в качестве самостоятельной науки, становилось призрачным:
ее предмет (сознание),
ее главная проблема (из чего построено сознание),
ее метод (интроспекция),
ее объяснительный принцип (психическая причинность как обусловленность одних явлений сознания другими).
Ощущалась потребность в новом предмете, новых проблемах, методах, принципах.
Слайд 33
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась
в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и
психоанализа, став «третьей силой» в психологии.
Основные положения гуманистической психологии:
человек должен изучаться в его целостности;
каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения (идеографический подход вместо номотетического);
переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;
человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
человек - это активное, творческое существо.
Слайд 34
Абрахам Маслоу (1908 – 1970) -
американский психолог, один
из основателей гуманистической психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к
человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др.
Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных «уровней» потребностей.
Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая.
Иерархия потребностей по А.Маслоу:
физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
потребность в безопасности (стабильность, порядок);
потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);
потребность в уважении и признании (самоуважение);
потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).
Слайд 35
далее
Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, эти мотивы
могут быть удовлетворены.
Мотивы роста (метапотребности) нацелены на повышение
напряжения посредством поиска новых переживаний, принципиально не удовлетворимы до конца (истина, красота, справедливость). Метапотребности биологически заложены в человеке, их неудовлетворение приводит к метапатололгии: апатия, цинизм, отчуждение.
Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу так же дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, среди которых особенно выделил: принятие (себя, других, природы); чувство сопричастности, единения с другими; «центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе); независимость; естественность; философское мировосприятие; демократичность в общении; более глубокие межличностные отношения; продуктивность.
Маслоу вводит понятие «комплекс Ионы» - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), который считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притязаний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.
Слайд 36
Таким образом
гуманистическая психология объясняет личность как целое, активное
(творческое, деятельностное) и развивающееся существо, уделяя особое внимание структуре
мотивов и потребностей личности.
Фактически, гуманистическая психология перевела взгляд психологов с номотетического похода (общих для всех людей черт) к идеографическому (раскрытию индивидуальности каждого человека).
Помимо этого, гуманистическое направление уделяло особое внимание индивидуальному подходу в терапии.
Так, Карл Роджерс (1902-1987) – американский психолог, основатель феноменологической теории, автор книги «Центрированная на клиенте терапия» (1954).В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию, представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального. По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно.
Феноменологическое направление подчеркивает идеи о том, что:
поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности;
люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют;
люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству.
Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.
Слайд 37
Так что
Основные теоретические посылки теории К. Р. Роджерса:
• Самоактуализация - идея о том, что человек обладает
собственной, идущей изнутри активностью, стремлением к росту, прогрессу – краеугольный камень концепции К. Р. Роджерса.
• «Я-концепция» – определяет в подходе К. Р. Роджерса представление человека о самом себе.
• Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает, по К. Р. Роджерсу, неконгруэнтность (неаутентичность) – несоответствие, противоречие – между представлением о себе и актуальной ситуацией.
• Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».
Слайд 38
Когнитивная психология
Одним из интереснейших направлений психологии является когнитивная
психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии,
которое возникло в конце 50 - начале 60-х гг. XX века как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений, восприятия, распознавания образов до внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития. Когнитивная психология охватывает всевозможные сферы поведения.
Хотя ощущение и восприятие, механическая, а позже - логическая, память, мышление и речь как психические функции, действия или процессы были первыми объектами исследований в ранней экспериментальной психологии, но все же первыми научными направлениями, завоевавшими психологическое пространство в начале нашего века, были бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология, в меньшей степени интересовавшиеся указанными процессами как таковыми.
Лишь к 60-м годам нашего столетия в американской психологии сформировалось направление, получившее название «когнитивная психология» как альтернативное вышеназванным школам.
Слайд 39
Среди важнейших факторов, обусловивших эту революцию, были такие
Неудача бихевиоризма. Бихевиоризму, который изучал внешние реакции на стимулы,
не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения. Стало, таким образом, очевидным, что внутренние мысленные процессы, косвенно связанные с непосредственными стимулами, влияют на поведение.
Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации - т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии.
Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.
Изучение памяти. Исследования по вербальному научению и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.
Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект - заставили пересмотреть основные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации в памяти, а также научения языку. Новые устройства для экспериментов значительно расширили возможности исследователей.
Слайд 40
Когнитивная психология внесла новое понимание предмета и метода
психологии.
Поведение человека рассматривалось как детерминированное прежде всего его
знаниями, основной областью исследований в психологии должна была стать и стала познавательная сфера личности.
Знания многие когнитивисты понимали как информированность.
Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации, главным аналогом которого в современной науке и технике является компьютер - ЭВМ.
При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве.
Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон).
Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У.Найссер).
Слайд 41
Официальным днем рождения когнитивной психологии можно считать 6
апреля 1956 года.
В этот день в «Психологическом обозрении» появилась
статья Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два» - первая работа сугубо когнитивистской ориентации, положившая начало целому научному направлению.
Центральная для когнитивной психологии проблема — переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира. Миллер сумел показать, что люди способны расширить ограниченные возможности кратковременной памяти, группируя отдельные единицы информации и используя символы для обозначения каждой из групп. Например, последовательность цифр 7 1 4 1 2 1 9 9 7, предъявляемую на короткий промежуток времени, запомнить не так-то просто. Э
то легче сделать, если организовать последовательность следующим образом: неделя (7 дней), две недели (14 дней), количество месяцев в году (12), определенный год (1997). Таким образом, было показано, что ограниченность кратковременной памяти определяется совсем не количеством информации, объективно измеряемой в битах, а субъективной организацией материала в более или менее крупные «порции» или «куски», размеры которых меняются в процессе обучения.
Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что кратковременная память не просто предшествует долговременной - ее возможности определяются содержанием долговременной памяти или опыта.
Слайд 42
Миллер и Найссер
Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером
Миллер создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению
процессов мышления.
В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процесс восприятия и образования понятий, мышление и психология развития.
Найссер Ульрих - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии, директор Центра когнитивной психологии, определил познание как процесс, при котором «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются...
Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности». Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.
Восприятие и другие познавательные процессы – это не просто операции, совершаемые в голове индивида, но и акты взаимодействия с миром, и такое взаимодействие не просто информирует субъекта, но и трансформирует его (Найссер, 1981). В этом случае сворачивается не телесная конструкция, а вынесенная вовне когнитивная активность.
Слайд 43
Найссер
Теория восприятия Найссера разрабатывала предвосхищающие схемы –
это когнитивные структуры, которые подготавливают индивида к принятию информации
строго определенного вида, и таким образом, управляют его текущей двигательной активностью.
Восприятие - конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами.
Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности; изменяется под влиянием этой информации; направляет движения и исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема - часть нервной системы.