Слайд 2
Модуль 1. «Общие понятия о методологии и специфике
различных видов деятельности»
«Модуль II. «Методологические инварианты творческой деятельности»
Модуль 111.
«Методологические основы профессиональной деятельности архитектора»
Модуль 1У «Композиционное моделирование»
Структура курса
Слайд 3
Тема 1.Понятие методологии
Основания методологии.
Тема 2. Сравнительный анализ
различных видов деятельности.
Тема 3. Методы деятельности
Тема 4. Средства деятельности:
языковые, логические, информационные, материально-технические,
Тема5. Проект как завершенный цикл продуктивной деятельности
Первый модуль:
Общие понятия о методологии
и специфике различных видов деятельности
Слайд 4
1. Введение. Методология как учение об организации деятельности.
Общее понятие о человеческой деятельности.
2. Организационная культура как
всеобщая форма организации деятельности. Традиционный, ремесленный, профессиональный типы организационной культуры, способы трансляции культуры в них.
3. Формы организации деятельности: индивидуальная и коллективная. Особенности организации коллективной деятельности.
4. Современный проектно-технологический тип организационной культуры. Взаимопроникновение типов организационной культуры. Саморегуляция деятельности.
5. Структура деятельности: потребности, мотивы, цель, формы, методы, средства деятельности, ее результат, оценка результата.
6. Критерии эффективности, требования к критериям.
7. Условия деятельности (мотивационные, кадровые, финансовые, материально-технические, научно-методические, информационные, нормативно-правовые).
8. Принципы и нормы деятельности (этические, правовые, гигиенические и др.).
Лекция 1.
Понятие методологии
Слайд 5
1. «Методология (от «метод» и «логия») – учение
о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности».
2.
«Методология – система принципов и способов
организации и построения теоретической и практической
деятельности, а также учение об этой системе».
3. «Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методе познания и преобразования мира»
общие
энциклопедические
определения
методологии:
Слайд 6
Наиболее полным определением методологии будет следующее :
«Методология – это учение
об организации деятельности»
Данное определение
будет использоваться во всем дальнейшем изложении.
Слайд 7
Деятельность – целенаправленная активность человека.
Организовать деятельность означает упорядочить
ее в целостную систему с четко определенными характеристиками,
логической структурой
и процессом ее осуществления – временнόй структурой
Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы
деятельности, ее результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.
Исторически известны разные типы организационной культуры деятельности:
Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.
Слайд 8
«ОРГАНИЗАЦИЯ».
Если методологию мы рассматриваем как учение об
организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия .
Организация
, это:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или
менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов или
действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил
Слайд 10
Типы организационной культуры деятельности
Исторически известны разные
типы организации деятельности:
Традиционная организационная культура.
Корпоративно-ремесленная культура.
Профессиональный (научный) тип организационной
культуры.
Проектно-технологический
тип организационной культуры.
Слайд 11
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 12
Традиционная организационная культура.
На ранних этапах развития человечества,
общество состояло из коммунальных групп, принципом выделения которых было
различение «свой – чужой». Группы удерживаются мифом и ритуалом.
Миф .
Объясняет:
происхождение предков и
избранность данной группы;
порядок общежития, принцип главенства в группе и его обоснование;
миф задает картину мира,
выделяет иной мир («загробный», мир духов и т.п.), подобный реальному,
но обладающий превосходными качествами и совершенством по отношению к наличному,
жизнь коммунальной группы протекает как бы в этих двух пространствах одновременно.
Слайд 13
Ритуал - реальный механизм, обеспечивающий соотнесение двух миров
(реального и иного) и организующий деятельность людей.
Базовая задача
ритуала:
отделять своих от чужих;
помогать своим, вредить чужим;
карать за отступничество;
воевать за территорию и ресурсы
(когда несколько коммунальных групп пересекается на одной территории).
Слайд 14
Корпоративно-ремесленная культура.
В середине I тысячелетия н.э. складывается
новое общественное устройство с жесткой иерархией церкви. Церковь имела
более совершенную – корпоративную организацию:
единый центр управления;
единая идеология;
четкая иерархия подчинения;
собственная система подготовки кадров;
четко определенные нормы поведения и наказания за их нарушение;
единый язык – латынь.
