Слайд 2
Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и
рождении ребёнка участвуют три человека:
генетический отец — лицо, предоставившее свою
сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца;
генетическая мать — лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери;
суррогатная мать — женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребёнка.
Слайд 3
После рождения ребёнка генетические родители оформляются в качестве
юридических родителей. В большинстве случаев суррогатное материнство применяется для
преодоления бесплодия в супружеских парах, в которых женщина не способна выносить ребёнка по медицинским показаниям.
Слайд 4
Суррогатное материнство возможно только при применении экстракорпорального (искусственного) оплодотворения в
гинекологических клиниках соответствующего профиля: яйцеклетку, оплодотворенную «в пробирке», переносят
в матку суррогатной матери в течение первых 3-5 дней развития эмбриона.
Слайд 5
В Российской Федерации использование суррогатного материнства регламентируется Семейным
кодексом, Федеральным законодательством и рядом подзаконных актов (см. ниже).
В ряде случаев использование суррогатного материнства может быть совмещено с использованием донорской спермы или донорских яйцеклеток, в этом случае у рожденного ребёнка будет оформлен только один родитель. В РФ законодательно запрещено донору ооцитов быть суррогатной матерью в рамках одной лечебной программы (другими словами, генетическая мать не может быть суррогатной матерью).
Разрешено в России 23 ноября 2011 года.
Слайд 6
В отличие от благородного по своим мотивам усыновления
(удочерения) детей, уже лишившихся «генетических родителей», когда приемные родители
восполняют недостаток любви и родительского попечения о них, такая практика, напротив, поощряет анонимное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к своим «генетическим» детям. Следует помнить и о том, что анонимность донорства открывает возможность для непреднамеренного инцеста.
Слайд 7
Тем не менее маховик полового донорства запущен. В
методических рекомендациях МЗ РФ введено даже понятие активного донора
как «донора, согласившегося регулярно сдавать сперму». Лозунг «все на продажу» начинает распространяться и на «святое святых» человеческой нравственности – материнство. Способность женщины вынашивать и родить начинает активно использоваться в реестре рыночных услуг как «суррогатное материнство» с использованием полного набора лжегуманистической, бутафорской терминологии, начиная с эксплуатации термина «благородство» до введения новейшей формы донорства женской утробы и нового статуса матери – «матери-носительницы» или «временной матери»
Слайд 8
«...Суррогатное материнство (вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после
родов возвращает ребенка генетическим родителям) даже в тех случаях,
когда оно осуществляется на некоммерческой основе, противоестественно и морально недопустимо [16]. Травмируя как вынашивающую мать, так и дитя, этот метод пренебрегает той глубокой эмоциональной и духовной близостью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности и провоцирует кризис идентичности у ребенка (которая мать – настоящая?)»
Слайд 9
Человек, как богоподобное существо, свободен по своей сущности.
К одному из современных искажений этой свободы относится и
«идеология репродуктивных прав», сметающая в стремлении к их реализации моральные обязательства людей друг перед другом: родителей перед детьми, детей перед родителями, обязательства между супругами.
Слайд 10
Несмотря на это, человек не должен забывать о
том, что «...рождение детей – одна из самых основных,
но не единственная цель брачных отношений, основанных на пожизненной и всецелой верности мужчины и женщины, соединенных благословенным от Бога союзом любви. Испрашивая супругам в молитвах брачного венчания дар целомудрия и “плод чрева на пользу”, Православная Церковь не может считать нравственно оправданными любые пути к деторождению, если они связаны с нарушением достоинства богоподобной человеческой личности, а также целостности союза супружеских отношений, которая несовместима с вторжением в них третьей стороны... При этом основой этого союза остается долг любящих супругов – принять друг друга и с теми недугами, какие у них есть».
Слайд 11
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в
учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии
письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну..
Слайд 12
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного
оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах
ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство
Слайд 13
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет
за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Слайд 14
Практика заменяющего материнства подвергается критике и за возможность
коммерциализации. Она заключается в том, что данный метод может
быть использован как средство эксплуатации женщин в роли платных инкубаторов, производящих детей для богатых заказчиков.
Слайд 15
Замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины
гораздо лучше. Вероятность возникновения беременности в таком случае составляет
30 % и более. Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или беременность им противопоказана из-за тяжелых заболеваний. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары.
Слайд 16
Программа «суррогатного материнства» проводится по следующему
алгоритму:
синхронизация менструальных циклов генетической и суррогатной матерей;
процедура экстракорпорального оплодотворения
и подсадки эмбриона.
Слайд 17
Процедура ЭКО и ПЭ выглядит следующим образом: у
генетической матери забираются яйцеклетки и оплодотворяются сперматозоидами генетического отца,
выращиваются эмбрионы (в пробирке в течение 2-3 дней), полученные эмбрионы переносятся, подсаживаются, в матку другой женщины, так называемой суррогатной или биологической матери, согласившейся вынашивать ребенка и после родов отдать его «хозяйке» яйцеклеток, т.е. «генетической матери».
Слайд 18
Зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без
полового акта), для чего могут использоваться яйцеклетки и сперма
как бесплодной супружеской пары, так и доноров.
Слайд 19
Суррогатное материнство разрушает традиционные представления о социальных ролях
матери, отца, дочери и т.д.; усложняет юридическое оформление соотношений
биологической матери (вынашивающей) и генетической (донора яйцеклетки).
Слайд 20
Это в полной мере относится к искусственной инсеминации
спермой донора; ставит под сомнение принцип ответственности родителей за
своих детей, значимость семьи в жизни отдельного человека и всего человеческого общества; открывает возможность законодательного разрешения коммерческого материнства, вероятность возникновения моральных проблем в случае рождения ребенка «по заказу» «ненадлежащего качества» ( больного, нежелательного пола и прочее).
Слайд 21
Проблемы начала жизни в свете новых технологий: выводы
Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и
социальных последствий их бесконтрольного применения способствует распространению «идеологии репродуктивных прав», устанавливающей приоритет биологических прав родителя над социальными.
Слайд 22
Устанавливает отношение к человеческой жизни как продукту, который
можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться
наравне с материальными ценностями.
Слайд 23
Разнообразие и противоречивость мнений по вопросам использования методов
репродуктивной технологии с целью решения проблем деторождения нуждается в
широком обсуждении специалистов разного рода: гинекологов, генетиков, эмбриологов, психиатров, этиков, юристов, социологов, теологов.