костёл) - это одна из визитных карточек Гродно. Костел
стоит на главной площади города. А потому здесь не только много прихожан, но и туристов. Костел на своем веку повидал почти все, хотя за триста лет ни капельки не поменялся. А история самого храма берет начало еще раньше. Идею его строительства лелеял еще в XVI веке польский король Стефан Баторий, избравший Гродно одной из своих любимых резиденций. Он пожертвовал на возведение костела десять тысяч злотых.
Однако осуществляться замысел правителя начал лишь много лет спустя, уже после его смерти. В 1622-м в Гродно обосновался могучий в ту пору орден иезуитов, чьими усилиями был возведен вначале деревянный костел Святых апостолов Петра и Павла. А в 1678-м был заложен первый камень в строительство каменного храма в честь французского миссионера Франсуа Ксавери, реальной исторической личности, посвятившего в христианство множество африканских народов.
Здание возводилось более четверти века, и только в 1705 году, как свидетельствуют документальные источники, костел был освящен. Это само по себе великое торжество было отмечено серьезным политическим событием. К нему приурочили свои визиты в Гродно русский царь Петр I и польский король Август II.
Фарным, т.е. приходским храм стал в 1783 году. Фарный костел и монастырь - это воистину выдающиеся памятники зодчества Беларуси. В свое время ансамбль домов костела и монастыря занимал целый квартал в самом центре Гродно, при всем при этом костел был наиболее роскошным во всей Речи Посполитой. В ансамбль застройки входили коллегиум, аптека (первая в Беларуси, работает в том же месте), библиотека и большое количество подсобных помещений. Высота костела составляет приблизительно 50 метров, делая его доминантой региона. "Фарный" в самом центре города, это как Эйфелева башня в Париже - заметна отовсюду. Не лишним будет заметить, что, ранее башни были всецело открыты, а в настоящий момент прикрыты ставнями, которые оберегают их от ливня и ветра.
В начале основной фасад был довольно несложен, 2 его башни были лишены пластики, присущей развитому барокко. В настоящее время фасад предполагает собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам 2 башнями-колокольнями. Фасад насыщен ордером, немало тут трудных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны. Во внутреннем убранстве широко применялись средства архитектурной пластики, статуя и живопись.
Посмотреть фото