Слайд 2
Заключение под стражу
в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в
отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения (ст.108 УПК).
Слайд 3
ОСНОВАНИЯ
лицо может скрыться от органов предварительного расследования и/или
суда;
лицо может препятствовать производству по уголовному делу в виде
давления на свидетелей и потерпевших, уничтожения или фальсификации доказательств, иных действий;
лицо может продолжить заниматься преступной деятельностью;
для обеспечения исполнения приговора с момента провозглашения приговора до его вступления в законную силу.
Слайд 4
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ №4-П ОТ 22 МАРТА 2005
г.
Фактическая основа дела:
Уголовные дела в отношении определенных
граждан были направлены в суд накануне или в день истечения срока содержания обвиняемых под стражей, который был установлен судами на стадии предварительного расследования.
В течение 5 - 14 дней после поступления дел в суд, а по некоторым делам - в более поздние сроки судьи принимали вне судебного заседания решения об оставлении меры пресечения без изменения.
Решения были оформлены не отдельным актом, а были включены в постановления о назначении предварительного слушания или о назначении судебного заседания.
Слайд 5
СУТЬ СПОРА
Оспаривается конституционность примененных
в уголовных делах положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которыми
регулируется порядок и сроки применения в отношении обвиняемого заключения под стражу в качестве меры пресечения на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования.
Предмет рассмотрения: ч. 10 ст. 108, ч. 10, 11 ст. 109, ч.1,2,3 ст. 255, ч.2 ст. 229, ст. 410, ст. 411, ч.1,2 ст. 110, ч. 2, 3 ст. 231.
Слайд 6
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
1. Признать ч. 10 ст. 108, ч. 10,11
ст. 109 и ч.1 ст. 255 УПК Российской Федерации, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения не предполагают возможность принятия судом решения по указанному вопросу без исследования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения данной меры пресечения.
Мотивировочная часть решения:
Инициирование принятия решения о заключении обвиняемого или подозреваемого под стражу, так и обоснование перед судом необходимости избрания именно данной меры пресечения и невозможности избрания другой возлагается на прокурора либо, с его согласия, на дознавателя или следователя. Это обязанность прокурора на любых стадиях уголовного судопроизводства, НО это не исключает право суда в случае, если такой вопрос возникает на судебных стадиях, рассмотреть его по собственной инициативе.
Ставя и решая по собственной инициативе вопрос об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, суд не освобождается от обязанности выслушать мнения сторон, а стороны не могут быть лишены возможности привести свои доводы.
Слайд 7
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
2. Признать ст. 227 и 228, ч.2 ст.
229 УПК Российской Федерации и ч. 2,3 ст. 255, ст. 410 и 411 не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения не допускают возможность содержания обвиняемого под стражей без судебного решения после направления прокурором или вышестоящим судом уголовного дела на рассмотрение в суд.
Мотивировочная часть решения:
Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.
Единые для всего уголовного судопроизводства нормативные основания применения в качестве меры пресечения заключения под стражу могут сохраняться в течение всего времени производства по уголовному делу, и, соответственно, переход от одной процессуальной стадии к другой не влечет автоматического прекращения действия примененной на предыдущих стадиях меры пресечения.
Слайд 8
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
3.
Признать ч. 1,2 ст. 110, ч.3 ст. 255, ч.7
ст. 410, ч.1 ст. 411 УПК Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения не предполагают произвольное и не контролируемое судом продление сроков содержания подсудимого под стражей и не освобождают суд от обязанности рассмотрения уголовного дела в разумные сроки.
Мотивировочная часть решения:
Адресованное суду требование не реже чем через три месяца возвращаться к рассмотрению вопроса о наличии оснований для дальнейшего содержания подсудимого под стражей, независимо от того, имеются ли на этот счет какие-либо обращения сторон или нет, обеспечивает судебный контроль за законностью и обоснованностью применения этой меры пресечения и ее отмену в случае, если необходимость в ней не будет доказана.
Слайд 9
Решения Верховного Суда
Ходатайства об избрании меры пресечения в
виде заключения под стражу и ходатайства о продлении срока
содержания обвиняемого под стражей должны быть обоснованны фактическими данными.
