Слайд 2
Термин «поликультурное образование» начал использоваться в отечественной педагогике
в 1990-е гг., когда надо было адекватно перевести термин
multicultural education: в 1993 г. в разных изданиях на русском языке были опубликованы три материала, в которых проводился обзор идей американских авторов:
1) «Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бэнкса)» в журнале «Педагогика»;
2) «Поликультурное образование: программы и методы» в сборнике материалов из зарубежного опыта «Общество и образование в современном мире»;
3) «Поликультурное образование: реформа учебных программ» в журнале «Перспективы. Вопросы образования».
Слайд 3
Пролетарский интернационализм обозначал укрепление сотрудничества с трудящимися разных
стран в «борьбе за дело коммунистической партии» против буржуазии
всех стран.
Суть интернационального воспитания заключалась в формировании у населения установок дружбы с «братскими» народами СССР: в воспитательной работе школ были распространены ежегодные массовые фестивали 15 братских республик.
Многонациональное образование обозначало создание и функионирование разных «национальных учебных заведений» «национальных классов» в отдельных школах, в которых часть образования осуществлялась на национальных языках – у родителей было право отдавать своего ребенка в национальный или в обычный класс.
Слайд 4
В конце 1980-х гг. появился и получил
широкое распространение термин «воспитание культуры межнационального общения», позже «воспитание
культуры межнациональных отношений».
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» закрепил термин «поликультурное образование» в значении «образование посредством приобщения к многокультурности».
Слайд 5
Причины актуализации поликультурного образования в России:
изменение государственной идеологии,
утверждавшей в доперестроечное время приоритет формирования новой общности «советский
народ», а в послеперестроечный - парад суверенитетов»;
актуализация потребности нерусских народов России в саморазвитии н вхождения в российское сообщество в качестве неотъемлемой его части как пути обеспечения многослойной идентичности — этнокультурной, страновой (россиянин), мировой (гражданин мира);
стремление повысить качество обучения иностранным языкам: «Лишь в том случае, когда изучающий иностранный язык человек ознакомился с культурой, традициями, нормами поведения людей в стране изучаемого языка, лишь тогда он сможет их понять.
усиление глобализации и рост миграции квалифицированных специалистов - объективные процессы, которые потребовали вносить в содержание профессионального образования знания культурах всех мировых цивилизаций и элементы межкультурного образования;
растерянность педагогических работников в 2000-х гг. от роста числа детей-мигрантов и непроработанности путей работы с ними.
Слайд 6
Этапы развития понятия «Поликультурное образование» в постсоветской России
Первый
этап (1990-е гг.)-полиэтнокультурный
опирался на представление о культуре как о
совокупности материальных и духовных достижений каждого народа-этноса.
В советское время, несмотря на разделение культур на «разные уровни развития», официально признавались культуры наиболее многочисленных народов и были созданы следующие государственно-территориальные образования: советские социалистические республики, внутри них автономные советские социалистические республики и автономные национальные округа.
В соответствии с этим строилась система этнокультурного образования — обучение на определенных ступенях образования на родном языке или изучение родного языка и литературы.
Поэтому в документах 1990-х гг. субъектами культуры признавались этносы, а поликультурным стали называть (этно) национальнорусское образование.
Первый этап (1990-е гг.)-
изучение учащимися национальных культур, своих и чужих, с обсуждением проблем национального возрождения и национальной самобытности; организация работы этно-национальных учебных заведений, в первую очередь национальных школ и национально-культурных центров для изучения родных языков и приобщения к родной культуре - традициям, обычаям, бытовым особенностям, праздникам и др., так называемому “этнофольклорному миру”;
организация межкультурного диалога, принципиальная возможность которого обусловлена тем, что в целом каждый человек любой культуры стремится к одному и тому же — любви, рождению и воспитанию детей и др., а различия заключаются в самобытных этнокультурных традициях. Поэтому необходимо вначале выработать уважение к своей этнической культуре, чтобы иметь возможность легко и свободно входить в какой угодно культурный мир и отождествлять себя с ним. И затем - проводить совместные акции, встречи, фестивали с представителями других культур, знакомясь с их миром, традициями и ценностями;
приобщение учащихся к демократическим, гуманистическим ценностям, обеспечение освоения учащимися и педагогами таких понятий как “культура мира”, “культурная конвергенция”, “национальный характер”, “регионально-этническая культура”, “воспитание в духе мира”, “сравнительная педагогика”, “педагогическая культура народа”, “региональный подход к образованию”, “этнопедагогика” и др.»
Слайд 8
Второй этап (конец 1990-х — начало 2000-х гг.)
—преодолевается одномерное восприятие народа как единого организма (полисициокультурным)
Поликультурное образование
начинает связываться с формированием региональной идентичности и одновременно толерантности.
поликультурное образование расширялось до признания любых конструктивных социальных групп, составляющих общество, и в этом смысле поликультурное образование решало проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее границах - к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность (политическую, половую, религиозную, родовую и др.)
Слайд 9
Третий этап (с начала 2000-х гг.) - полиличностнокультурный
Постулируется
представление о культуре как об индивидуальном опыте человека.
Душа
каждого человека — это отдельный космос.