В позднем средневековье формируются новые центры организации общества – города и университеты. Новая социальная иерархия внутри городов формировалась уже на других принципах – корпоративно-ремесленных.
Корпорации формировались вокруг той или
иной деятельности:
выделялись некоторые образцы (изделий и т.п.) и рецепты их воссоздания, тщательно охраняемые корпорацией.
иерархическая структура общества определялась жестким разделением членов ремесленных корпораций на мастеров, подмастерьев и учеников,
переход из одной категории в другую был длителен по времени и обставлен многими условиями, жестко контролируемыми корпорацией.
Слайд 15
В эпоху Ренессанса университетские корпорации постепенно перешли от
передачи рецептурного знания на разработку и передачу знания теоретического.
Сместился интерес от тех людей, кто умеет и может передавать рецепт этого умения к тем, кто знает, кто может создавать теоретическое знание и передавать его.
Передача теоретического знания стала основной линией в университетском, а потом и во всех других формах образования. Так стал формироваться профессиональный тип организационной культуры
Профессиональный (научный) тип организационной культуры
Слайд 16
Базовой деятельностью, цементирующей
различные профессиональные области, является наука. Именно
наука в профессионально организованном обществе является важнейшим институтом, так
как в ней формируются и
единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделяются частные теории и соответствующие предметные области профессиональных деятельностей.
«Центром» профессиональной культуры являются научные знания, а производство этих знаний – основным видом производства, определяющим возможности остальных видов и материального, и духовного производства.
На протяжении нескольких веков профессиональный тип организационной культуры был основным, ведущим.
Слайд 17
Но во второй половине ХХ века определились кардинальные
противоречия в развитии профессиональной формы организации общества:
противоречия в строении
единой картины мира, созданной наукой;
внутренние противоречия в самой структуре научного знания, которые породила сама же наука;
создание представлений о смене научных парадигм.
Слайд 18
В свою очередь профессиональную деятельность можно
подразделить на:
- практическую
деятельность как в сфере материального, так и в сфере
духовного производства. В этом смысле практической профессиональной деятельностью занято большинство людей;
специфические формы профессиональной деятельности: философская деятельность, научная деятельность, художественная деятельность, религиозная деятельность.
Слайд 19
– стремительный рост научного знания, технологизация средств его
производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и,
соответственно, дроблению профессиональных областей на множество специальностей;
– современное общество не только сильно дифференцировалось, но и стало реально поликультурным. Возможность описания единой мировой истории оказалась крайне проблематичной и обреченной на мозаичность.
Встал практический вопрос о том, как сорганизовать «мозаичное» общество, как управлять им.
Оказалось, что традиционные научные модели «работают» в очень узком ограниченном диапазоне: там, где идет речь о выделении общего, универсального, но не там, где постоянно необходимо удерживать разное как разное.
Таким образом, возникла необходимость развития иного типа организационной культуры – проектно-технологического
Слайд 20
Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности:
игра-учение-труд то можно говорить о:
- методологии игровой деятельности (имея
в виду, в первую очередь, детскую игру);
- методологии учебной деятельности;
- методологии трудовой, профессиональной деятельности;
Слайд 21
Структура деятельности.
Процессуальные
компоненты
деятельности
Слайд 22
ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ
Основанием называется достаточное условие для чего-либо: бытия,
познания, мысли, деятельности.
Рассматривая методологию как учение об организации деятельности
можно выделить следующие три основания современной методологии:
Философско-психологическая теория деятельности.
Системный анализ (системотехника) – учение о системе методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем .
3. Науковедение, теория науки.
В первую очередь, к методологии имеют отношение такие разделы науковедения,
как гносеология (теория познания) и семиотика (наука о знаках).
Слайд 23
Философия изучает деятельность как всеобщий способ
существования человека и,
соответственно, человек и определяется как действующее существо. Человеческая деятельность
охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же
мере, как и работа руки; процесс познания в такой же мере
как человеческое поведение [92]. В деятельности человек
раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем
как существо общественное
Слайд 24
Психология изучает деятельность как важнейший компонент психики. Так,
с точки зрения С.Л. Рубинштейна, психология должна изучать не
деятельность субъекта как таковую,
а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в том числе через исследование деятельности.