В определении судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 8.10.2008г. №77-О08-20 суд принял решение об отказе в удовлетворении ходатайства о продление срока содержание под стражей, мотивируя это тем, что каждый имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока в независимости от сложности дела.
Слайд 10
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16
мая 2012 г. N 42-П12
Отмена постановлений нижестоящих судов,
в связи с тем что:
Срок содержания под стражей нескольких обвиняемых по делу продлевался одновременно, при этом использовалась одна и та же обобщающая формулировка, что несовместимо с гарантиями, закрепленными в п. 3 ст. 5 Конвенции в той мере, в которой он допускает непрерывное содержание под стражей группы лиц без индивидуальной оценки оснований для содержания под стражей или соблюдения разумного срока в отношении каждого члена группы.
сложность дела сама по себе не может оправдать общую длительность уголовного судопроизводства.
Слайд 11
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18
апреля 2012 г. N 32-П12
Отмена постановлений нижестоящих судов,
в связи с тем что:
Суды используют стереотипную формулировку обоснования своих решений, их мотивировка не отражает развития ситуации с течением времени и не содержит оценки того, насколько правомерным является содержание под стражей на последних этапах судопроизводства. Российские суды ни на одном этапе производства по делу не рассматривали вопрос о том, превышает ли срок содержания заявителя под стражей "разумный период".
Слайд 12
ПРАКТИКА ОБЖАЛОВАНИЯ
Обжалование
постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под
стражу(от 1 декабря 2011 г. № 22-2987)
Слайд 13
СУТЬ ДЕЛА
Судебная
коллегия по уголовным делам Тамбовского областного суда рассмотрела в
судебном заседании кассационную жалобу адвоката П. в защиту интересов подозреваемой М. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 22 ноября 2011 года, которым в отношении М., не судимой, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Органами предварительного следствия М.М.В. подозревается в совершении кражи сотового телефона принадлежащего Т.А.А., то есть в совершении преступления предусмотренного п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ.
Слайд 14
ДОВОДЫ СУДА I-ой ИНСТАНЦИИ
Обосновывая свой вывод о необходимости избрания в отношении
подозреваемой М. меры пресечения в виде заключения под стражу, судья Ленинского районного суда г. Тамбова указал, что она ранее к уголовной ответственности не привлекалась, имеет постоянное место жительства и регистрации на территории <...>, однако, так как у нее отсутствуют документы, удостоверяющие ее личность и она подозревается в совершении аналогичного преступления, то есть основания полагать, что она может скрыться от следствия и суда, а также совершить новое преступление.
Слайд 15
ДОВОДЫ АДВОКАТА
Просит постановление отменить, указывает, что суд, в
основу избрания меры пресечения, положил данные, которые в ходе
судебного заседания не проверялись и материалами дела не подтверждены.
Считает, что у следствия нет прямых доказательств, указывающих на то, что М. может скрыться от следствия и суда, вновь совершить преступление, доводы суда в этой части являются немотивированным предположением.
Не учтены также: положительная характеристика на М. с места ее регистрации, выписка из домовой книги, согласно которой она проживает в <...>, совместно с ней проживает Л., который ходатайствовал о личном поручительстве.
Слайд 16
МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
С выводом судьи 1-ой инстанции
нельзя согласиться, в связи с тем, что в судебном заседании в недостаточной мере были проверены данные о личности М., состоянии ее здоровья, а также возможность избрания в отношении нее иной, более мягкой меры пресечения.
Нельзя согласиться и с оставлением без соответствующей надлежащей оценки ходатайства Л. о личном поручительстве, так как у суда имелась возможность выяснить и проверить материалы, характеризующие данную личность.
Кроме того, в суд кассационной инстанции стороной защиты были представлены свидетельство о рождении М.М.В., а также справка о состоянии ее здоровья, которые не были исследованы в суде при решении вопроса о мере пресечения.
Слайд 17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ
Постановление судьи Ленинского районного суда г.
Тамбова от 22 ноября 2011 года в отношении М.
отменить и направить на новое судебное разбирательства в тот же суд, но другим судьей.
Меру пресечения в виде заключения под стажу в отношении М.М.В. отменить, из-под стражи освободить немедленно.