Каждый человек создает собственную культуру, по-своему интегрируя разные культурные влияния и участвуя в культуротворчестве.
Поликультурное образование — это образование, признающее способность каждого человека выступить отдельным миром культуры, способным к интеграции разных культур (Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) и Концепции развития поликультурного образования в России (2010 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. )
Слайд 10
Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит
следующие принципы поликультурного образования:
полилингвальность (обеспечение овладения несколькими языками);
преемственность (транслирование
национальной культуры от поколения к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития);
дифференциация и разнообразие (закладывание комплиментарности культур и языков в содержание поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции);
креативность (подготовка человека к самореализации п динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации);
культурная целостность (понимание общечеловеческой культуры как сущностной основы образования - освоение обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения);
объемная (стереоскопическая) картина мира (включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт- изучение окружающего мира от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому, от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта Федерации - к России и земному шару);
вариативность (эффективная содержательная структура федерального государственного образовательного стандарта обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами и различных субъектах Федерации - содержательная вариативность поликультурного обучения задается присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта);
этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации).
Слайд 11
Комплексная программа развития поликультурного образования
(2010-2020)
Республика Татарстан
Северной Осетии
— Алании
Чеченская
Республика
Слайд 12
Мультикультурное образование - опора при организации образования на
этнопедагогические факторы, т.е. на ценности народной педагогики.
Модели школ
этнокультурная
(с углубленным изучением культуры одного из этносов)
мулътикулътурная
(с полиэтничным составом учащихся), содержание образования которых будет составлять национально-региональный (родная культура), федеральный и мировой компоненты.
Слайд 13
Культурологическое личностно-ориентированное образование
Акцент на отношении к ребенку как
субъекту жизни, способному к самоизменению и саморазвитию.
Педагог -
посредник между ребенком и культурой, способный ввести его в мир культуры и оказать помощь в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей.
Образование - культурный процесс, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития.
Школа - это целостное культурнообразовательное пространство, где живут и воссоздаются образцы совместной жизни детей и взрослых.
По отношению к учащемуся личностно-ориентированное образование выполняет следующие функции: помогает обрести ценности и смысл жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности.
Слайд 14
Компоненты в культурологическом личностно-ориентированном образовании (по Е.В. Бондаревской):
аксиологический
компонент предполагает введение учащихся в мир ценностей, личностных смыслов;
когнитивный компонент обеспечивает знаниями о человеке, культуре, истории, природе;
деятельностно-творческий компонент способствует развитию творческих способностей, необходимых для саморазвития; личностный компонент обеспечивает возможность познания себя, развития рефлексии, способов саморегуляции.
Слайд 15
Школа диалога культур В. С. Библера
Образовательный процесс, построенный
с опорой на идеи В. С. Библера, называют школой
диалога культур, в которой, одним из основных способов организации учебной деятельности является учебный диалог.
Особенно велика его роль на начальных этапах обучения.
Учебный диалог включает в себя слово ребенка, его высказывание своей мысли, своей точки зрения.
Детские вопросы, догадки и гипотезы, домыслы и заблуждения, самостоятельная постановка проблем втягиваются в урок-диалог.
Ученик не воспроизводит заданные ему понятия, а если и воспроизводит, то делает их предметом своего рассмотрения, согласия или несогласия, возражения-принятия. Возникает возможность разномыслия, разноречия. Ученик таким образом не усваивает готовый учебный предмет, но и не просто выражает свое мнение, а, оказываясь в позиции столкновения мнений, гипотез, концепций, включается в диалог и делает его предметом своей внутренней речи.
Слайд 16
Собственно поликультурное образование
(В. Макаева, Л.Супрунова, З.Малькова)
Учащийся является
не только представителем определенной культурной группы, но и носителем
нескольких культур: этнической, общероссийской, мировой, городской или сельской, половозрастной, социальной и т.д., которые, взаимодействуя на личностном уровне, формируют базовую культуру конкретного школьника.
Следовательно, в содержании образования и педагогическом процессе школы следует не только уделять внимание изучению достижений культуры на уровне цивилизации и культурной группы, к которой принадлежит учащийся, но и создавать условия для развития собственного социокультурного опыта школьников.
Таким образом, согласно данной концепции, образование не сводится к передаче растущему человеку суммы знаний, умений и навыков. Оно включает развитие способностей человека, воспитание гуманного отношения к миру, другим людям, к самому себе.
Сущность поликультурного образования как направленность содержания образования и педагогического процесса на формирование у учащихся готовности к осознанному конструированию знаний, выбору нравственных ценностей, продуктивному общению в условиях культурного многообразия общества.
Реализация идей поликультурного образования в содержании учебных курсов и педагогическом процессе позволяет более полно удовлетворять образовательные потребности различных культурных групп и в то же время дает взрослеющему человеку возможность знакомиться с важнейшими достижениями российской и мировой культуры, развивать межкультурную компетентность.
Слайд 17
Цель поликультурного образования в школе как создание условий
для формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности
в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения дpyгих культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных х национальностей, рас, верований.
Задачи:
глубокого и всестороннего овладения учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
формирования у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитания позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
создания условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
воспитания учащихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.