Деятельность должна входить в предмет психологии постольку, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности
[209, C. 94].
Слайд 25
Системный анализ , отличаясь междисциплинарным или наддисциплинарным положением,
и являясь как бы прикладной диалектикой, рассматривает, в частности,
деятельность
как сложную систему, направленную на подготовку, обоснование и реализацию решения сложных проблем: политического, социального, экономического, технического и т.д.характера
Слайд 26
Сопоставление подходов этих трех научных дисциплин:
философии, психологии и
системного анализа (системотехники) позволяет выбрать общую схему структуры деятельности
необходимую нам для дальнейшего
изложения.
Рассмотрим основные структурные компоненты деятельности.
Слайд 27
Потребности определяются
как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом
для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой
личности, социальной группы, общества в
целом. Биологические потребности, в том числе у человека, обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов, что в
данном случае нас интересует, – личности, социальных групп и общества в целом – зависят от уровня развития данного
общества, а также от специфических социальных условий их деятельности.
Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности человека,
социальных групп, ради чего она и совершается.
Слайд 28
Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы
к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков,
представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки льтернатив,
выбора и принятия решений.
Слайд 29
Науковедческие основания методологии
Методология как учение об организации деятельности,,
опирается на научное знание.
Исследователь, включаясь в научную деятельность,
должен достаточно четко и осознанно представлять себе – что такое наука, как она организуется, знать закономерности развития науки, структуру научного знания. Ему также необходимо четко представлять критерии научности нового знания, которое он намерен получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он намерен выразить результаты своего научного исследования и т.д. – то есть все то, на что он должен будет опираться в своей научно-исследовательской деятельности для того, чтобы она была осмысленна и организованна.
Слайд 30
центральная область научного знания: физика, химия, космология, кибернетика,
биология, антропологические науки, общественные науки, технические науки;
философия –
она является одновременно и отраслью науки и системой взглядов на мир, поэтому занимает особое место, о чем говорилось выше;
математика – также занимает особое место, является отдельной областью научного знания, поскольку ее предметом является построение формальных моделей явлений и процессов, изучаемых всеми остальными науками;
практические науки (их еще можно назвать деятельностными или технологическими науками): медицина, педагогика, технологические науки.
Научные знания структурируются по определенным отраслям науки, которые можно представить в следующем виде:
Структура научного знания
Слайд 31
Классификации научного знания. Научные знания классифицируются по разным
основаниям:
– по группам предметных областей знания делятся на математические,
естественные, гуманитарные и технические;
– по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные). Феноменталистские знания представляют собой качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями (многие разделы биологии, географии, психология, педагогика и т.д.). В отличие от них эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, строящимися, как правило, с использованием количественных средств анализа;
– по отношению к деятельности тех или иных субъектов знания делятся на дескриптивные (описательные) и прескрептивные, нормативные, содержащие предписания, прямые указания к деятельности.
– по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные, прикладные и разработки;
Слайд 32
Классификация научного знания по отнесению к формам мышления
– разделение знаний на эмпирические и теоретические.
Эмпирическое знание –
это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Соответственно, эмпирическое
исследование направлено непосредственно на объект и опирается на эмпирические, опытные данные.
Эмпирическое знание, будучи совершенно необходимой ступенью познания, так как все наши знания возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания
глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.
Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Слайд 33
Эмпирические исследования, выявляя новые факты науки, стимулируют развитие
теоретических исследований,
ставят перед ними новые задачи.
С другой
стороны, теоретические исследования, развивая и конкретизируя новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентируют и направляют эмпирические исследования
Слайд 34
Общее понятие о семиотике
Семиотика – наука, изучающая законы
построения и функционирования знаковых систем.
Человеческая деятельность, человеческое общение
делает необходимым выработку многочисленных систем знаков с помощью которых люди могли бы передавать друг другу разнообразную информацию и тем самым организовывать свою деятельность.
Для того чтобы содержание того или иного сообщения, которое один человек может передать другому, передавая добытое им знание о предмете или выработанное им отношение к предмету, было понято получателем, необходим
такой способ трансляции, который позволил бы получателю раскрыть смысл данного сообщения.
А это возможно в том случае, если сообщение выражается в знаках, несущих доверенное им значение, и если передающий информацию и
получающий ее одинаково понимают связь между значением и знаком
Семиотика является одним из важнейших оснований методологии,
Слайд 35
Эстетические
основания методологии
Ее специфика и функции заключаются в
том, что она является сферой свободного самовыражения субъекта в
его отношении к миру.
Эстетическая деятельность
(эстетические компоненты деятельности)
присущи в той или иной мере каждому человеку
в любом виде деятельности.
Вступая в жизнь, человек как субъект эстетической деятельности и эстетической культуры
застает готовыми, сложившимися
не только систему социальных отношений,
но и культуру общества с определенным набором материальных и духовных,
в том числе эстетических ценностей, выработанных предшествующим историческим развитием.
Слайд 36
Усвоенные в процессе социального взаимодействия и в результате
целенаправленного воспитания, эстетические ценности общества выступают в качестве:
ориентира
для любого человека, в его собственных эстетических отношениях к действительности;
критерия ее эстетической оценки;
образца, позволяющего организовать продуктивную эстетическую деятельность.
Слайд 37
В общественно-историческом процессе на основе развития общественной практики
и общественного разделения труда происходит профессионализация и выделение в
рамках эстетической деятельности особого ее вида – художественной деятельности - искусства,
в том числе и
архитектурной деятельности.
Слайд 38
Искусство специально ориентировано на производство и воспроизводство эстетических
отношений и ценностей, расширение их диапазона и углубление общественной
значимости.
Искусство является таким видом эстетической деятельности, в котором эстетические ценности находят свое духовно-предметное выражение, что обеспечивает возможность их накопления в культуре и всеобщую сообщаемость.
Слайд 39
Основными
функционально-структурными элементами эстетической культуры являются:
эстетические отношения, системообразующим
фактором которых выступает общественный идеал;
совокупная система художественных ценностей;
особый отряд
людей – художественная интеллигенция,
– осуществляющий на профессиональном уровне воспроизводство художественных ценностей, а также обеспечивающий их функционирование в обществе;
средства тиражирования и коммуникации, обеспечивающие накопление и трансляцию художественных ценностей, их включение в систему эстетических отношений;
институты и механизмы распределения и воспроизводства эстетической культуры и эстетического воспитания.
Слайд 40
Художественная культура, то есть искусство как функционирующая система
художественных ценностей, выступает ядром эстетической культуры.
Распространенное определение культуры
как внегенетической памяти человечества больше всего применимо именно к художественной культуре.
Действительно, в сфере науки и техники новое открытие, изобретение, добавляясь к старому, обобщает его как частный случай, а то и вовсе делает излишним.
Развитие же художественной культуры происходит таким образом, что новые художественные ценности входят в общую культуру человечества, не отрицая художественной ценности памятников предшествующих эпох. В результате вся предшествующая совокупная художественная культура – от древнего эпоса до сложнейших ее современных форм – является основанием
и одновременно источником последующего развития культуры общества.
Слайд 41
Эстетические компоненты
ярко выражены в любой человеческой деятельности,
поэтому
ЭСТЕТИКА
является одним из оснований методологии, как учения
об организации деятельности
Слайд 42
Этические
основания методологии
Любая человеческая деятельность осуществляется в обществе,
и естественно, она должна всегда основываться на морали и,
соответственно, организовывается в соответствии с нравственными нормами.
Нравственная культура общества характеризуется уровнем освоения членами общества моральных требований – нравственных норм, принципов, идеалов и т.д.
Степень овладения ими личностью и практического претворения в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в отношении человека к другим людям, обществу в целом, в его целях, жизненных планах, ценностных ориентациях, установках и т.д.
Нравственная культура выступает как ценностное освоение человеком окружающего мира. Моральные ценности, являющиеся своеобразным регулятивным механизмом отношений общества и личности, пронизывают всю деятельность индивидов, всю систему взаимодействия между ними. В этих ценностях получают конкретное выражение такие категории морали, как добро, долг, честь, совесть и др.
Слайд 43
Поскольку моральная регуляция направлена на достижение общественной, классовой,
групповой согласованности деятельности людей, постольку моральные ценности становятся эталонами
должного поведения. Они, как образец должного, составляют основу моральных оценок деятельности масс, групп и индивидов, фактов и событий. И в случае возникновения коллизий, актов отклоняющегося поведения посредством моральной оценки господствующее общественное мнение нацеливает индивидов, группы на образцы должного поведения.
Слайд 44
Структурными эталонами нравственной культуры как целостной системы являются:
культура
этического мышления (умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы
к особенностям той или иной жизненной ситуации и т.д.);
культура чувств;
- культура поведения (умение строить свое поведение, совершать поступки соответственно усвоенным принципам и нормам морали);
- этикет, регламентирующий форму, манеру поведения.
Слайд 45
Некоторые специфические аспекты этики, так называемой корпоративной этики
и профессиональной этики.
Корпоративная этика – это свод писанных и
неписаных
норм взаимоотношений между сотрудниками в рамках одного конкретного предприятия, фирмы, организации, учреждения.В принципе, возможно рассмотрение и других этических компонентов:
религиозно-этнических,
территориальных и других.
Профессиональная этика. Для некоторых профессий существуют помимо общечеловеческих, общенациональных этических норм еще и дополнительные профессиональные
этические нормы: педагогическая этика, медицинская этика (в т.ч. знаменитая клятва Гиппократа) и т.д.
И, естественно, деятельность в таких профессиях организуется в соответствии и с этими специфическими этическими нормами.
Нормы научной этики - нормы этики в профессиональной научной деятельности –.
Слайд 46
Во-первых, методология вообще долгое время рассматривалась лишь как
учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение).
Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет только анализом методов.
Такое понимание методологии имело свои исторические основания в условиях классового общества и разделения труда на - труд умственный и физический;
( когда относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать).
Разнообразие определений
«методологии» объясняется следующими обстоятельствами:
Слайд 47
Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология целиком относится
к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является
лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией.
Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности.
На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.
Слайд 48
В-третьих, во многих гуманитарных и общественных науках, в
силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата сложилась тенденция
относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения.
Слайд 49
В-четвертых, в некоторых случаях происходит разделение методологии
на два
типа:
дескриптивную (описательную) методологию – о структуре научного знания,
закономерностях научного познания и т.д.;
нормативную (прескриптивную) методологию – прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности .
Но такое определение ведет к
раздвоению, неоднозначности предмета методологии. Очевидно, в данном случае следовало бы говорить о двух разных функциях методологии – описательной и нормативной
Слайд 50
В-пятых. Методология как таковая, в первую очередь методология
науки, в советские времена стала оформляться лишь в 60-е
– 70-е годы прошлого века. В этот период считалось, что вся методология заключена в марксистско-ленинском учении, и всякие разговоры о какой-либо еще «методологии» вредны и опасны.
Несмотря на это, методология науки, благодаря трудам
П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. И в этом их огромная заслуга, поскольку они смогли противостоять идеологическому давлению. Но, в то же время, они поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре этажа :
философский;
общенаучный;
конкретно-научный;
технологический (конкретные методики и техники исследования).
Это разделение методологии было признано практически
всеми методологами и стало подобием «священной коровы» –
оно не подвергалось сомнению.
Но такое деление привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном «этаже» – порознь. А единая картина? А единая методология? И эту путаницу в методологии мы имеем до сих пор.
Слайд 51
В-шестых. Кроме того, в последние годы среди программистов
распространился термин «методология» совсем в новом «звучании». Под методологией
программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ
Слайд 52
В целом же, вероятно, основной объективной причиной появления
различных неоднозначных толкований понятия «методология» является то обстоятельство, что
человечество перешло в новую постиндустриальную эпоху своего развития, сопровождаемую такими явлениями как:
информатизация общества,
глобализация экономики,
изменение роли науки в обществе и т.д.